«Орион» - восходящая звезда
В конце апреля Минобороны РФ подписало акт приемки первого беспилотного комплекса «Орион» компании «Кронштадт». Комплекс с тремя беспилотными летательными аппаратами поступает в войска для опытной эксплуатации. Подписание акта приемки первого «Ориона» не только существенное событие в судьбе проекта. Это знаковая веха в развитии беспилотной авиации в России. «Орион» — первый современный комплекс с летательным аппаратом подобной размерности, поступивший в распоряжение российских военных. Теперь перед ними открываются новые, ранее недоступные, возможности. «Армейский стандарт» изучил историю создания и возможности первого военного дрона массой в одну тонну.
История создания
О передаче первого комплекса сообщил информагентству ТАСС генеральный конструктор компании-разработчика Николай Долженков. Создание беспилотного авиационного комплекса «Орион» началось в 2011 году. К тому времени стало понятно, что шансы получить полнофункциональную систему с аппаратами аналогичного класса у иностранных поставщиков вооружения и военной техники, например, у Израиля, — иллюзорны.
«Орион» разрабатывался в интересах и в соответствии с техническим заданием Министерства обороны России в рамках опытно-конструкторской работы «Иноходец».
Право выполнять работу по созданию российского комплекса со средневысотными беспилотными летательными аппаратами большой продолжительности полета, так называемого MALE-класса, было предоставлено компании «Транзас». Исполнителя выбрали по итогам конкурса, в котором также принимали участие концерн «Вега» и КБ «Туполев».
В дальнейшем компания «Транзас» была реформирована. Выделенный в отдельную структуру дивизион беспилотной авиации, получивший наименование «Кронштадт», был в 2015 году приобретен АФК «Система». Новые владельцы направили существенные финансовые инвестиции в проекты по беспилотной тематике, что позволило интенсифицировать работы.
Беспилотный «хайтек»
Созданный беспилотный летательный аппарат «Орион» выполнен по нормальной аэродинамической схеме со среднерасположенным крылом большого удлинения (размах порядка 16 метров) и V-образным хвостовым оперением. Максимальная взлетная масса аппарата, по информации разработчика, — 1200 кг.
В конструкции аппарата, включая обшивку и силовые элементы, широко использованы углепластиковые композиционные материалы. Это позволило облегчить планер. В компании была создана и освоена в производстве технология вакуумной инфузии.
Для полетов в условиях низких температур беспилотный аппарат был оснащен электроимпульсной противообледенительной системой.
В хвостовой части аппарата размещен поршневой двигатель, вращающий и толкающий двухлопастный винт. Двигатель АПД-115Т разработан компанией «Итлан» и, по-видимому, является аналогом 115-сильного австрийского двигателя Rotax 914, применяемого на ряде беспилотных аппаратов, в том числе на американском тяжелом беспилотнике Predator.
Воздушный винт регулируемого шага АВ-115 создан российской компанией «Аэросила». По словам ее представителей, это первенец семейства высокоэффективных воздушных винтов для беспилотников.
«Орион» может выполнять полеты на высотах до 7500 метров продолжительностью до 24 часов. Беспилотник оснащается системой связи разработки рыбинского КБ «Луч». Радиус действия достигает 250 км. Взлет и посадку аппарат выполняет в автоматическом режиме «по-самолетному» с использованием трехстоечного убираемого колесного шасси.
Цель вижу, атакую!
Беспилотный летательный аппарат может нести полезную нагрузку массой до 200 кг. В ее составе, в частности, многоканальная оптикоэлектронная система наблюдения МОЭС на гиростабилизированной платформе. Система разработана Научно-производственной корпорацией «Системы прецизионного приборостроения». Она позволяет обнаруживать и сопровождать цели днем и ночью, а также обеспечивает целеуказание для управляемого оружия.
Кроме того, беспилотник может нести радиолокационную станцию или станцию фоторазведки и, возможно, системы радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы. Для размещения этой аппаратуры предназначен отсек под центральной частью фюзеляжа.
Что касается оснащения аппарата оружием, то, несмотря на то что принципиальная возможность создания вооруженного варианта подтверждалась, официально компания «Кронштадт» не раскрывала подробности подобных опций. В связи с этим о конкретных вариантах вооружения аппарата «Орион» можно рассуждать лишь гипотетически.
