Eurofighter против F-35: бои за бюджет

Eurofighter против F-35: бои за бюджет

Люфтваффе ФРГ определились с будущим авиапарком
Eurofighter EF2000.
© wikipedia.org
Люфтваффе ФРГ определились с будущим авиапарком
' + '' + ' ' + ''+ ' Eurofighter EF2000.
15 апреля 2020, 09:50
Реклама

Военно-воздушные силы Германии обновляют парк боевых самолетов. Недавно газета «Frankfurter Allgemeine Zeitung» сообщила, что военное ведомство планирует вместо устаревших истребителей-бомбардировщиков Tornado закупить к 2025 году для Люфтваффе 90 европейских Eurofighter, 30 американских палубных истребителей Boeing F/A-18F Super Hornet и 15 самолетов радиоэлектронной борьбы (РЭБ) EA-18G Growler. Может ли стать такое обновление авиации НАТО проблемой для российских средств ПРО-ПВО — разбирался «Армейский стандарт».

Покупка новых самолетов — мера во многом вынужденная. Сейчас на вооружении ВВС Германии 234 боевых самолета. Из них — 141 Eurofighter и 93 устаревших Tornado совместного производства немецкой компании Messerschmitt, британской British Aerospace и итальянской Alenia Aeronautica.

Ресурсные сроки Tornado, разработанного еще в 70-х годах прошлого века, истекают к 2025 году, потому им и потребовалась замена. Причем 46 Tornado IDS 33-й тактической авиационной эскадры в Бюхеле (земля Рейнланд-Пфальц) являются носителями американских ядерных бомб В61. Бомбы хранятся на складах авиабазы. В последнее время их активно модернизируют.

Берлин долго стоял перед выбором: что купить на замену Tornado — американский Super Hornet или европейский Eurofighter Typhon?

Конечно, практичные немцы склонялись в пользу «европейца», сделанного при участии немецких компаний и на немецких производственных мощностях. Это было очень важным аргументом в пользу этого самолета.

Однако Eurofighter не был сертифицирован под несение американских ядерных авиабомб В61. А значит, из чисто военно-технических соображений американцы не могли позволить своим союзникам по НАТО сделать этот выбор.

Tornado ECR.
© wikipedia.org
Tornado ECR.

У Германии оставалось мало шансов на то, чтобы отстоять свой собственный выбор. Американцы давили. Рассматривался даже вариант закупки истребителей пятого поколения F-35A Lightning II американской фирмы Lockheed Martin. США очень активно на этом настаивали. Но немцы устояли, несмотря на то что возможная сделка сопровождалась рядом закулисных скандалов.

Так, в 2017 году был вынужден досрочно уйти в отставку командующий Люфтваффе генерал-лейтенант Карл Милнер, который слишком уж активно лоббировал интересы американцев по продаже Германии F-35.

Споры партнеров по НАТО особо не афишировались. Про огромную цену и многочисленные недостатки американского F-35 вслух не говорилось. Как и о том, что с его покупкой бундесвер оказался бы в серьезной зависимости от США в вопросах военно-технической политики, обслуживания самолетов, поставки запчастей, обучения пилотов. Это и без того было ясно.

И вот, наконец-то, в 2019 году Берлин официально отказался от покупки американских ударных истребителей F-35 Lightning II, выбрав «соломоново» решение. Германия заявила о покупке 90 новых Eurofighter и одновременно еще 30 американских истребителей Boeing F/A-18F Super Hornet и 15 самолетов РЭБ EA-18G Growler.

По поводу Eurofighter немцы заявили, что главное для них, что он создан с участием европейских компаний. А если не покупать для своей армии собственную продукцию, то это ослабит европейскую оборонную промышленность, что, кстати, абсолютно точно.

Правда, истребители Eurofighter оказались не приспособлены для несения американских ядерных авиабомб В61. Для американцев такое, конечно же, было неприемлемо, а потому новые самолеты решено доработать.

Модернизация под ядерные носители потребует немалых средств. Проводить ее, считают эксперты, будет американская фирма Boeing. Она имеет богатый и успешный опыт интеграции систем вооружения различных стран.

Boeing F-A-18F Super Hornet.
© wikipedia.org
Boeing F-A-18F Super Hornet.

Однако дорабатывать этот самолет, похоже, придется не только под ядерное оружие. Дело в том, что новый истребитель не представляет особой опасности для российской системы ПРО-ПВО. Eurofighter создавался исключительно для воздушных боев, этот истребитель не приспособлен для установки ракет класса «воздух-земля», а потому противостоять российским зенитным ракетным комплексам, таким как С-400, он не может.

По мнению экспертов немецкой газеты «Frankfurter Allgemeine Zeitung», устаревший Tornado, от которого в Люфтваффе собираются избавиться, имеет в этом смысле куда большие возможности. А значит, защищаться от С-400 самолеты Eurofighter смогут лишь в том случае, если будут вести бой в сопровождении многоцелевых истребителей Tornado. Да и то с переменным успехом, так как радиус действия их ракет уступает дальности ракет С-400.

Хотя, говорят эксперты, и такой воздушный тандем — тоже не самая лучшая идея, так как у Tornado в данный момент очень много технических проблем. Именно поэтому их и меняют. К примеру, у них сложности с электроникой, системой защиты связи и другими параметрами. К прорыву российской эшелонированной системы ПРО-ПВО они не готовы.

Ситуацию может спасти оснащение новых Eurofighter ракетами типа Storm Shadow c инерциальной системой наведения, дальность которых составляет 250 км, или крылатыми ракетами большой дальности Taurus, дальностью свыше 500 км. Но все это также требует доработки самолета, а следовательно, и времени, и новых средств. Это еще притом что каждая ракета Taurus стоит примерно миллион долларов.

Вывод из всего сказанного напрашивается один: если, понимая всю складывающуюся ситуацию, немцы все-таки делают выбор в пользу Eurofighter, то это значит, что воевать всерьез они не собираются. По крайней мере с Россией.

Реклама
Реклама