Новые зубы «Аллигатора»

Новые зубы «Аллигатора»

Модернизированный ударный вертолет Ка-52М получил новые боевые возможности
© mil.ru
Модернизированный ударный вертолет Ка-52М получил новые боевые возможности
27 августа 2020, 11:45
Реклама

В августе 2020 года в воздух впервые поднялся новый российский вертолет Ка-52М «Аллигатор». По ряду важнейших летно-технических характеристик он превосходит знаменитый американский Apache — самый продаваемый военный вертолет в мире. В этом мнении сходятся как западные аналитики, в частности, авторы известного англоязычного новостного портала Defence World, так и российские эксперты. По заявлению холдинга «Вертолеты России», на опытном образце глубоко модернизированного Ка-52 «применены лучшие технические решения, ранее проверенные на вертолетах, выпускаемых как в рамках гособоронзаказа, так и на экспорт».

Работа над усовершенствованием российского боевого вертолета Ка-52 «Аллигатор» (по кодификации НАТО — «Hokum») проводилась в рамках масштабного перевооружения Российской армии. Модернизация Ка-52 была проработана и запланирована уже давно, однако участие «Аллигатора» в боевых действиях в Сирии, где вертолет начал выполнять боевые задачи с марта 2016 года, внесло свои коррективы в первоначальные планы.

Вертолет применялся в спецоперациях для уничтожения ключевых укрепрайонов в Пальмире и Дэйр-Эз-Зоре, а также для работы по объектам боевиков в районе городов Алеппо, Сальма, Хамза.

Аппаратура радиоэлектронного противодействия ПВО «Президент-С», установленная на нем, позволяла Ка-52 работать на небольших высотах, чтобы более точно обстреливать цели противника. Для этого применялись как управляемые, так и неуправляемые ракеты нескольких типов. В частности, ракеты «Атака» с осколочно-фугасными и противотанковыми боевыми частями высокой точности.

В задачи Ка-52 входило также наведение авиации на объекты противника. Очень эффективным во время второго освобождения Пальмиры оказался боевой тандем Су-25 — Ка-52. «Аллигаторы» определяли цели, а «Грачи» уничтожали их во время бомбометания. В результате ряд западных военных экспертов был вынужден признать, что Ка-52 можно назвать самым результативным вертолетом в мире.

Правда, в Сирии один из «Аллигаторов» был потерян. Оба пилота погибли. Причиной катастрофы, по официальной версии, стала техническая неисправность. По неофициальной — вертолет был сбит в один из ночных вылетов. Дело в том, что в Сирии «Аллигаторы» работали преимущественно ночью. Они были очень эффективны в режиме «свободной охоты», когда экипажу определялся район для патрулирования, в котором он самостоятельно находил цель и уничтожал ее.

Кадры с таким эффектным обстрелом объектов боевиков — танков, машин, укрепрайонов — не раз выкладывались в Интернет российским военным ведомством. Как считают военные эксперты, именно во время такой «охоты», скорее всего, и был сбит один из вертолетов Ка-52 российской группировки в Сирии.

Все данные, полученные во время боевой работы этих машин, были тщательно обобщены и использованы для последующей модернизации. Но в принципе, даже без всякой модернизации военные эксперты многих стран всегда признавали вертолет Ка-52 одной из самых мощных разведывательно-ударных машин в мире.

Он способен поражать практически любые цели, включая наземную бронированную технику, воздушные объекты и живую силу противника.

Машина, созданная в конструкторском бюро Камова под руководством главного конструктора Сергея Михеева, стала эволюционным развитием вертолета Ка-50 «Черная акула». Первый «Аллигатор», в которого была переделана одна из серийных «Черных акул», взлетел 13 августа 1997 года. Однако полноценное производство Ка-52 было развернуто лишь в 2008 году. Кроме базовой модели была сделана еще корабельная модификация Ка-52К «Катран». Пара таких машин базировалась на авианесущем российском крейсере «Адмирал Кузнецов» во время его похода в Средиземное море.

На вооружении Российской армии стоит более сотни вертолетов Ка-52, и выпуск их до сих пор продолжается. Однако планируется, что в сентябре 2022 года должны закончиться испытания новой модификации Ка-52М, после чего начнется доработка серийных машин в модернизированный вариант.

Всего, по расчетам военных, планируется получить на вооружение 114 модернизированных вертолетов. По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, новая версия Ка-52М — это «более совершенная и надежная боевая техника». Причем, как теперь выясняется, она даже более надежна, чем Apache, созданный американцами — законодателями моды в области боевых вертолетов.

