Реквием погибшим кораблям

Реквием погибшим кораблям

Более ста лет в Севастопольской бухте о героях-черноморцах напоминает необычный памятник
Бой фрегата «Флора» с тремя турецкими пароходами.
© wikipedia.org
Более ста лет в Севастопольской бухте о героях-черноморцах напоминает необычный памятник
' + '' + ' ' + ''+ ' Бой фрегата «Флора» с тремя турецкими пароходами.
19 ноября 2021, 11:35
Реклама

Пожалуй, каждому россиянину известен памятник затопленным кораблям, возвышающийся над гладью вод Севастопольской бухты. Его изображение есть, например, на двухсотрублевой купюре Банка России. Значительно хуже дело обстоит со знанием символизма этого монумента и его истории. «Армейский стандарт» напомнит об этой реликвии Севастополя и Черноморского флота.

Брега Тавриды

Крымский полуостров географически расположен так, что владеющий им фактически контролирует все Черное море. Потому-то с античных времен «брега Тавриды» привлекали вожделенные взоры различных колонистов и завоевателей. Финикийцы, древние греки и римляне оставили в Крыму немало свидетельств своего длительного пребывания здесь.

Крым и Чёрное море в античную эпоху.
© wikipedia.org
Крым и Чёрное море в античную эпоху.

Далеко не всегда их морские экспедиции были легкими и удачными. В непогоду торговые суда и военные корабли гибли в бушующих водах и разбивались о прибрежные крымские скалы. Следы кораблекрушений античной эпохи дают в наши дни подводным археологам ценнейшие материалы для исследований.

Развитие мореплавания вело к совершенствованию судов, их способности успешно бороться с крутыми волнами и неистовым ветром. В ходе военных конфликтов таран и абордажный бой уступили главенство пушкам. Их залпы быстрее отправляли корабли противника на дно, причем делали это уже на дистанции, которая с развитием артиллерии становилась все большей и большей.

В эпоху парусников Черное море было ареной длительного противостояния Российской и Османской империй. В конце XVIII века главной базой русского Черноморского флота стал основанный Григорием Потемкиным Севастополь. Его просторная бухта входит в десятку наиболее удобных гаваней планеты. Корабли любых размеров могут найти в ней укрытие от бушующих волн.

Крым и Чёрное море.
© wikipedia.org
Крым и Чёрное море.

Неудивительно, что именно Севастополь стал главной целью противников России в Крымской (Восточной) войне. Героическая оборона города описана во многих художественных и документальных книгах, популярных и научных статьях. О ней сняты фильмы. Ей посвящены картины художников. Памятник затопленным кораблям тоже является неотъемлемой частью памяти о той войне.

Преградили вход в бухту

В сентябре 1854 года главнокомандующий русскими вооруженными силами в Крыму князь А.С.Меншиков, опасаясь прорыва англо-французско-турецкого флота в Севастопольскую бухту, приказал затопить у входа в нее два фрегата и пять линейных кораблей. Это были хотя и наиболее старые корабли флота, но вполне боеспособные единицы.

Линейный корабль «Три святителя» нес 130 пушек и относился к числу самых сильных парусных кораблей в мировой истории. Блестящая победа у Синопа была достигнута при его активном участии. Фрегат «Флора» в ходе Крымской войны успел прославиться победой сразу над тремя турецкими пароходами, которыми фактически командовал английский военный советник! И другие затопленные корабли тоже могли бы еще повоевать.

Затопление кораблей в Севастопольской бухте.
© Картина Георгия Дмитриева
Затопление кораблей в Севастопольской бухте.

Решение о затоплении до сих пор оценивается неоднозначно. Но называть его явно ошибочным все же не поворачивается язык. Вражеский флот имел большое численное превосходство, и попытка одержать победу над ним в сражении стала бы явной авантюрой. Зато снятые с затопленных кораблей пушки и команды усилили батареи и гарнизон Севастополя.

Осенне-зимние шторма частично разрушили созданное заграждение. Для его обновления в ноябре и декабре 1854 года затопили еще один линейный корабль, один корвет и торговое судно. А в феврале 1855 года была создана вторая линия заграждения из трех затопленных линейных кораблей и трех фрегатов.

После того как оборона южной стороны Севастополя стала невозможной и 28 августа 1855 года гарнизон по наведенному плавучему мосту отступил на северную сторону бухты, были затоплены и все остальные корабли флота. Эта мера, в сочетании с возведением новых батарей на Северной стороне, полностью пресекла возможность для вражеского флота войти в бухту и не позволила противнику продолжить наступление.

В 1905 году к 50-летию окончания героической обороны Севастополя в море возле набережной Приморского бульвара в память о затопленных кораблях был воздвигнут монумент, который мы можем видеть и сегодня. Создан он по проекту скульптора А.Г.Адамсона, архитектора В.А.Фельдмана и военного инженера Ф.О.Энберга.

Схема затопления кораблей в Севастопольской бухте.
© wikipedia.org
Схема затопления кораблей в Севастопольской бухте.

