Новая жизнь русского «Медведя»

Новая жизнь русского «Медведя»

Авиастроители анонсировали первый полет модернизированного стратегического ракетоносца
© tupolev.ru
Авиастроители анонсировали первый полет модернизированного стратегического ракетоносца
07 августа 2020, 13:26
Реклама

Одна из тем, которая на самом высоком уровне получила широкое освещение в российских СМИ – это модернизированный стратегический ракетоносец Ту-95МСМ. Сначала на встрече с президентом страны о нем говорил гендиректор Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь, заявив, что этот самолет впервые взлетит в августе нынешнего года. А на следующий день на селекторном совещании в Минобороны начало предварительных и государственных испытаний первого опытного образца Ту-95МСМ обсуждал с генералами министр обороны Сергей Шойгу. Что представляет собой новый российский стратегический бомбардировщик и чем он принципиально отличается от своего предшественника - выяснил «Армейский стандарт».

«Мы очень ждали эту машину, - рассказал «Армейскому стандарту»» экс-командующий Дальней авиацией, Заслуженный военный летчик генерал-лейтенант запаса Михаил Опарин. – Еще в конце 90-х годов, в мою бытность командующим Дальней авиацией, мы начали работы по замене двигателя, созданию нового винта для того, чтобы Ту-95 мог «тянуть» новые ракеты.

Сегодня, когда происходит перевооружение на новое высокоточное оружие, этому самолету потребовалась принципиальная, глубокая модернизация. Как летчик хочу отметить, что модернизация и переход на цифровую технику привели к полному обновлению интерфейса кабины Ту-95МСМ. Раньше на Ту-95МС в кабине стояло больше двух десятков приборов. Теперь все они заменены современным комбинированным оборудованием. Оно принципиально облегчает возможность решения задач для экипажа, существенно снимает с него нагрузки. А это принципиально важно, когда непрерывно пилотируешь порядка 20 часов. Так что я с удовольствием воспринимаю новость о том, что модернизированный Ту-95МСМ скоро взлетит. Это серьезный шаг вперед и повышение возможностей нашей дальней авиации».

Докладывая президенту Путину о модернизации этого самолета, Юрий Слюсарь заявил, что это будет полностью обновленная машина. Усовершенствованию подверглось не только оборудование, но даже планер самолета. Слюсарь, в частности, отметил:

-Мы усилили крыло, поменяли отдельные агрегаты планера. Машина с новым комплексом вооружения, с новым бортовым комплексом электронного оборудования, с новыми доработанными двигателями, новыми винтами, и, собственно, боевые возможности машины ровно в два раза выросли после этой модернизации.

По словам главы ОАК, после первого полета, который состоится в конце августа, испытания Ту-96МСМ продолжаться, после чего начнется модернизация всего парка этих стратегических ракетоносцев, стоящих на вооружении. По разным данным в составе ВКС сейчас насчитывается порядка 50 таких машин.

Рекорды «Медведя»

Сегодня в Воздушно-космических силах России на вооружении самолеты Ту-95МС, которые были выпущены в 1981-1991 годах. В 1989 году на самолете Ту-95МС было установлено более 60 мировых рекордов, в том числе по дальности и продолжительности полета.

На момент распада СССР в составе Дальней авиации Союза было 84 самолета Ту-95МС. В 1991 году в России их осталось всего 27, так как часть машин осталась на аэродромах в бывших союзных республиках. Позже, когда части дальней авиации были выведены из Казахстана, в российских ВВС стало 67 Ту-95МС. Затем в 1999-2000 годах еще 3 Ту-95МС перегнали с Украины. Ныне, по данным открытых источников, в составе Дальней авиации России порядка 55 самолетов-носителей Ту-95МС.

Эти машины стали дальнейшей модернизированной версией стратегического бомбардировщика Ту-95, созданного еще в 1957 году. С тех пор и по настоящее время Ту-95 (по кодификации НАТО - «Bear», «Медведь») — продолжает оставаться самым скоростным в мире тяжелым самолетом с турбовинтовыми двигателями.

Ту-95 считается символом «холодной войны» и одним из самых старых самолетов, до сих пор находящихся в эксплуатации. Иногда можно слышать: зачем модернизировать такую древнюю машину? Не лучше ли вложить деньги, предназначенные на модернизацию, в создание нового самолета такого же класса? Однако, на этот, казалось бы, логичный вопрос, эксперты, как правило, отвечают отрицательно. И сразу приводят в пример заслуженного американского ветерана - Boeing B-52 Stratofortress. Он стоит на вооружении ВВС США с 1955(!) года.