© russianhelicopters.aero

Вариации на тему

Долгое время, начиная с советских времен, единственным ударным вертолетом в нашей армии был легендарный Ми-24. Он стал участником практически всех военных конфликтов, в которых воевала Советская армия.

Эту машину в войсках в шутку именовали «крокодилом». Так что появление у вертолета Ка-52 прозвища «Аллигатор», видимо, стало своего рода вариацией на тему Ми-24 — заслуженной боевой машины, которую очень любили в войсках.

Как рассказывал Сергей Михеев, название «Аллигатор» пришло ему на ум посте посещения крокодиловой фермы. Его поразило, как крокодилы во время кормежки стремительно выскакивали на большую высоту вверх и хватали добычу. Стремительность и точность — одни из главных качеств Ка-52.

Однако современная война предъявляет к технике все новые требования. И глубоко модернизированный Ка-52М отвечает всем требованиям современного боя.

Ка-52М серьезно отличается от своего предшественника. Вертолет получил новую оптико-электронную прицельно-пилотажную систему с увеличенной дальностью обнаружения и распознавания целей. На нем установлена самая современная многофункциональная двухдиапазонная радиолокационная станция с активной фазированной антенной решеткой (АФАР).

Принципиально поменялись приборные панели, интерьер кабины экипажа соответствует самым современным требованиям эргономики, установлена новая авионика.

Ка-52М получил новый бортовой комплекс обороны. У него усилена как броневая, так и конструктивная защита.

Вертолет получил более надежное и прочное шасси, а также светодиодные фары. Лопасти винтов снабдили современной противообледенительной системой, которая позволит эксплуатировать эту машину на Севере в экстремальных условиях Арктики.

Пожалуй, самое главное — обновленный «Аллигатор» получил более мощное оружие, чем то, которое имеет его предшественник. Он оснащен управляемыми ракетами увеличенной дальности, а его авиационная пушка оборудована цифровыми системами управления стрельбой, что резко увеличило ее точность.

Вооружение Ка-52М унифицировано с последней модификацией другого новейшего российского вертолета Ми-28НМ «Ночной охотник». И теперь оба этих вертолета могут одновременно использовать сверхзвуковые противотанковые управляемые ракеты «Хризантема-ВН», «Вихрь-1», «Атака-В», «Клевок-А», а также легкие многоцелевые управляемые ракеты, которые были успешно испытаны в Сирии. Их дальность в различных модификациях составляет от 40 км и чуть ли не до 100 км, что для вертолетного оружия считается почти запредельными значениями.

Особо подчеркивается, что Ка-52М может использовать крылатую ракету под обозначением «изделие 305». Она создана для Ми-28НМ и наводится с помощью комбинированной системы наведения. В ней реализован принцип боевого применения «выстрелил и забыл». Максимальная дальность ракеты — 25 км.

Координаты цели для такой ракеты вертолет получает от общевойсковой системы боевого управления тактического звена или с помощью собственных радиолокационных средств обнаружения. Наводить ее должна бортовая инерциальная навигационная система, а на конечном участке включается головка самонаведения.

Благодаря такому вооружению, считают специалисты, а также мощной прицельной системе Ка-52М в одиночку способен противостоять целому танковому батальону.

***

На возможности нового российского вертолета Ка-52М сразу обратили внимание западные эксперты. В частности, специалисты портала Defence World, сравнивая российский «Аллигатор» и американский Apache, утверждают, что российская машина во многом превосходит американца.

Об этом же говорит и ведущий российский военный эксперт Алексей Леонков. В частности, эксперт констатирует, что при одинаковой массе машин российский Ка-52М быстрее Apache, который развивает максимальную скорость до 265 км/ч. А наш вертолет может лететь на скорости 310 км/ч. При этом дальность полета у него больше.

Одним из важнейших преимуществ Ка-52М перед Apache Алексей Леонков называет безопасные рабочие места экипажа. Летчики в камовской машине находятся в защитной бронекапсуле, а кабину американского вертолета можно прострелить даже из ружья.

Как заявляют в холдинге «Вертолеты России», «летные испытания Ка-52М будут проводиться специалистами разработчика — Национального центра вертолетостроения имени Миля и Камова совместно со специалистами Арсеньевской компании «Прогресс».

Часть этапов испытаний будет проведена на территории предприятия-изготовителя, а затем машины будут переданы разработчику. По окончании предварительных сдаточных испытаний будут начаты государственные совместные испытания.

Реклама
Реклама