Турбина против дизеля

Турбина против дизеля

Каким путем пойдет мировое танкостроение
Т-80.
© wikipedia.org
Каким путем пойдет мировое танкостроение
' + '' + ' ' + ''+ ' Т-80.
27 октября 2021, 09:25
Реклама

На протяжении последних лет в военно-инженерной сфере продолжается технологический спор между специалистами в области танкостроения. Одни стоят за оснащение танков традиционными дизельными двигателями, а другие отстаивают преимущества газотурбинной силовой установки. Сторонники каждого подхода имеют свои аргументы и ссылаются на практику применения танков в боевых условиях в различном климате. Есть ли будущее у газотурбинных танков? Почему от «дизеля» отказалась армия США? Кто все-таки прав в инженерном споре? «Армейский стандарт» узнал ответы на эти вопросы у эксперта.

Танки идут вперед

Танковая история началась на полях сражений Первой мировой. Впервые бронированные монстры вступили в бой в разгар битвы при Сомме 15 сентября 1916 года. С тех пор роль гусеничных боевых машин в военных конфликтах только росла.

В ходе Второй мировой в сражениях участвовали танки двух разных типов: быстрые и маневренные средние, а также неповоротливые, но хорошо защищенные тяжелые. Средние и тяжелые танки применялись для выполнения разных задач и часто даже не встречались друг с другом на поле боя.

Однако сам собой напрашивался вопрос стандартизации боевых машин. Промышленности приходилось изготавливать снаряды разного калибра, разные двигатели и разные агрегаты для танков нескольких моделей.

Т-80.
© mil.ru
Т-80.

Уже после окончания войны, инженерная мысль создала концепцию Основного боевого танка (ОБТ). К 60-м годам прошлого века технический прогресс позволил воплотить ее в жизнь. Впервые стало возможным сочетать-таки качества, как маневренность и скорость с огневой мощью и тяжелой броней.

Пик дискуссий относительно концепции ОБТ пришелся на период «холодной войны» и противостояний армий США и СССР. Однако помимо интеллектуального соревнования между армиями сверхдержав споры шли внутри каждой танкостроительной школы. Наиболее ожесточенные дискуссии вспыхнули вокруг моторно-трансмиссионного отсека танка. Конструкторы предложили поставить на основной боевой танк новый газотурбинный двигатель (ГТД).

В 1950–1960-е годы газотурбинные двигатели различных классов получили крайне широкое распространение в различных областях промышленности. Турбореактивные двигатели позволяли разогнать самолеты до сверхзвуковых скоростей. Ими оснащались экспериментальные локомотивы и даже грузовые автомобили. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в СССР и США нашлись те, кто предложил поставить турбину на основной боевой танк. Пионеры этого направления считали, что газовая турбина обладает значительно большей удельной габаритной мощностью, чем дизельный двигатель.

Со временем в ряде стран были разработаны десятки экспериментальных моделей танков, оснащенных ГТД. После того как это направление было признано в целом перспективным, новые танки пошли в серию. Главными представителями этого класса являются советские танки Т-80 и американские M1 «Абрамс».

Остальные страны предпочли остаться с проверенными и экономными дизельными двигателями, предоставив советским и американским инженерам продолжать технологическую гонку в танкостроении.

M1 «Абрамс».
© wikipedia.org
M1 «Абрамс».

Уже после распада СССР отечественное танкостроение отошло от идеи газотурбинного танка. Наиболее передовые модели отечественной бронетехники — танки Т-90 и «Армата» — оснащены все же «старым добрым» дизелем, что, впрочем, вызывает критику со стороны ряда специалистов. Армия США полностью реализовала концепцию Основного боевого танка, взяв на вооружение тысячи «Абрамсов». Однако споры вокруг того, какой подход в танкостроении является перспективным, все еще не закрыт.

«Абрамс» в песках Ирака

В числе преимуществ двигателя внутреннего сгорания традиционно называют экономность, неприхотливость и удобство. В то время как газотурбинный двигатель костерят за его капризность и дороговизну. В разговоре с «Армейским стандартом» эксперт Даниил Неккин отметил, что с подобными трудностями впервые столкнулась армия США, активно применявшая танки «Абрамс» в ходе войн в Ираке.

— Любому газотурбинному двигателю нужны огромные объемы воздуха для работы. Чем выше температура наружного воздуха, тем меньшую мощность двигатель будет выдавать. Тропики, пустыни и экваториальная зона — это не для него. Сверхнизкие температуры (ниже -50) опасны обледенением фильтрационной системы. Таким образом, эффективные температуры использования ГТД (американского или советского) — от -45 до +50 градусов Цельсия.

