Шутка шутке рознь. Хотя этот танк то и дело становился объектом для солдатского юмора, но подтрунивали над ним с уважением. Собственно, и в историю плавающий танк ПТ-76 вошел как уникальный образец «долгоиграющей» и достаточно эффективной в своем классе боевой техники. «Армейский стандарт» отдал дань уважения ветерану.
Присмотрелись и превзошли
Когда мой отец в 1963 году получил назначение командиром учебного взвода плавающих танков ПТ-76 в полк в Сертолово под Ленинградом, то был весьма огорчен. До этого в Группе советских войск в Германии он пять лет командовал взводом самых современных на тот период Т-55, а тут на тебе: то ли танк, то ли бронетранспортер с пушкой…
Однако, познакомившись с этой машиной, он изменил свое мнение: «Эта «игрушка» не столь безобидна, как кажется, а в некоторых видах боя просто незаменима!» Собственно, те, кто служил в подразделениях, где ПТ-76 состоял на вооружении, всегда с любовью вспоминают «Поплавок» (так частенько называли его в войсках). Чем же он заслужил столь лестные отзывы?
Сначала немного истории. Первые плавающие танки в нашей стране появились еще до Великой Отечественной войны. Их проектировали на основе закупленных иностранных образцов: легкий Т-26 (аналог — английский «Виккерс»), танкетка Т-27 (английская «Карден-Лллойд»), колесно-гусеничный БТ (американский «Кристи»).
В августе 1932 года был выпущен Т-33, позднее Т-37 и Т-41. Однако эта троица в серию не пошла из-за низких тактико-технических характеристик. На основе последних двух машин создали Т-37А, который и был принят на вооружение. Затем появились Т-38. Однако эти танки выпустили в ограниченном количестве — по несколько десятков, так как результаты, показанные в ходе учений, военных не устроили.
Великую Отечественную войну армия встретила с плавающим танком Т-40, принятым на вооружение в 1939 году. Их успели выпустить 279 штук. Это уже была машина без каких-либо зарубежных заимствований, с совершенно новым подходом к проектированию. Т-40 имел на вооружении 12,7-мм пулемет ДШК и спаренный с ним 7,62-мм.
Карбюраторный шестицилиндровый двигатель позволял развивать скорость в 44 км/ч по шоссе и 6 км/ч — на плаву. Запас хода — 220 км. На броне могли размещаться 2–3 стрелка — на воде танк их выдерживал.
По своим характеристикам советский Т-40 превосходил зарубежные аналоги. Наши конструкторы показали себя хорошими учениками.
На первом этапе войны наши войска, изначально нацеленные военной доктриной на ведение войны «малой кровью, на чужой территории», больше оборонялись. Так что возможности нового танка как плавающей боевой машины оказались не востребованы. К 1943 году Т-40 в строю почти не осталось.
Вариант кировцев
Зато после перехода в наступление о плавающих танках вспомнили, но заново возобновлять производство прежней модели, к тому времени морально устаревшей, смысла не было.
После Великой Отечественной войны советские войска остались в ряде освобожденных стран Европы. Потенциальный театр боевых действий изобиловал реками и озерами, которые могли снизить мобильность наступающих. Для их преодоления потребовалась качественно иная плавающая боевая техника.
Первый заход с танком Р-39 в 1948 году оказался неудачным: результаты по броне, плавучести и скорости не радовали. Зато уже весной 1950-го на государственные испытания вышли сразу два варианта плавающего танка — объект 740 ленинградского «Кировского завода» и К-90 московского ВРЗ №2. Лучшим оказался первый из них, который год спустя под обозначением ПТ-76 приняли на вооружение.
Конструкторам под руководством Николая Шашмурина даже удалось превзойти затребованные Минобороны основные характеристики. Установленные на ПТ-76 водометные двигатели общей мощностью в 240 лошадиных сил обеспечивали достаточно высокую скорость на воде — 10,2 км/ч и 44 км/ч — по шоссе.
При этом на плаву движение было вполне возможным при достаточно густых зарослях водорослей и гальке — они не забивали водометные трубы.
Плавающий танк ПТ-76 преодолевал подъем в 38 градусов, стенку высотой 1,1 м и ров шириной 2,8 м.
Достаточно легкий — 14,5 тонны — танк оказывал небольшое давление на грунт (0,44 кг/кв. см), что позволяло ему уверенно двигаться по заболоченной местности.
