О существовании этой разновидности боевой техники слышал каждый житель Советской России. Ведь едва ли не ежедневно по радио звучала патриотическая песня со словами: «Мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути». «Армейский стандарт» собрал сведения о вооруженных пушками и пулеметами грозных бронированных поездах.
«Блиндажи на колесах»
Свою родословную бронепоезда ведут от блиндированных эшелонов. У этих боевых железнодорожных составов для защиты от пуль и снарядов использовались средства, позаимствованные у полевых армейских укреплений. Вагоны-платформы с установленными на них орудиями загораживали брустверами из мешков с песком или бревен. В русской армии первые такие монстры появились в самом начале прошлого века.
Вскоре кустарные «блиндажи на колесах» уступили место составам со специально защищенными броней вагонами и даже паровозом. Массовый выпуск такой военной техники был организован в нескольких европейских странах после начала Первой мировой войны.
Российские инженеры К.Кром и М.Колобов еще накануне войны, в 1913 году, спроектировали первые варианты бронепоездов. По этим проектам к началу 1915 года построили 5 бронированных составов.
Во второй половине того же года были изготовлены несколько легких бронепоездов, получивших название «Хунхуз». В каждом из них был защищенный броневыми листами паровоз «Ов». Он тянул две бронеплощадки — железнодорожные платформы со смонтированными на каждой орудийной башне и каземате 12 станковыми пулеметами.
Такой боевой состав обслуживала команда из 94 человек. Для связи между вагонами-батареями использовалась сигнализация — лампочки, звонки или рупорное переговорное устройство. К слову сказать, внутри у этих «железнодорожных танков» для комфорта экипажа даже систему отопления предусмотрели.
До революции в России построили полтора десятка бронепоездов. В годы Гражданской войны такая боевая техника нашего и зарубежного производства пользовалась большой популярностью из-за фактического отсутствия линии фронта между противоборствующими сторонами. Бронепоезда позволяли предпринимать рейды в тыл противника, совершать артиллерийские налеты и проводить акции устрашения.
Опыт использования бронепоездов быстро показал их главное уязвимое место: такую махину можно легко «стреножить», повредив снарядом или миной железнодорожные пути впереди или сзади. Чтобы справиться с подобной бедой, пришлось дополнять состав бронепоезда платформой с материалами для ремонта пути — рельсами, шпалами, а в экипаж включать специальную бригаду рабочих. Платформы ставили в голове состава, и они выполняли вдобавок еще и функцию защиты от заложенных мин.
В итоге «железнодорожные воины» приспособились довольно удачно преодолевать препятствия, возникающие у них на пути. Вот, например, что вспоминал командир белогвардейского бронепоезда «Дмитрий Донской»: «Однажды «Донской» действовал между двумя станциями на пути, параллельном линии фронта. По нам били две батареи, скрытые за складками местности, поезду приходилось все время переходить с места на место, чтобы не дать возможности по нему пристреляться. И вот в один из этих переходов граната противника ударяет под самым нашим носом и вышибает кусок рельсы фута два или три длиной (60–90 см). Остановиться уже не было возможности, и я считал, что поезд неминуемо сойдет с рельс, но, к моему удивлению и радости, «Дмитрий Донской», прохромав по выбоине, благополучно перебрался на исправный путь…»
Вторая мировая
В Великой Отечественной войне у СССР было более 200 бронепоездов. Их конструкция постоянно совершенствовалась. В 1943 году заводы стали выпускать вариант, признанный наиболее удачным. Это бронепоезда БП-43. На вагонных артиллерийских площадках этих железнодорожных бойцов устанавливались 4 башни танков Т-34. Кроме этого, имелись еще пулеметы ДТ и средства противовоздушной защиты — зенитные 37-мм орудия, крупнокалиберные пулеметы ДШК.
После 1942 года было выпущено несколько бронепоездов, на бронеплощадках которых смонтировали пусковые реактивные установки. Однако стрельба «катюшами» с железнодорожных платформ оказалась малоэффективной: при залпе вагон качался, и это сильно увеличивало рассеивание снарядов.
В связи с наличием у противника большого количества танков и противотанковых орудий тактику «железнодорожных боев» пришлось изменить. Лихие рейды бронепоездов на передовой были заранее обречены на то, что их уничтожат либо сильно повредят снарядами. Куда более удачным признали использование этих «крепостей на рельсах» в роли «блуждающих батарей» — скрытно выдвинулись на позицию, обстреляли в течение нескольких минут намеченные цели и тут же передислоцировались.
