Новая жизнь русского «Медведя»
Одна из тем, которая на самом высоком уровне получила широкое освещение в российских СМИ – это модернизированный стратегический ракетоносец Ту-95МСМ. Сначала на встрече с президентом страны о нем говорил гендиректор Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь, заявив, что этот самолет впервые взлетит в августе нынешнего года. А на следующий день на селекторном совещании в Минобороны начало предварительных и государственных испытаний первого опытного образца Ту-95МСМ обсуждал с генералами министр обороны Сергей Шойгу. Что представляет собой новый российский стратегический бомбардировщик и чем он принципиально отличается от своего предшественника - выяснил «Армейский стандарт».
«Мы очень ждали эту машину, - рассказал «Армейскому стандарту»» экс-командующий Дальней авиацией, Заслуженный военный летчик генерал-лейтенант запаса Михаил Опарин. – Еще в конце 90-х годов, в мою бытность командующим Дальней авиацией, мы начали работы по замене двигателя, созданию нового винта для того, чтобы Ту-95 мог «тянуть» новые ракеты.
Сегодня, когда происходит перевооружение на новое высокоточное оружие, этому самолету потребовалась принципиальная, глубокая модернизация. Как летчик хочу отметить, что модернизация и переход на цифровую технику привели к полному обновлению интерфейса кабины Ту-95МСМ. Раньше на Ту-95МС в кабине стояло больше двух десятков приборов. Теперь все они заменены современным комбинированным оборудованием. Оно принципиально облегчает возможность решения задач для экипажа, существенно снимает с него нагрузки. А это принципиально важно, когда непрерывно пилотируешь порядка 20 часов. Так что я с удовольствием воспринимаю новость о том, что модернизированный Ту-95МСМ скоро взлетит. Это серьезный шаг вперед и повышение возможностей нашей дальней авиации».
Докладывая президенту Путину о модернизации этого самолета, Юрий Слюсарь заявил, что это будет полностью обновленная машина. Усовершенствованию подверглось не только оборудование, но даже планер самолета. Слюсарь, в частности, отметил:
-Мы усилили крыло, поменяли отдельные агрегаты планера. Машина с новым комплексом вооружения, с новым бортовым комплексом электронного оборудования, с новыми доработанными двигателями, новыми винтами, и, собственно, боевые возможности машины ровно в два раза выросли после этой модернизации.
По словам главы ОАК, после первого полета, который состоится в конце августа, испытания Ту-96МСМ продолжаться, после чего начнется модернизация всего парка этих стратегических ракетоносцев, стоящих на вооружении. По разным данным в составе ВКС сейчас насчитывается порядка 50 таких машин.
Рекорды «Медведя»
Сегодня в Воздушно-космических силах России на вооружении самолеты Ту-95МС, которые были выпущены в 1981-1991 годах. В 1989 году на самолете Ту-95МС было установлено более 60 мировых рекордов, в том числе по дальности и продолжительности полета.
На момент распада СССР в составе Дальней авиации Союза было 84 самолета Ту-95МС. В 1991 году в России их осталось всего 27, так как часть машин осталась на аэродромах в бывших союзных республиках. Позже, когда части дальней авиации были выведены из Казахстана, в российских ВВС стало 67 Ту-95МС. Затем в 1999-2000 годах еще 3 Ту-95МС перегнали с Украины. Ныне, по данным открытых источников, в составе Дальней авиации России порядка 55 самолетов-носителей Ту-95МС.
Эти машины стали дальнейшей модернизированной версией стратегического бомбардировщика Ту-95, созданного еще в 1957 году. С тех пор и по настоящее время Ту-95 (по кодификации НАТО - «Bear», «Медведь») — продолжает оставаться самым скоростным в мире тяжелым самолетом с турбовинтовыми двигателями.
Ту-95 считается символом «холодной войны» и одним из самых старых самолетов, до сих пор находящихся в эксплуатации. Иногда можно слышать: зачем модернизировать такую древнюю машину? Не лучше ли вложить деньги, предназначенные на модернизацию, в создание нового самолета такого же класса? Однако, на этот, казалось бы, логичный вопрос, эксперты, как правило, отвечают отрицательно. И сразу приводят в пример заслуженного американского ветерана - Boeing B-52 Stratofortress. Он стоит на вооружении ВВС США с 1955(!) года.