На испытаниях ПТ-76 смог совершить 510-километровый марш и вступить в бой. Более чем приемлемый показатель для того периода.
Стоявшая тогда на вооружении 76-мм нарезная пушка могла вести огонь бронебойными, кумулятивными и осколочно-фугасными снарядами при дальности стрельбы до 12 км. Боекомплект — 40 выстрелов. Плюс 7,62-мм станковый пулемет СГМТ с боекомплектом в 1 тыс. патронов.
И в разведке, и на море
Выпуск был налажен на Волгоградском тракторном заводе. Всего выпустили 3039 танков. Сначала производили ПТ-76 (1896 танков), а с 1959 по 1967 год модернизированные ПТ-76Б.
Где плавающий танк состоял на вооружении? В 1952 году специально под эту технику в танковых полках и механизированных дивизиях были развернуты роты плавающих танков. Тем самым учли их тактическое применение: использовать при форсировании с ходу водных преград и занятии плацдармов эти машины оказались незаменимы. Это уже потом подтягивались понтонеры или начиналось преодоление по дну реки или озера.
Чуть позже, по мере выпуска, ПТ-76 стали поступать в разведывательные роты танковых полков и разведбаты дивизий. Тут их использование тоже вполне понятно и обоснованно. Этим танкам по плечу оказался не только привычный сбор информации о противнике. При проведении разведки боем они не были «мальчиками для битья» — могли достойно ответить огнем, справившись даже с танками, не говоря о бронетранспортерах или живой силе в укрытиях.
По достоинству оценили плавающий танк в частях и соединениях морской пехоты. Собственно, и альтернатива в лице бронетранспортера БТР-50 явно проигрывала ПТ-76: он и до берега добирался быстрее, и прикрыть высадку десанта мог куда эффективнее.
Наконец, плавающий танк дольше всего задержался во Внутренних войсках, где также был вполне востребован исходя из решаемых задач.
«Приговор» ПТ-76 подписала принятая на вооружение в 1966 году боевая машина пехоты БМП-1. Она тоже плавающая (хотя и уступала в скорости на плаву — 7 км/ч против 10 — у танка), в полтора раза быстрее двигалась при совершении маршей — не отставала от основных танков, имела больший запас хода. Вооружение не уступало — 73-мм пушка. Тем не менее ПТ-76 еще долго находился в строю.
Проверка боем
Свои возможности не на учениях, а в реальном бою ПТ-76 смог продемонстрировать, находясь на вооружении зарубежных армий. Ведь советский легкий плавающий танк охотно покупали — всего было продано свыше 900 машин. ПТ-76 участвовал в войне во Вьетнаме, вооруженных конфликтах Израиля с Сирией и Египтом, индо-пакистанской войне.
В период боевых действий во Вьетнаме плавающий танк довольно успешно противостоял американцам и южновьетнамцам. В историю вошел случай, когда ПТ-76 армии Демократической Республики Вьетнам в одном бою в конце января 1973 года уничтожил пять и подбил еще два танка противника.
В индо-пакистанской войне 1971 года танками ПТ-76 были укомплектованы два танковых полка и два эскадрона индийской армии. Всего в них насчитывалось порядка 150 танков. Показательно, что их докупили, оценив использование шестью годами ранее в аналогичном конфликте двух сторон. На этот раз ПТ-76 также хорошо зарекомендовали себя, особенно в боях в дельте Ганга, где как раз требовалась плавающая техника.
В целом боевые действия еще раз показали, что ПТ-76 эффективны при целесообразном их использовании. Они успешно решали задачи во время наступления с ходу с форсированием водных преград, в ходе разведки с боестолкновением. Зато в пустынной местности египетские ПТ-76 во время шестидневной арабо-израильской войны 1967 года были явно неуместны, и даже для разведки их применение принесло мало пользы.
Как ни удивительно, но, несмотря на порой противоречивые мнения экспертов, ПТ-76 по праву считается долгожителем в бронетанковой семье. Почти полвека — с 1951 по 2010 год — он состоял на вооружении армии СССР, а потом — России, да и до сих пор несет службу в армиях ряда государств.
Продолжительность серийного выпуска тоже впечатляет — 16 лет! Все это говорит о достоинствах, изначально заложенных конструкторами в проект. Впрочем, наработанный ранее опыт был использован при создании других образцов отечественной техники и, вполне вероятно, пригодится и в дальнейшем.