Причем этот самолет, который прошел несколько этапов модернизации, до сих пор составляет костяк стратегической авиации США и будет оставаться в строю еще как минимум до 2030 года. На модернизацию этих самолётов ВВС США планируют потратить $11,9 млрд.

Зато более новые американские «стратеги» B-1B и B-2 Spirit в американской армии не очень-то прижились. У военных на них масса жалоб. В обозримой перспективе Пентагон планирует даже их списать. Причин тому много. В первую очередь – дороговизна. На втором месте – технические просчеты при создании этих новинок.

К примеру, тяжёлый стратегический бомбардировщик – ультра-дорогой самолет-невидимка, созданный по технологии «стелс», B-2 Spirit оказался неспособен нести ракеты с ядерной боеголовкой. Зато старичок Boeing B-52 Stratofortress с такой задачей отлично справляется, являясь для таких ракет проверенным носителем.

Так что не только с экономической, но и технической точки зрения ставка на модернизацию таких надежных машин, как американский B-52 или российский Ту-95, оказывается вполне оправданной. Вот потому, получив новое ракетное вооружение, наш «Медведь» еще долго может оставаться основным стратегическим бомбардировщиком ВКС России, одним из элементов ее ядерной триады.

© tupolev.ru

Оружие нового поколения

Так какое-же новое оружие получит модернизированный Ту-95МСМ? Чем он отличается от своих предшественников?

Для начала необходимо вспомнить, что стратегический бомбардировщик в наши дни – это в первую очередь надежная платформа для пуска ракет, дальность применения которых может превышать тысячи километров. А это значит, что стратегический бомбардировщик может применять свое оружие, не входя в зону ПВО противника.

Следовательно, технологии малозаметности для него не имеют такого принципиального значения, как допустим, для истребителя, действующего в зоне ближнего применения ракет «воздух - воздух» или «земля - воздух». Это делает производство самолета намного дешевле тех машин, которые создаются по технологии «стелс».

В отличие от самолетов ближней зоны, стратегический ракетоносец Ту-95, в том числе в последней модификации Ту-95МСМ – это машина, предназначенная для поражения разных целей в удаленных районах и в глубоком тылу континентальных театров военных действий, с применением, в том числе, ядерного ракетного оружия.

Практическое применение этих стратегических ракетоносцев в Сирии доказало, что самолёт, который долгое время было принято считать в основном средством ядерного сдерживания, в неядерном оснащении может эффективно использоваться в современных локальных войнах.

На борту этих самолетов, начиная с первых Ту-95, устанавливалось пушечное, ракетное и бомбовое вооружение. Стандартная бомбовая нагрузка Ту-95 составляла 6 тонн, но при необходимости ее можно было увеличить практически вдвое. Внутренний отсек самолета, оборудованный системой поддержания необходимой температуры в полете, позволял разместить в нем бомбы весом до 9 тонн, как в ядерном, так и в обычном оснащении. При этом состав вооружения мог меняться в зависимости от модификации машины под конкретные задачи.

К примеру, выполненный в единственном экземпляре Ту-95В имел отсек, габариты которого были специально выполнены под доставку и сброс атомной бомбы весом 26500 кг, известной как «Царь-бомба» (проект АН602).

За историю эксплуатации Ту-95 его вооружение менялось многократно, каждый раз, как только появлялись новые типы ракет. Так, ранний вариант стратегического Ту-95К-22 имел специальные подвесы для трех крылатых ракет Х-22, одна из которых размещалась в бомбовом отсеке машины. Аналогично могла размещаться на самолете и ракета Х-20, одновременно с двумя крылатыми ракетами Х-22 на центроплане.

Основным вооружением более поздней модификации ракетоносца – Ту-95МС стали ракеты типа Х-55 с дальностью полета до 3500 километров и возможностью нести ядерную боеголовку. В количестве шести штук они размещаются в «револьверной» кассете в бомбоотсеке. До десятка ракет Х-55 можно подвесить на специальных пилонах под крыльями самолета.

Ряд экспертов полагают, что номенклатура вооружения Ту-95МС не на много уступает вооружению нового Ту-160М – глубоко модернизированного стратегического бомбардировщика, который олицетворяет собой главную мощь стратегической авиации России, и по своим характеристикам значительно превосходит все западные аналоги.

Модернизация самолета до варианта Ту-95МС, принятого на вооружение в 1981 году, позволила этому «стратегу» нести на внешней подвеске до восьми современных крылатых ракет Х-101 с максимальной дальностью полета до 5500 километров. Масса боевой части ракеты - до 400 килограммов. Скорость полета порядка 200 м/с.