Причем этот самолет, который прошел несколько этапов модернизации, до сих пор составляет костяк стратегической авиации США и будет оставаться в строю еще как минимум до 2030 года. На модернизацию этих самолётов ВВС США планируют потратить $11,9 млрд.
Зато более новые американские «стратеги» B-1B и B-2 Spirit в американской армии не очень-то прижились. У военных на них масса жалоб. В обозримой перспективе Пентагон планирует даже их списать. Причин тому много. В первую очередь – дороговизна. На втором месте – технические просчеты при создании этих новинок.
К примеру, тяжёлый стратегический бомбардировщик – ультра-дорогой самолет-невидимка, созданный по технологии «стелс», B-2 Spirit оказался неспособен нести ракеты с ядерной боеголовкой. Зато старичок Boeing B-52 Stratofortress с такой задачей отлично справляется, являясь для таких ракет проверенным носителем.
Так что не только с экономической, но и технической точки зрения ставка на модернизацию таких надежных машин, как американский B-52 или российский Ту-95, оказывается вполне оправданной. Вот потому, получив новое ракетное вооружение, наш «Медведь» еще долго может оставаться основным стратегическим бомбардировщиком ВКС России, одним из элементов ее ядерной триады.
Оружие нового поколения
Так какое-же новое оружие получит модернизированный Ту-95МСМ? Чем он отличается от своих предшественников?
Для начала необходимо вспомнить, что стратегический бомбардировщик в наши дни – это в первую очередь надежная платформа для пуска ракет, дальность применения которых может превышать тысячи километров. А это значит, что стратегический бомбардировщик может применять свое оружие, не входя в зону ПВО противника.
Следовательно, технологии малозаметности для него не имеют такого принципиального значения, как допустим, для истребителя, действующего в зоне ближнего применения ракет «воздух - воздух» или «земля - воздух». Это делает производство самолета намного дешевле тех машин, которые создаются по технологии «стелс».
В отличие от самолетов ближней зоны, стратегический ракетоносец Ту-95, в том числе в последней модификации Ту-95МСМ – это машина, предназначенная для поражения разных целей в удаленных районах и в глубоком тылу континентальных театров военных действий, с применением, в том числе, ядерного ракетного оружия.
Практическое применение этих стратегических ракетоносцев в Сирии доказало, что самолёт, который долгое время было принято считать в основном средством ядерного сдерживания, в неядерном оснащении может эффективно использоваться в современных локальных войнах.
На борту этих самолетов, начиная с первых Ту-95, устанавливалось пушечное, ракетное и бомбовое вооружение. Стандартная бомбовая нагрузка Ту-95 составляла 6 тонн, но при необходимости ее можно было увеличить практически вдвое. Внутренний отсек самолета, оборудованный системой поддержания необходимой температуры в полете, позволял разместить в нем бомбы весом до 9 тонн, как в ядерном, так и в обычном оснащении. При этом состав вооружения мог меняться в зависимости от модификации машины под конкретные задачи.
К примеру, выполненный в единственном экземпляре Ту-95В имел отсек, габариты которого были специально выполнены под доставку и сброс атомной бомбы весом 26500 кг, известной как «Царь-бомба» (проект АН602).
За историю эксплуатации Ту-95 его вооружение менялось многократно, каждый раз, как только появлялись новые типы ракет. Так, ранний вариант стратегического Ту-95К-22 имел специальные подвесы для трех крылатых ракет Х-22, одна из которых размещалась в бомбовом отсеке машины. Аналогично могла размещаться на самолете и ракета Х-20, одновременно с двумя крылатыми ракетами Х-22 на центроплане.
Основным вооружением более поздней модификации ракетоносца – Ту-95МС стали ракеты типа Х-55 с дальностью полета до 3500 километров и возможностью нести ядерную боеголовку. В количестве шести штук они размещаются в «револьверной» кассете в бомбоотсеке. До десятка ракет Х-55 можно подвесить на специальных пилонах под крыльями самолета.
Ряд экспертов полагают, что номенклатура вооружения Ту-95МС не на много уступает вооружению нового Ту-160М – глубоко модернизированного стратегического бомбардировщика, который олицетворяет собой главную мощь стратегической авиации России, и по своим характеристикам значительно превосходит все западные аналоги.
Модернизация самолета до варианта Ту-95МС, принятого на вооружение в 1981 году, позволила этому «стратегу» нести на внешней подвеске до восьми современных крылатых ракет Х-101 с максимальной дальностью полета до 5500 километров. Масса боевой части ракеты - до 400 килограммов. Скорость полета порядка 200 м/с.