Во-первых, можно говорить о возможности применения тех вооружений, которые создаются корпорацией «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ). В феврале 2020 года генеральный директор корпорации Борис Обносов сообщил, что КТРВ разрабатывает несколько новых боеприпасов массой от 50 кг до 100 кг. При этом в числе носителей указывались беспилотники компаний «Кронштадт» и «Сухой».
Во-вторых, можно предположить использование тех разработок в области авиационного вооружения для беспилотников, которые ведутся в инициативном порядке рядом компаний. В их числе, к примеру, ОКБ «Авиаавтоматика» из Курска. Она уже демонстрировала на открытых выставках и презентациях линейку управляемых бомб калибром от 25 кг до 50 кг.
Наконец, нельзя исключать, что «Орион» также будет нести некоторые образцы неуправляемого ракетно-бомбового вооружения, приемлемая точность попадания которых может обеспечиваться за счет использования возможностей его прицельно-навигационного комплекса.
Сирийский опыт
Начальный этап испытаний «Ориона», включая пробежки и подлеты, согласно публиковавшимся в СМИ данным, состоялся на базе Летно-исследовательского института имени М.М. Громова в подмосковном Жуковском. Затем последовали летные испытания в Рязанской области, на аэродроме «Протасово», который для этих целей был модернизирован компанией «Кронштадт».
Не обошлось, похоже, и без традиционной в последние годы для многих новых образцов вооружения и военной техники апробации в боевых условиях в Сирии. По сведениям некоторых сирийских источников, «Орион» был замечен в стране в 2019 году. Причем указывалось, что беспилотник применялся в разведывательно-ударной конфигурации.
Переданные российским военным беспилотники, вероятно, относятся к первым образцам, построенным в рамках серийного производства. О запуске серии на авиасалоне МАКС-2019 рассказал гендиректор компании «Кронштадт» Сергей Богатиков. При этом, по его словам, вслед за установочной партией должна начаться работа над созданием крупносерийного производства, на котором «можно будет строить до семи таких комплексов в год».
Это количество может быть в принципе увеличено. Так, помимо поставок непосредственному заказчику разработки — российскому Министерству обороны, разработчики рассчитывают на возможность поставок экспортной версии беспилотника за рубеж.
О надеждах занять существенную нишу на рынке аппаратов MALE-класса руководство «Кронштадта» говорило еще два года назад, когда с «Рособоронэкспортом» было заключено соглашение по продвижению системы на внешнем рынке.
Конкуренты
Основными конкурентами «Ориона» на международном рынке являются прежде всего беспилотные системы MALE-класса, созданные Израилем и КНР. Израиль предлагает заинтересованным заказчикам две системы близкой размерности — Hermes 900 разработки компании Elbit Systems и Heron 1 разработки концерна Israel Aerospace Industries.
«Гермесы» уже поставлялись в Бразилию, Колумбию, Мексику, Азербайджан и другие страны. Среди эксплуатантов аппаратов Heron 1 — Индия, Бразилия, Азербайджан.
Китай в близкой «Ориону» размерности предлагает беспилотный аппарат CH-4 (Rainbow), созданный подразделением China Aerospace Science and Technology Corporation (CASC) и Wing Loong 1 (Pterodactyl 1) компании Chengdu Aircraft Industry Group (CAIG).
Первый в разведывательно-ударной версии, по имеющимся данным, уже экспортировался в Ирак, Саудовскую Аравию и Египет. Второй закупался Казахстаном, Узбекистаном, Египтом, Алжиром и некоторыми другими странами.
Среди преимуществ Израиля — существенный опыт разработчиков в области беспилотной техники и, соответственно, высокая степень зрелости используемых технологий.
Вместе с тем, политические обстоятельства, не последним из которых является тесное партнерство страны с США, сужают область возможных покупателей.
На стороне китайских поставщиков — относительно невысокая стоимость предлагаемых систем, а также благоприятная экспортная политика. Тем не менее, по косвенным данным, можно предположить, что слабым местом китайских систем остаются вопросы надежности.
Можно сделать осторожное предположение, что, несмотря на сложности, шансы на экспорт у «Ориона» есть. Основными направлениями здесь могли бы стать страны, являющиеся традиционными партнерами России в области военно-технического сотрудничества. В их числе, в частности, государства Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Африки, а также некоторые бывшие республики СССР.