Тихоокеанское направление

Тихоокеанское направление

Прикрывать дальневосточные рубежи будет мощная военно-морская группировка
Гремящий
© mil.ru
Прикрывать дальневосточные рубежи будет мощная военно-морская группировка
' + '' + ' ' + ''+ ' Гремящий
22 ноября 2021, 10:07
Реклама

После того как США, Британия и Австралия в сентябре месяце подписали соглашение о создании нового военного блока AUKUS, Индо-Тихоокеанский регион на карте мира превратился в «горячую точку». Вашингтон, Лондон и Канберра даже не скрывают, что их альянс направлен непосредственно против Китая. Однако для России рождение еще одного недружественного военного блока, сделавшего ставку на атомный подводный флот, который вскоре появится даже у «безъядерной» Австралии, тоже стало серьезной угрозой. Встала задача укрепления собственного Тихоокеанского флота всегда являвшегося стратегической составляющей России в этом регионе мирового океана.

Российский Тихоокеанский флот — боевое соединение кораблей и береговых сил, обладающее серьезным боевым потенциалом, который постоянно обновляется и модернизируется. Наибольшую актуальность задача его строительства и модернизации получила именно сейчас, когда паритет сил и выстраиваемая десятилетиями система безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе была разрушена в момент создания блока AUKUS. В результате военное значение российского Тихоокеанского флота серьезно возросло. Он в этом регионе оказался практически на пике противостояния с новым военным альянсом.

AUKUS
© whitehouse.gov
AUKUS

Тихоокеанский — самый молодой из всех флотов России. Он был основан 11 января 1935 года. До этого времени на Дальнем Востоке в Охотске базировалась лишь военная флотилия. Правда, сами моряки-тихоокеанцы считают, что их флоту уже 290 лет. Они отсчитывают дату его создания со времен царствования Анны Иоанновны, когда Сенат учредил Охотский военный порт — первую на Дальнем Востоке постоянно действующую военно-морскую часть.

В то время Дальний Восток России был по-настоящему «дальним». Власть уделяла слишком мало внимания развитию флота на этих отдаленных территориях. Туда в основном посылались эскадры кораблей для демонстрации флага. Считалось, что этого вполне достаточно. Постоянно действующие силы флота на дальневосточных рубежах долгое время были минимальными. Лишь к середине 1930-х годов положение дел стало медленно меняться.

Позже началось создание пунктов базирования подводных сил на полуострове Крашенинникова на Камчатке и заводов по строительству кораблей. Самым крупным стал Амурский судостроительный завод в Комсомольске-на-Амуре. И уже к концу 1980-х годов, фактически перед развалом Союза, Тихоокеанский флот стал мощным крупным объединением, которое имело в своем составе несколько сотен боевых кораблей и подводных лодок, постоянно находившихся в походах в водах Индийского и Тихого океанов, а также в других точках Мирового океана.

После развала СССР Тихоокеанский флот (ТОФ) понес самые большие «потери». Одной из причин преждевременного списания большого числа кораблей в 90-е стало отсутствие полноценной системы их базирования. Под списание шли даже наиболее боеспособные корабли. Например, тяжелый атомный ракетный крейсер проекта 1144 «Орлан» «Адмирал Лазарев»; большие десантные корабли океанской зоны проекта 1174 «Носорог»; абсолютно все большие противолодочные корабли проекта 1134Б «Беркут»; пять эсминцев с управляемым ракетном оружием проекта 956 «Сарыч»; большой атомный разведывательный корабль «Урал».

Списали такие гиганты, как тяжелый авианесущий крейсер «Минск», который был продан в Китай. Там его превратили в развлекательный аттракцион. А такой же авианосец «Новороссийск» всего после 14 лет службы продали на металлолом одной из южнокорейских компаний.

Танкерам и буксирам повезло больше — их отдали в аренду коммерсантам.

Хуже всего дела обстояли с атомными ракетными подводными крейсерами стратегического назначения проекта 667БДР. Практически все они к этому времени выработали ресурс. При полном безденежье и без должного обслуживания, корабли и подлодки ржавея, мертвые стояли у дальних причалов, за что ТОФ получил прозвище «кладбище кораблей».