Справка«АС»
Тактико-технические характеристики Ту-95МС:
Экипаж - 7 человек.
Длина - 49,13 м.
Размах крыла - 50,04 м.
Высота - 13,2 м.
Площадь крыла - 289,9 кв. м.
Стреловидность крыла - 35 градусов.
Масса взлетная максимальная – 185 т.
Масса взлетная нормальная – 155 т.
Масса пустого – 94,4 т.
Масса топлива – 87 т.
Масса полезной нагрузки – 20,8 т.
Скорость максимальная - 850 км/ч.
Скорость крейсерская - 815 км/ч.
Потолок практический – 10,5 км.
Дальность полета (без дозаправки) – 11 тыс. км.
Радиус действия - 8300 км (с одной дозаправкой в полете).
Разбег - 2540 м.
Пробег - более 1000 м.
В ядерном варианте – это ракеты X-102 с ядерной боеголовкой мощностью, по разным данным, от 250 килотонн до одной мегатонны. Как утверждают специалисты, в конструкции их планера использованы технологии снижения заметности.
Самый современный вариант модернизации самолета – Ту-95МСМ, старт которому Минобороны РФ дало в 2009 году, получил еще более широкие возможности по применению современных высокоточных средств поражения, включая ракеты типа Х-101 и ядерные Х-102. Ввиду увеличения длины этих ракет, самолет был адаптирован под их габариты. Конструкторы расширили отсек вооружения и под крыльями установили четыре универсальных пилона, каждый из которых предназначен для подвески любых ракет не только из арсенала Ту-95, но и Ту-160.
В дополнение к ракетам Х-101, разработана новая ракета Х-50, которая при высокой точности дешевле, меньше по габаритам, чем Х-101. Дальность ее меньше, что позволяет использовать ракету, например, в локальных конфликтах, где не нужен межконтинентальный полет. Из-за небольших размеров Х-50 можно размещать не только на внешних узлах подвески Ту-95МСМ, но и в отсеке вооружения, благодаря чему он сможет брать уже не 8, а 14 тактических крылатых ракет.
Новые возможности
Кроме обновления номенклатуры вооружения, в процессе глубокой модернизации Ту-96МСМ получил более современную навигационную вычислительную станцию, комплексную систему управления, а также новые возможности в плане оптической и радиоразведки.
На самолете установлены новые двигатели НК-12МПМ и воздушные винты АВ-60Т, разработанные НПП «Аэросила» в городе Ступино Московской области. Такое обновление силовой установки, кроме сокращения длины и времени разбега при взлете самолета даст еще и снижение расхода топлива, что позволит увеличить дальность полета и продолжительность патрулирования «стратега» с оружием на борту.
В обновленной машине существенным образом обновилось и радиоэлектронное оборудование. Эксперты Центра анализа стратегий и технологий отмечали, что на Ту-95МС планируется установить радиолокационную станцию «Обзор-МС», поменять старую радиолокационную станцию на РЛС «Новелла-НВ1.021», имеющую более высокие характеристики.
По некоторым данным РЛС унифицирована с оборудованием, входящим в серийный комплекс «Морской змей», который разработан для модернизации морских патрульных самолетов Ил-38 и Ту-142МЗ. Он может обеспечивать поражение морских целей, в том числе созданных по технологии «стелс».
Кроме того, на самолете должна появиться современная, более удобная система отображения информации типа СОИ-021 и модернизированный бортовой комплекс обороны «Метеор-НМ2». Он позволяет «глушить» радары современных зенитных ракетных комплексов, а также истребителей ВВС и ВМС НАТО.
По данным специалистов ОПК, модернизация по проекту Ту-95МСМ предстоит не всем, стоящим сегодня на вооружении дальней авиации стратегическим бомбардировщикам Ту-95-МС. Часть из них относятся к модификации «МС-6», которые по ряду причин для обновления по проекту Ту-95МСМ не подходят.
Переделать предстоит все машины модификации Ту-95МС-16. Их на вооружении российской дальней авиации порядка 35 самолетов.
При этом, уверяют эксперты, Ту-95МСМ еще далеко не полностью исчерпали свой ресурс, а потому смогут оставаться в строю даже после того, как на вооружение поступят новые стратегические бомбардировщики, такие как Ту-160М2 и разрабатываемый перспективный авиационный комплекс дальней авиации.