M1 «Абрамс».
© wikipedia.org
M1 «Абрамс».

Огромную роль играет чистота воздушной смеси. США впервые серьезно столкнулись с этой проблемной во время иракских кампаний, где фильтры двигателей буквально становились «песочницей» за несколько часов марша в условиях песчаных бурь. Очистка этих фильтров очень сильно тормозила ход наступательных операций.

СССР в стадии испытаний Т-80, до и после принятия танка на вооружение, проводил широкие испытания в пустыне Гоби. Там были выявлены те же ошибки и недоработки в системе и конструкции, с которыми позднее столкнулись США.

— Т-80 удалось поучаствовать в реальных боевых действиях?

— С учетом того, что Т-80 с ГТД в основе своей дислоцировались в ГДР и европейской части страны, перегрев им не грозил. Уже после развала СССР часть этих танков досталась России, а также Узбекистану, Украине, Белоруссии. В силу нехватки запчастей они применяются очень и очень ограниченно.

Так, Белоруссия начала продавать Т-80БВ еще в 1990-е годы. Первым и, собственно, единственным покупателем стал Йемен. Узбекские Т-80Б/БВ изредка мелькают в телерепортажах, но их использование также не носит массового характера.

Т-80.
© wikipedia.org
Т-80.

Украина отошла от танков с ГТД на рубеже 2000-х годов. Однако в ходе войны на Донбассе украинская армия стала испытывать жесткую нехватку боеготовых машин.

Справка«АС»

За годы конфликта на Донбассе вооруженные силы Украины по различным оценкам потеряли от 200 до 250 танков разных моделей. Подавляющее большинство приходится на танки Т-64 различных модификаций, которые производятся на Харьковском танкостроительном заводе. К началу конфликта Украина обладала ограниченным количеством боеготовых танков, поэтому рост потерь вынудил командование обратиться к резервам, оставшимся с советских времен. Большая часть танков Т-80 попала на Украину из Западной группы войск, дислоцированной в Германии. Попытки украинских конструкторов создать собственный газотурбинный танк на основе советских наработок оказались неудачными.

Для аэромобильных подразделений вооруженных сил Украины в строй после капремонта вернули танки Т-80Б/БВ. Главная проблема всех пользователей Т-80 на постсоветском пространстве — за исключением России — это как раз те самые газотурбинные двигатели. Они производились в Ленинграде до 1991 года. Поставки запчастей прекратились. Украина пока в состоянии обслуживать и пользоваться ГТД-1100/1250. Однако вряд ли это продлится долго в силу истощения складских запасов и дефицита запчастей.

Танковые гонки

Если найти в Сети сводную таблицу технических характеристик современных танков, можно обратить внимание на интересный факт. Из всех стран единственной эксплуатирующей газотурбинные двигатели остаются США. Германия, Франция, Великобритания, Израиль, Китай, Индия и Россия на свои машины ставит двигатели внутреннего сгорания. В свое время определенные танковые опыты ставились и в Европе, и в Азии, однако право считаться первопроходцами в этой области все же остается за США.

M1 «Абрамс».
© wikipedia.org
M1 «Абрамс».

— В США в конкурсе на основной боевой танк участвовали концерны Chrysler и General Motors. Также в конкурсе как главный фаворит был представлен танк Leopard-2AV, собранный в США по немецкой лицензии. Перед иностранным конкурентом нельзя было ударить в грязь лицом. Представленные обеими фирмами машины серьезно отличались друг от друга и снаружи, и внутри. Системы управления огнем, вооружение и приборы были определены заказчиком — армией США, поэтому у обоих прототипов они не сильно отличались. Однако внешний облик, бронирование, органы управления и оборудование, напротив, отличались очень сильно. Так, GM представил танк с дизельным двигателем AVCR-1360 мощностью 1500 л/с, частичной гидропневматической подвеской (только первый и последний катки) с шестью катками на борт. Chrysler же сделал ставку на ГТД AGT-1500, семикатковое шасси, иную компоновку и эргономику экипажа.

Оба танка успешно прошли испытания, результатом которых стал конкурс на серию машин. Вариант GM стоил существенно дешевле танка от Chrysler. Чтобы обеспечить честность конкурса, Пентагон предложил участникам «поменяться местами» — то есть двигателями.