В первый, самый тяжелый период войны, когда Красной Армии пришлось отступать, бронепоезда нередко выполняли роль арьергарда. Они прикрывали наши отходящие войска, уничтожали остающиеся позади железнодорожные мосты, чтобы затруднить немцам продвижение.
Бывали случаи, когда из-за сильно поврежденной неприятельскими снарядами или бомбами рельсовой колеи на пути отхода бронепоезд оказывался в ловушке. Тогда он превращался в маленькую крепость, гарнизон которой вступал в неравный бой с врагом и брал с фашистов дорогую плату за свои жизни.
В летописи Великой Отечественной можно найти информацию о некоторых весьма необычных боевых эпизодах с участием бронепоездов.
В конце второго месяца войны немцы провели удачную спецоперацию на Украине. Их десантное подразделение внезапной атакой захватило станцию Жуляны, где находился в то время состав теплушек со снаряжением для авиационных частей.
Дожидаясь подхода своих основных частей, десантники позаботились о том, чтобы русские не ударили по ним с тыла: разобрали въездную стрелку на станции и даже подорвали железнодорожный мостик через протекающий по соседству ручей. Но это не помешало нашему бронепоезду атаковать неприятеля. Командир «рельсового броненосца» послал бригаду своих ремонтников, чтобы они под покровом ночи восстановили поврежденные участки пути. А когда это было сделано, ранним утром советский бронепоезд внезапно для немцев на скорости прорвался в самый центр станционной территории и открыл шквальный огонь из всех своих четырех орудий и двадцати четырех пулеметов. Уцелевшие немецкие десантники отступили, а экипаж бронепоезда подцепил теплушки со столь необходимым авиационным грузом к своему поезду и вывез их в тыловой район.
Еще один уникальный бой также случился на Украине, но уже при ее освобождении весной 1944-го. Под Ковелем произошла дуэль двух бронепоездов. Гитлеровское командование решило выслать на помощь войскам, оборонявшимся на этом участке фронта, свой бронепоезд «Адольф Гитлер». Тот на протяжении нескольких дней, удачно маскируясь на местности, совершал короткие артиллерийские обстрелы советских позиций, причем делалось это с немецкой пунктуальностью: ежедневно в 9 утра.
Наши наблюдатели сумели засечь действия врага. После этого для уничтожения фашистского бронепоезда к передовой скрытно подогнали наш бронированный боевой состав «Илья Муромец». 4 июня он к 9 часам вышел навстречу «Гитлеру».
Дальше последовала перестрелка бронепоездов, находившихся на закрытых друг от друга позициях. Наши наводчики оказались более меткими: ведь они точно знали месторасположение противника, а для немцев появление советского бронепоезда стало неожиданностью. В итоге «Илья» уничтожил «Адольфа», не получив в ответ ни единого попадания.
Одним из самых знаменитых стал в годы войны бронепоезд «Железняков», который принимал активное участие в боях при обороне Севастополя. Несмотря на господство немецкой авиации и сильнейшие артобстрелы, экипаж бронепоезда раз за разом совершал вылазки в сторону позиций неприятеля. Кратковременным, но сильным обстрелом вносил сумятицу в расположении противника и молниеносно ускользал из-под ответного огня, прячась в удобных укрытиях, в том числе и в многочисленных здесь железнодорожных тоннелях.
К исходу первого года войны в журнале боевых действий зафиксировано почти полторы сотни таких лихих атак «Железнякова». Гитлеровцы даже прозвали его «зеленым призраком» за столь удивительную неуязвимость. Однако в конце концов им все-таки удалось уничтожить этот «призрак». В конце июня 1942 года немцы засекли бронепоезд, скрывавшийся в тоннеле, и вызвали свои «юнкерсы». Под ударами их мощных бомб своды тоннеля обрушились и погребли «Железнякова» в каменной могиле.
Даже по неполным данным, за годы Великой Отечественной советские бронепоезда уничтожили более 350 неприятельских танков, почти столько же орудий и минометов, свыше 700 автомобилей, 115 самолетов и 2 бронепоезда гитлеровцев. За подвиги в боях 5 бронепоездов Красной Армии и войск НКВД были награждены орденом Красного Знамени.
После Второй мировой, особенно с появлением «дальнобойного» ракетного оружия, бронепоезда превратились в военную архаику. Позже, в 80-е, эстафету у них приняли боевые железнодорожные ракетные комплексы со стратегическими ракетами. Но это, как говорится, уже совсем другая история.