Хорошо, когда слово не расходится с делом. Семь лет назад Министерство обороны РФ поставило перед собой задачу взять достаточно высокую планку – сделать так, чтобы военное образование стало лучшим в стране. Задача шаг за шагом решается. Наглядное подтверждение тому — развитие довузовских учебных заведений военного ведомства: суворовских, нахимовских, кадетских училищ.
От Владивостока до Калининграда
У тех, кто прошел школу суворовца, нахимовца или кадета, есть давняя традиция: с внутренней стороны мундира размещать тот самый погон из альма-матер. Обычно он крепится штифтом и гайкой знака об окончании учебного заведения. Это не только память, но и знак верности избранному еще в детские годы жизненному пути…
Довузовские учебные заведения — объекты особого внимания со стороны руководства военного ведомства. Регулярно их лично посещает министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу. Вот и в середине октября он побывал в Омском кадетском корпусе, занятия в котором 1 сентября начались на новой учебно-материальной базе.
Усилиями Военно-строительного комплекса возведены современный учебный корпус, столовая, медпункт и спортивный комплекс. Аналогично в позапрошлом году министр обороны посетил Санкт-Петербургское суворовское военное училище, которое тоже справило новоселье, переехав на Московский проспект, д. 17. Место для военных людей, что называется, намоленное: ранее на этой площадке располагалось Ленинградское высшее артиллерийское командное училище, а до этого Константиновское артиллерийское училище. Многовековая эстафета.
Не удивительно, что многие на «гражданке» по старинке полагают, что система среднего общего образования в Минобороны РФ невелика. На слуху несколько суворовских училищ, еще нахимовское. Кто-то назовет еще пару-тройку кадетских корпусов. Однако сведения о количестве таких учебных заведений явно устарели: возглавивший в 2012 году военное ведомство Сергей Шойгу активно развивает это направление. Сегодня довузовское образование — это 7 президентских кадетских училищ, 9 кадетских корпусов, 11 суворовских училищ и Нахимовское военно-морское училище с филиалами в четырех городах. Всего 32 учебных заведения от Владивостока до Калининграда и от Мурманска до Севастополя.
Традиции петровской Школы
Долгое время считалось, что довузовское образование в военном ведомстве ведет свою историю с Постановления Государственного комитета обороны СССР №901 от 21 августа 1943 года «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». Тогда были открыты 11 суворовских военных и 3 нахимовских военно-морских училища. Главная их задача была — пристроить мальчишек-сирот военного времени. Но и позже, в благополучные 60–70-е годы, многие кадетки продолжали обучать будущих офицеров.
Перед распадом Советского Союза в стране действовало восемь суворовских военных училищ (Казанское, Калининское (ныне Тверь), Киевское, Ленинградское, Минское, Московское, Свердловское и Уссурийское) и Ленинградское нахимовское военно-морское училище.
Однако на самом деле эта форма детского военного обучения намного старше. Ее предшественниками в России были специализированные военные дворянские школы. Первая из них — Школа математических и навигацких наук — открыта по указу Петра I в Москве 14 января 1701 года. Школы заложили основы подготовки военных моряков, артиллеристов и инженеров.
Следующий шаг — появление кадетских корпусов. Первый — Сухопутный — открылся 17 февраля 1732 года и принял 200 воспитанников. Позднее появились Артиллерийский и Инженерный, Пажеский, Горный и др. Всего к 1808 году в России были созданы 9 кадетских корпусов, к середине XIX века было уже 23, а к 1917 году — свыше 30.
Помимо чисто военных наук кадетам преподавали гуманитарные предметы: иностранные языки, историю, грамматику, юриспруденцию, риторику, геральдику и т.д. Юношей учили танцевать, играть на музыкальных инструментах, умению вести себя в светском обществе. В целом воспитание в кадетском корпусе согласно Уставу имело две цели: «а) сделать человека здоровым и способным сносить воинские труды и б) украсить сердце и разум делами и науками, потребными гражданскому судье и воину».
Шанс для каждого
Аналогия с нынешним днем по целям и широте образования ясно прослеживается. В период учебы закладывается фундамент, на котором строится вся последующая жизнь. Такую характеристику на встрече с суворовцами дал воспитанник Санкт-Петербургского СВУ, Герой России, летчик-космонавт Роман Романенко.
Нынешние суворовцы, нахимовцы и кадеты не только грызут гранит науки, но и расширяют общий кругозор. Могут блеснуть эрудицией, да и за словом в карман не полезут — достаточно поприсутствовать на сражениях Клуба веселых и находчивых (КВН) в этой категории участников.
А за шахматной доской они готовы дать бой самому чемпиону мира по быстрым шахматам и по блицу Сергею Карякину, как это было в феврале позапрошлого года в Санкт-Петербургском СВУ. К слову, в целом спорт в довузовских заведениях в почете, а мастер-классы для воспитанников проводят лучшие спортсмены ЦСКА.
