«Премьер» все изменит
В 2024 году в войска придет новое поколение самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-100. Об этом заявил председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Бондарев. Он сказал, что этот новый «летающий локатор» имеет массу преимуществ перед своими предшественниками — комплексами А-50 и А-50У. Что это за преимущества, выяснял «Армейский стандарт».
«Мох», предшественник «Оплота»
Предшественник А-100 — самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) А-50 начал создаваться в ОКБ Г.М.Бериева (ОКБ-49) совместно с Московским НИИ приборостроения еще в середине 70-х годов прошлого столетия.
То были годы бурного развития зенитных ракетных систем, которое заставляло боевую авиацию искать спасения у самой земли, где стоявший тогда на вооружении войск ПВО воздушный радиолокационный комплекс Ту-126 (первый советский носитель средств дальнего радиолокационного обнаружения воздушных и морских целей; по кодификации НАТО — Moss, «Мох») был бессилен.
Военным нужен был новый самолет, оснащенный радиолокационной станцией (РЛС), которая могла бы отслеживать воздушные цели на малых и даже сверхмалых высотах.
Таким самолетом стал А-50 (по классификации НАТО — Mainstay, «Оплот»), который до сих пор стоит на вооружении Российской армии. Его создали на базе военного транспортника Ил-76. К 1985 году в войска были переданы первые три машины, которые постоянно дорабатывались. Стоимость каждого самолета оценивается примерно в $330 млн. Для сравнения, аналог А-50 — американский самолет Boeing E-3 Sentry с системой AWACS, созданный в 70–80-е годы — обошелся Пентагону примерно в $1 млрд за штуку.
Наш А-50 появился позже американского радара, и потому за характерное сходство с ним его стали называть «советским АВАКСом».
По сравнению с Ту-126 он знаменовал огромный скачок в освоении технологий радиолокации и наведения. Наша армия впервые получила настоящий летающий командный пункт. Он мог одновременно решать огромное количество важнейших боевых задач: общий мониторинг воздушной и надводной обстановки, обнаружение и сопровождение разных по сложности целей, управление и наведение на них самолетов ударной и истребительной авиации.
Воздушный командный пункт
Первая встреча А-50 с потенциальным противником состоялась в декабре 1987 года, когда норвежский противолодочный самолет Р-3В Orion обнаружил «советский АВАКС» над акваторией Баренцева моря. Хотя официально А-50 был принят на вооружение только в 1989 году, он до сих пор считается самым секретным российским самолетом. О его характеристиках всегда говорилось обтекаемо. Лишь когда на смену А-50 стали приходить новые модификации, кое-что об этом самолете стало приоткрываться.
В частности, известно, что РЛС А-50 обнаруживает одиночные маловысотные воздушные цели, например крылатые ракеты, на расстоянии в 200–400 км, высотные цели — на дальности до 600 км, морские — за 400 км. Может надежно вести одновременно до 60 целей и наводить на них до 12 истребителей.
Кроме того, отечественный АВАКС по факелу двигателя может засекать старты тактических и оперативно-тактических ракет на расстоянии в тысячу километров.
Самолет способен дозаправляться в воздухе, может работать в условиях сильных радиоэлектронных помех. При этом летающий КП и сам имеет комплекс обороны, состоящий из систем пассивного и активного радиоэлектронного противодействия. Может выпускать радиолокационные отражатели и ложные тепловые цели.
Экипаж самолета состоит из пяти человек, плюс еще 10–11 специалистов на борту — это операторы, которые обслуживают радиотехнический комплекс «Шмель» — главное «оружие» А-50.
Сотни целей под присмотром
Самолет создавался в годы, когда мы серьезно отставали от США в области электроники. Потому одним из недостатков называли слишком большой вес радиоэлектронной аппаратуры на борту — порядка 20 тонн. Это в полтора раза больше, чем у американского аналога.
Наш самолет долгое время уступал американцу по характеристикам дальности обнаружения целей и количеству каналов наведения. Хотя при этом А-50 лучше, чем Boeing E-3 Sentry, распознавал и определял цели на фоне земной поверхности. А европейский театр военных действий — это как раз в основном суша.
По мере развития электронной промышленности «начинка» А-50 обновлялась. За годы службы в войсках А-50 прошел ряд модернизаций. Наиболее удачными вариантами стали версии А-50М и А-50У.