Танк от GM после переоснащения на двигатель конкурентов стал стоить дороже танка от Chrysler, а самим Chrysler удалось снизить цену относительно дизельного танка GM. Поэтому выбор стал очевидным. В сравнении с дизелем аналогичной мощности газотурбинный двигатель оказался надежнее, компактнее, имел более высокий ресурс и потреблял гораздо более широкую номенклатуру топлива. Так и родился на свет современный М1 «Абрамс».

M1 «Абрамс».
© wikipedia.org
M1 «Абрамс».

— А европейцам такие нововведения оказались не по карману? Почему немцы или французы не пошли этим путем?

— Европейская история танкового ГТД началась с шведского двигателя STRV-103. Многие «знатоки» присуждают шведам первенство в установке такого двигателя, однако это не совсем так. Да, они первыми поставили газотурбину в танк. Однако этот двигатель выполнял роль вспомогательной силовой установки и не приводил в движение саму машину. Вопросы разработки, постройки и установки ГТД рассматривали еще в Третьем рейхе, однако дальше эскизов, предполагаемых тактико-технических характеристик и пожеланий дело не дошло. Позднее к этому типу двигателя вернулись во время франко-немецкого проекта Europanzer — единого танка для обеих стран и для продажи на экспорт.

По итогам постройки прототипов, а также дальнейших испытаний и обкатки не получился не только ГТД, но и сам танк. Однако безрезультатным этот проект также назвать нельзя: в ФРГ использовали полученные наработки при создании танка Leopard-1, во Франции — при создании AMX-30. Это машины очень схожих концепций, характеристик и назначения. Но предельно разные внутри.

— А в Англии были попытки создать что-то подобное?

— История британского танкового ГТД куда более прозаична. Англичанам удалось спроектировать, построить и даже установить свой двигатель на танк. В качестве испытательной платформы выбрали устаревший на тот момент тяжелый танк Conqueror. С машины демонтировали башню, раскроили моторно-трансмиссионное отделение под новый двигатель, установили ряд вспомогательных элементов. Итог испытаний для англичан оказался печальным: двигатель не выходил на расчетную мощность, имел низкую топливную и тепловую эффективность, сверхвысокую шумность. От идеи ГТД британцы отказались и по сей день используют двигатель внутреннего сгорания.

Мечты «ламаншистов»

В наше время тема развития газотурбинного двигателя, похоже, отошла на второй план. Однако многие любители бронетехники, особенно в России, не согласны с этим и даже предлагают варианты развития этой концепции. Одно время в социальных сетях даже действовало сообщество, призывающее защитить вымирающий вид — танк Т-80 — от полного исчезновения. Однако во многом претензии сторонников концепции ГТД не обоснованы.

Т-80.
© wikipedia.org
Т-80.

— Наверное, добрую половину фанатов Т-80 составляют любители «soviet power Supreme» (вымышленного танка из серии видеоигр Red Alert. — «АС»), танка ни разу «вживую» не видевшие, но имеющие свое очень «ценное» мнение. Остальные фанаты Т-80 — это сторонники концепции «танковых клиньев» и ламаншизма.

Справка «АС»:

Ламаншизм — неофициальное название гипотетической стратегии СССР в Третьей мировой войне с НАТО. Стратегия строилась на идее глубокого прорыва танковых соединений через Фульдский коридор, Северо-Германскую низменность и долину реки Дунай из ГДР и Венгрии в Западную Европу, с максимальным быстрым выходом к проливу Ла-Манш. Эта стратегия нашла отражение в ряде образцов советской военной техники, которая традиционно делалась легкой, быстрой, как правило, плавающей, с низким профилем и имеющей плотную компоновку.

Безусловно, есть и люди, которые служили или служат на этих танках, но таких меньшинство. С другой стороны, симпатии к ГТД нельзя назвать необоснованными. Двигатели хорошо себя зарекомендовали, и отрицать это глупо.

— А есть какие-нибудь перспективы у этой концепции?

— Развитие танкового ГТД остановилось. Если не брать в расчет различные доработки и минорные изменения, которые лишь повышают ресурс, надежность и другие эксплуатационные данные. Двигатели ГТД-1250 и AGT-1500 уже более 30 лет являются последними представителями своего класса, и вряд ли что-то изменится в ближайшее время. Россия имеет сверхмалое количество Т-80 для каких-либо серьезных опытно-конструкторских работ, а новая платформа Т14 («Армата») вообще выполнена в дизельном варианте. Так же и США, имея единый танк с ГТД и программу развития и модернизации танка, вряд ли откажутся от него в пользу полностью новой машины в ближайшие десятилетия.

Реклама
Реклама
Комментарии
Войдите в свой аккаунт социальной сети Вконтакте или Facebook и сможете принять участие в комментировании материалов сайта.