Иркутск
© mil.ru
Иркутск

В то время картина была печальной на всех российских флотах. Новых кораблей практически не строили, в лучшем случае, доводили до ума старые, а некоторые ремонтировали. Но на Тихоокеанском флоте дела обстояли хуже всего. За 20 лет, прошедшие после развала Союза, его состав пополнил в 2003 году всего один ракетный катер проекта 12411 «Р-29» и одна многоцелевая атомная подлодка проекта 971 «Щука-Б» (К-152 «Нерпа»), которую затем передали в долгосрочную аренду Индии.

Новому руководству военного ведомства пришлось приложить огромные усилия, чтобы изменить положение дел на Тихоокеанском флоте. Теперь ситуация там принципиально иная.

С поступлением на вооружение новых кораблей меняются и задачи, стоящие перед флотом. Если раньше его мощь зависела от наличия больших кораблей дальней морской зоны, то сейчас, благодаря научно-техническому прогрессу в развитии сил и средств на море, оценка военно-морской мощи флота с позиции водоизмещения и количества кораблей, перестала быть актуальной.

Сегодня решающим фактором в такой оценке стали боевые характеристики и возможности прежде всего морского оружия. Его носителями не всегда должны быть большие суда. Это могут быть относительно небольшие мобильные корабли, оснащенные мощным ракетным вооружением. И строительство таких носителей — кораблей и подводных лодок — активно идет в последние годы.

В настоящее время основу Тихоокеанского флота составляет группировка атомных подводных лодок. По планам развития Военно-морского флота, она будет развиваться и модернизироваться. В состав Тихоокеанского флота продолжают поступать новейшие ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проектов «Борей» и «Борей-А» и атомные ракетные подводные крейсеры проекта «Ясень» и «Ясень-М».

В ближайшее время Тихоокеанский флот получит шесть новых дизель-электрических подводных лодок семейства 636.3 (по классификации НАТО — Improved Kilo). В дальнейшем — неатомные подводные лодки проекта 677.

Надводная составляющая Тихоокеанского флота должна пополниться двенадцатью корветами проектов 20385 и 20380. Они строятся на Амурском судостроительном заводе и «Северной верфи» в Санкт-Петербурге. По плану эти новые корабли должны в разы поднять эффективность действия надводных сил в составе разнородных группировок за счет своих уникальных боевых характеристик.

Эффективность кораблей противоминной обороны проекта 12700, которые сейчас приходят в состав флота, за счет модернизации даже превосходят характеристики, изначально заложенные при их проектировании.

Кроме того, Тихоокеанский флот в ближайшее время будет пополняться новейшими фрегатами проекта 22350.

Андрей Степанов
© kchf.ru
Андрей Степанов

Только в 2020 году на Дальнем Востоке приступили к службе пятнадцать новых боевых кораблей и судов обеспечения. Среди них — корветы проекта 20385 «Гремящий» и «Проворный», морской буксир «Андрей Степанов» и два аварийно-спасательных катера проекта 23040, минный тральщик проекта 12700 «Яков Баляев», противодиверсионный катер «Раптор» и подводная лодка «Петропавловск-Камчатский».

На Тихоокеанском флоте взят курс на модернизацию существующего состава кораблей. Большинство кораблей должны пройти серьезный капитальный ремонт, получить новые образцы вооружения и самую современную радиоэлектронику.

Утверждены три программы модернизации. Одна из них — модернизация малых ракетных кораблей, головным из которых является ракетный корабль «Смерч». На всех кораблях этой серии старый ракетный комплекс «Малахит» должен быть заменен на новый «Уран».

Еще одна программа — обновление больших противолодочных кораблей проекта 1155. После модернизации эти корабли должны будут изменить свой класс с большого противолодочного корабля на фрегат. В качестве вооружения у них на борту будут размещены ракетные комплексы «Калибр» и «Уран», а в перспективе — «Циркон».

Третья программа — модернизация подводной составляющей Тихоокеанского флота. Она предполагает, в том числе, замену вооружения на атомных подводных лодках проекта 949А, где старые «Граниты» также заменят новейшие «Калибры» и завершающие испытания «Цирконы». Первой подлодкой, модернизированной по этой программе, стала субмарина «Иркутск», следующая — «Челябинск».

Масштабные программы обновления Тихоокеанского флота по целому ряду показателей реализуются с опережением. В первую очередь это касается строительства подводных лодок проекта 636.3, оснащенных высокоточным оружием, шесть из которых планируется принять в состав Тихоокеанского флота уже до 2024 года.

Реклама
Реклама