Несмотря на то что колонну венчает двуглавый орел в императорской короне, памятник не был осквернен даже в первые годы Советской власти, когда почти все, относящееся к наследию Российской империи, подвергалось разрушению или приводилось в соответствие с новыми взглядами на историю.

Великая Отечественная

Севастополь с момента своего основания в 1783 году и поныне является главной базой Черноморского флота. Его стратегическое значение переоценить невозможно. Он — ключ к господству над всей акваторией Черного моря. И потому город подвергся нападению немецко-фашистской авиации в первое же утро Великой Отечественной войны.

С 30 октября 1941-го по 4 июля 1942 года Севастополь пережил вторую в своей истории осаду. На протяжении восьми месяцев советские солдаты и матросы стойко защищали город, повторив подвиг героев Первой обороны. Особую роль играли корабли Черноморского флота. При полном господстве противника в воздухе они доставляли в осажденный город подкрепление, боеприпасы, продовольствие, эвакуировали раненых, осуществляли огневую поддержку наших войск.

Крейсер «Червона Украина».
© rgo.ru
Крейсер «Червона Украина».

Геройски воевали команды крейсеров «Красный Кавказ» и «Красный Крым», эскадренных миноносцев и подводных лодок. Не меньшему риску во имя достижения победы над врагом подвергали себя команды более мелких кораблей, катеров и транспортных судов.

Налеты вражеской авиации, конечно же, приводили к потерям. 12 ноября 1941 года в Севастопольской бухте погиб крейсер «Червона Украина». Этот корабль отличился при оказании помощи защитникам Одессы. Он первым открыл огонь по приблизившимся к Севастополю нацистским войскам.

В ходе обороны города и рейдов в осажденный Севастополь на минах и от попаданий вражеских авиабомб погибли эсминцы «Быстрый», «Свободный», «Совершенный», «Безупречный» и «Дзержинский». Не раз прорывавшийся в Севастополь лидер эсминцев «Ташкент» погиб в Новороссийске.

Настоящие подвиги совершали команды транспортных судов. Если военные корабли благодаря высокой скорости, маневренности и зенитным пушкам имели некоторые шансы выжить даже во время массированных налетов вражеских бомбардировщиков, то транспорты представляли собой очень удобную цель для авиации нацистов. Даже отдельные самолеты немцев представляли для них смертельную опасность.

Эсминец «Свободный» в момент гибели.
© goskatalog.ru
Эсминец «Свободный» в момент гибели.

Осенью 2021 года в акватории Феодосийской бухты проводились работы по подъему и утилизации боеприпасов с затонувшего в ночь с 16 на 17 января 1942 года теплохода «Жан Жорес». Теплоход доставил большую партию боеприпасов, частично разгрузился в Феодосии, а утром вышел в море, чтобы не стать в порту легкой добычей для вражеских бомбардировщиков.

В открытом море теплоход маневрировал, уклоняясь от их многочисленных атак, но все же получил большое количество повреждений. Команда «Жана Жореса» геройски боролась за живучесть корабля. Залатав своими силами пробоины, моряки следующей ночью вновь направились в Феодосию для окончательной выгрузки. Но транспорт напоролся на магнитную мину.

Под непрекращающимся обстрелом, невзирая на потери, команда пыталась спасти теплоход и все же доставить нашим сражающимся войскам десанта столь необходимые им боеприпасы. Только после нескольких часов борьбы за живучесть, когда стало окончательно ясно, что в этот раз судно обречено, оставшиеся в живых члены команды затопили его, открыв кингстоны.

Крейсер «Червона Украина» после гибели.
© wikipedia.org
Крейсер «Червона Украина» после гибели.

Это лишь один из огромного множества примеров героизма советских моряков в годы Великой Отечественной войны. Немало подвигов было совершено и на берегу, в составе десантных партий и при обороне наших приморских городов. «Черной смертью» называли советских моряков вражеские солдаты. Не только за цвет их формы!

В память о героях

Памятник затопленным кораблям воздвигнут парусникам и пароходам Черноморского флота времен Крымской войны. Но так уж сложилось, что он символизирует собой память о всех русских и советских кораблях, погибших во имя защиты южных морских рубежей нашей Родины от агрессоров.

С каждым погибшим кораблем связаны судьбы моряков, составлявших его команду. Ведь без команды любой корабль представляет собой всего лишь конструкцию из металла или, как в былые времена, из дерева. Потому-то и монумент в Севастополе напоминает не только о кораблях, но и о героях-черноморцах. Они отдали свои жизни за то, чтобы Крым и Севастополь всегда принадлежали России!

Мы, их потомки, должны помнить об этом. Помнить подвиги наших моряков и чтить их память. И никогда никому не позволять оспаривать тот факт, что Севастополь и Крым — это неотъемлемая часть России!

Реклама
Реклама
Комментарии
Войдите в свой аккаунт социальной сети Вконтакте или Facebook и сможете принять участие в комментировании материалов сайта.