Такая разная мелочь войны
В сентябре исполняется 75 лет окончанию Второй мировой войны. Дату эту в разных странах отметят по-разному. Иначе и быть не может. Потому что в войне были победители и побежденные. Победителям стыдиться нечего — напротив, есть чем гордиться. А вот побежденным, в том числе сателлитам фашистской Германии, многое хотелось бы забыть и не вспоминать. Но историю не перепишешь. У нее много документальных свидетельств. «Армейский стандарт» напомнит о некоторых страницах истории на примере военной мелочи — монет, которые выпускали страны в годы Второй мировой войны.
Война — это всегда огромная инфляция. К примеру, после Первой мировой в побежденной Германии немецкая марка обесценилась в десятки тысячи раз. Из обращения быстро вышли серебряная и медная мелочь, которую заменили металлы-суррогаты — дешевые алюминиевые и цинковые сплавы.
Мечта о реванше помогла Германии быстро восстановить экономическую мощь. Но попутно реваншистские настроения привели к власти нацистов и Гитлера. На марках и пфеннигах появились свастика и фашистские орлы.
На волне первых побед, после завоевания почти всей Европы, марки чеканились из серебра и качественного железа. Но вскоре начался режим экономии, и вновь в обращении появились темно-серые пфенниги из цинковых сплавов, которые быстро окислялись. По тому же пути пошли и монетные дворы сателлитов гитлеровской Германии, а также завоеванных стран.
После блицкрига вермахта в 1940 году оккупированную Францию условно разделили. На юге появилось Государство Франция, или режим Виши, — профашистский союзник Германии с маршалом Филиппом Петеном во главе. А на севере страны номинально сохранилась Французская республика в качестве протектората рейха.
Сегодня о том печальном периоде истории Франции напоминает нумизматический казус. И на севере, и на юге монетные дворы чеканили похожие франки из алюминия. Но у монет были серьезные различия. На северных франках осталась гордая революционная надпись «Свобода. Равенство. Братство». А вот население режима Виши этих лозунгов оказалось недостойно. Ему предписали девиз «Работа. Семья. Родина».
В союзниках нацистской Германии числилась и Румыния во главе с королем Михаем I и маршалом Йоном Антонеску. Воевали румынские дивизии на разных участках фронта, хозяйничали в оккупированной Одессе, Крыму…
С нападением на СССР, в котором вместе с немцами участвовали и войска Румынии, румынская лея быстро обесценилась. В ход на монетном дворе пошли дешевые цинковые сплавы. А в номиналах монет стало больше нулей.
В союзниках Третьего рейха числилась и Венгрия во главе с адмиралом Хорти. Венгры тоже направили войска воевать с СССР. Сражались так себе, но зверствовали сильно. Вместо форинтов стали чеканить из легкого алюминия пенго.
Объединенная Чехословакия была разделена по Мюнхенскому сговору 1938 года на профашистскую Словакию, союзницу рейха, и протекторат Чехии и Моравии.
Если Словакия могла себе позволить чеканить в годы войны монеты из серебра, то протекторат довольствовался цинком.
Экономили на металле для разменных монет и страны антигитлеровской коалиции. Так, в США в 1943 году впервые появились цинковые монеты номиналом 1 цент. До этого такие монетки чеканились из меди — точно так же, как и сейчас.
В СССР разменных монет выпускать стали меньше. Но ни номиналы, ни металл, из которого чеканились советские копейки, менять не стали. Эти монеты оставались в ходу аж до реформы 1961 года.
Великобритания, которую люфтваффе бомбили все годы войны, тоже не экономила на металле монет. Запас прочности стране дали многочисленные колонии в Африке и Азии, включая огромную Индию.
Так что шиллинги по-прежнему чеканились из серебра, а огромная монета номиналом в 1 пенни — из меди. На аверсе ее, кстати, — символическое изображение Владычицы морей, которой тогда еще числилась имперская Великобритания.
Были и другие страны, которые в годы войны не переживали инфляции. Например, нейтральная Швейцария: напротив, как говорят, богатство и золотой запас этой страны в годы Второй мировой войны даже увеличились. Проверить сложно из-за тайны банковских вкладов. Но на серебре высокой пробы для чеканки швейцарских франков не экономили.