Технические характеристики этих самолетов также не разглашаются, но специалисты говорят, что благодаря современной элементной базе и использованию ряда новейших технологий удалось существенно уменьшить габариты аппаратуры и параметры энергопотребления радиотехнического комплекса.
Одновременно появилась возможность сопровождать уже не десятки, а сотни воздушных целей, наводя на них большее число истребителей. При этом взлетный вес А-50У остался прежним. Это позволило брать на борт больше горючего, за счет чего самолет дольше может находиться в воздухе.
Кроме того, модернизированный А-50У научился работать полностью в автономном режиме. То есть команды на борт истребителя с воздушного КП стали выдаваться не офицером боевого управления, а в автоматическом режиме. В составе пилотажно-навигационного комплекса появилась аппаратура спутниковой навигационной системы.
В модернизированном А-50У вообще многое сделано для удобства экипажа и операторов комплекса. Их рабочие места изменились кардинально. Старые экраны с электронно-лучевыми трубками, на которых отражалась информация, сменили дисплеи с жидкокристаллическими индикаторами большого разрешения. На борту появились даже комнаты отдыха и буфет, оборудованный бытовой техникой.
Модернизированные самолеты пополнили боевой состав авиагруппы боевого применения авиационных комплексов дальнего радиолокационного обнаружения. Она создана на базе 610-го Центра боевого применения и переучивания летного состава, дислоцированного на аэродроме Иваново-Северный. Там сейчас базируется около 20 таких машин.
В ожидании «Премьера»
По сути, модернизация А-50 до уровня А-50М, и особенно — А-50У, стала переходным этапом к новому многофункциональному авиационному комплексу А-100 «Премьер». Он стал разрабатываться в связи с появлением новых классов целей и созданием истребительной авиации нового поколения. По мнению специалистов, появление и применение этого самолета коренным образом поменяет картину современного боя.
А-100 создан на базе военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А, с новыми малошумными и более мощными двигателями ПС-90А76. Разработчики комплекса утверждают, что их самолет — это уже не просто модернизация, а следующее поколение «летающих локаторов».
Такого рода технику могут производить лишь несколько стран. Уровень российского комплекса А-100 по мировым стандартам можно считать непревзойденным. Из открытых источников кое-что о самолете уже известно.
В частности, утверждается, что из воздушного наблюдателя А-100 может быстро превращаться в эффективную летающую систему радиоэлектронной борьбы, управлять стаей беспилотных летательных аппаратов, выполнять функции воздушного командного пункта, обеспечивающего связь с разнородными войсковыми группировками. Он может обнаруживать и сопровождать наземные и морские цели на удалении до 500 км, воздушные — до 1000 километров.
По словам главы Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, экс-главкома Воздушно-космических сил Виктора Бондарева, А-100 способен одновременно вести до 300 различных целей. Причем скорость их классификации — обнаружения, распознавания, обработки и целеуказания — существенно увеличилась.
Скорость целей, которые умеет фиксировать А-100, — от 90 км/ч до 3,6 тыс. км/ч и даже более. Причем аппаратура А-100 проводит селекцию выбранных объектов без участия оператора, назначая наиболее приоритетные для начала атаки или, напротив, ее отражения.
А-100 получил новый двухдиапазонный локатор с фазированной антенной-решеткой, а также уникальное радиотехническое оборудование. Оно позволяет быстро наращивать радиолокационное поле на нужном операционном направлении.
Важный факт — сверхточный радар дальнего обнаружения (он разрабатывался под шифром «Ванта») создан сразу в военной и гражданской версиях. Когда он применяется военными, то во время управления авиагруппировкой сначала анализирует собственную радиолокационную информацию, а затем на этом основании подбирает наиболее удобную точку атаки и выдает истребителю команду на уничтожение цели из этой самой точки.
А в гражданском варианте этот радар анализирует траектории полетов окружающих самолетов, не давая им столкнуться в воздухе. При создании этого радара с самого начала важное внимание уделялось миниатюризации — блок его аппаратуры весит всего 20 кг.
Появление в Российской армии такого самолета, как А-100, трудно переоценить. Военные конфликты последних десятилетий, а также крупные военные учения, участниками которых всегда были самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления, показывают, что они стали одним из главных факторов достижения превосходства над противником. Причем не только в небе, но на море, и на суше. Их применение — залог успеха проводимых боевых операций.