Справка«АС»

Тактико-технические характеристики Ту-95МС:

Экипаж - 7 человек.

Длина - 49,13 м.

Размах крыла - 50,04 м.

Высота - 13,2 м.

Площадь крыла - 289,9 кв. м.

Стреловидность крыла - 35 градусов.

Масса взлетная максимальная – 185 т.

Масса взлетная нормальная – 155 т.

Масса пустого – 94,4 т.

Масса топлива – 87 т.

Масса полезной нагрузки – 20,8 т.

Скорость максимальная - 850 км/ч.

Скорость крейсерская - 815 км/ч.

Потолок практический – 10,5 км.

Дальность полета (без дозаправки) – 11 тыс. км.

Радиус действия - 8300 км (с одной дозаправкой в полете).

Разбег - 2540 м.

Пробег - более 1000 м.

В ядерном варианте – это ракеты X-102 с ядерной боеголовкой мощностью, по разным данным, от 250 килотонн до одной мегатонны. Как утверждают специалисты, в конструкции их планера использованы технологии снижения заметности.

Самый современный вариант модернизации самолета – Ту-95МСМ, старт которому Минобороны РФ дало в 2009 году, получил еще более широкие возможности по применению современных высокоточных средств поражения, включая ракеты типа Х-101 и ядерные Х-102. Ввиду увеличения длины этих ракет, самолет был адаптирован под их габариты. Конструкторы расширили отсек вооружения и под крыльями установили четыре универсальных пилона, каждый из которых предназначен для подвески любых ракет не только из арсенала Ту-95, но и Ту-160.

В дополнение к ракетам Х-101, разработана новая ракета Х-50, которая при высокой точности дешевле, меньше по габаритам, чем Х-101. Дальность ее меньше, что позволяет использовать ракету, например, в локальных конфликтах, где не нужен межконтинентальный полет. Из-за небольших размеров Х-50 можно размещать не только на внешних узлах подвески Ту-95МСМ, но и в отсеке вооружения, благодаря чему он сможет брать уже не 8, а 14 тактических крылатых ракет.

Новые возможности

Кроме обновления номенклатуры вооружения, в процессе глубокой модернизации Ту-96МСМ получил более современную навигационную вычислительную станцию, комплексную систему управления, а также новые возможности в плане оптической и радиоразведки.

На самолете установлены новые двигатели НК-12МПМ и воздушные винты АВ-60Т, разработанные НПП «Аэросила» в городе Ступино Московской области. Такое обновление силовой установки, кроме сокращения длины и времени разбега при взлете самолета даст еще и снижение расхода топлива, что позволит увеличить дальность полета и продолжительность патрулирования «стратега» с оружием на борту.

В обновленной машине существенным образом обновилось и радиоэлектронное оборудование. Эксперты Центра анализа стратегий и технологий отмечали, что на Ту-95МС планируется установить радиолокационную станцию «Обзор-МС», поменять старую радиолокационную станцию на РЛС «Новелла-НВ1.021», имеющую более высокие характеристики.

По некоторым данным РЛС унифицирована с оборудованием, входящим в серийный комплекс «Морской змей», который разработан для модернизации морских патрульных самолетов Ил-38 и Ту-142МЗ. Он может обеспечивать поражение морских целей, в том числе созданных по технологии «стелс».

Кроме того, на самолете должна появиться современная, более удобная система отображения информации типа СОИ-021 и модернизированный бортовой комплекс обороны «Метеор-НМ2». Он позволяет «глушить» радары современных зенитных ракетных комплексов, а также истребителей ВВС и ВМС НАТО.

По данным специалистов ОПК, модернизация по проекту Ту-95МСМ предстоит не всем, стоящим сегодня на вооружении дальней авиации стратегическим бомбардировщикам Ту-95-МС. Часть из них относятся к модификации «МС-6», которые по ряду причин для обновления по проекту Ту-95МСМ не подходят.

Переделать предстоит все машины модификации Ту-95МС-16. Их на вооружении российской дальней авиации порядка 35 самолетов.

При этом, уверяют эксперты, Ту-95МСМ еще далеко не полностью исчерпали свой ресурс, а потому смогут оставаться в строю даже после того, как на вооружение поступят новые стратегические бомбардировщики, такие как Ту-160М2 и разрабатываемый перспективный авиационный комплекс дальней авиации.

Реклама
Реклама