Возвращение к традициям и утвержденный в 2010 году переход на семилетний срок обучения — поступление после окончания 4-го класса. Ранее принимали после 8-го. Вступительные испытания для отобранных по документам кандидатов с 1 по 15 июля. К традиционным вступительным испытаниям по русскому языку и математике добавился иностранный язык. Плюс определение психологической готовности кандидатов к обучению и уровня их физподготовки, а также оценка общественных, творческих и спортивных достижений.
Училища и кадетские корпуса выполняют и гуманитарную миссию: обучают и воспитывают детей погибших военнослужащих и инвалидов, сирот. Иными словами, наиболее социально незащищенным детям дается шанс на прекрасное образование и достойное место в жизни. Увы, сегодня это реальность — без определенной поддержки поступить на бесплатное обучение в вуз становится все сложнее.
Еще одна большая группа суворовцев — дети военнослужащих. Примерно каждый третий «покочевал» с родителями по гарнизонам, не понаслышке знает, что такое военная служба. У перечисленных категорий есть преимущественное право приема при прочих равных показателях с другими кандидатами.
Немаловажно и то, что хотя среди воспитанников есть сыновья высокопоставленных военных, чиновников и бизнесменов, это никак не отражается на их положении и взаимоотношениях в коллективе. Как говорится, устав един для всех.
«Мы находимся в абсолютно равных условиях, положение родителей никакой роли здесь не играет, — рассказывал мне бывший воспитанник детского дома суворовец Алексей Колыбасов. — Мы получаем установку — всего в жизни добиваться своими силами. Это, как нам рассказывали, одно из правил еще дореволюционных кадетских корпусов, где независимо от знатности и достатка дворянской семьи отношение к воспитанникам было одинаковым».
И девчонки тоже…
Тринадцать лет назад в довузовском образовании устранили многолетнюю гендерную несправедливость. До 2008 года в училища и корпуса не принимали девочек. Наконец, в том году открыли Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц Министерства обороны РФ» и произвели первый набор — 180 человек в 7–9-е классы.
Воспитанницами стали дочери погибших военнослужащих и участников боевых действий, а также проходящих службу в отдаленных гарнизонах, девочки из неполных и многодетных семей. Первый выпуск состоялся в 2011 году, и все 55 воспитанниц поступили в вузы.
Ныне это образцовое учебное заведение. Помимо глубокого освоения обязательной школьной программы девчатам многое дают еще и дополнительно: четыре иностранных языка, танцы, робототехника, 3D-моделирование и 3D-печать, спортивные секции. Плюс художественное образование (живопись и скульптура, графический дизайн, студия анимации и основы батика) и музыка (игра на инструменте, вокал).
Были опасения, что такая нагрузка снизит результаты в учебе. Отнюдь, разностороннее развитие только на пользу. В выпуске нынешнего года (101 воспитанница) каждая пятая получила аттестат с отличием, одна набрала максимум баллов ЕГЭ — 300, еще 12 — 100 баллов по отдельным предметам. В целом более половины выпускниц (53%) по результатам ЕГЭ получили более 250 баллов – это гарантированный пропуск в ведущие вузы.
«Девичий эксперимент» оказался удачным, поэтому неудивительно, что в 2019 году аналогичный кадетский корпус был открыт в Санкт-Петербурге. Сегодня там учатся 400 человек, а при последующих наборах их количество возрастет до 560.
Кстати, высокие результаты ЕГЭ выпускников характерны для всей системы довузовского образования. Неудивительно: там трудятся лучшие педагоги, которые умеют раскрыть индивидуальные способности каждого.
Особая категория
Время учебы пролетает быстро. Хоть после выпуска суворовцам или кадетам не обязательно поступать только в вузы Минобороны РФ, но подавляющее большинство делает именно такой выбор. Причем в военных академиях, университетах и училищах юношей и девушек после обучения в кадетке охотно принимают — эти курсанты уже в значительной степени подготовлены к службе.
Нередко их сразу назначают на должности командиров курсантских отделений или заместителей командиров взводов, первых помощников офицеров.
…Отрадно, что довузовских учебных заведений Минобороны РФ становится все больше, и они открываются в самых разных уголках России. Но не менее важна качественная сторона такого стремительного количественного роста — государство деятельно заботится о воспитании достойной смены. В период учебы юноши и девушки формируются как цельные личности, с выраженной патриотической позицией, адекватно оценивающие происходящие в обществе процессы и осознанно выбирающие профессии, связанные со служением Отечеству.
Сегодняшние суворовцы, нахимовцы и кадеты — это, без преувеличения, будущая элита России, которой определять ее завтрашний день.