Шёнграбен, 1805. Погибнуть, но задержать

Шёнграбен, 1805. Погибнуть, но задержать

Отряд под водительством Багратиона своим мужеством спас русскую армию
Шёнграбенское сражение.
© Картина Франсуа Паскаля Симона Жерара
Отряд под водительством Багратиона своим мужеством спас русскую армию
' + '' + ' ' + ''+ ' Шёнграбенское сражение.
24 ноября 2021, 10:15
Реклама

16 ноября (по новому стилю) 1805 года у австрийской деревни Шёнграбен отряд русских солдат во главе с князем Петром Багратионом отразил все попытки намного превосходящих сил французов перерезать путь армии Михаила Кутузова. Статья «Армейского стандарта» посвящена этой героической странице нашей военной истории.

Катастрофа под Ульмом

В 1805 году Австрия, Англия, Россия, Швеция и Неаполитанское королевство образовали Третью антифранцузскую коалицию. На стороне наполеоновской Франции выступили Испания, Бавария и ряд североитальянских государств, объединенных Наполеоном в подвластное ему королевство Италия.

Фельдмаршал-лейтенант Карл Мак.
© wikipedia.org
Фельдмаршал-лейтенант Карл Мак.

В Вене хорошо знали о сосредоточении главных сил французов у побережья Ла-Манша, откуда Наполеон готовил вторжение в Британию. Исходя из этого, австрийское верховное командование, преисполнившись решительности, не стало ждать подхода русских союзников и приказало фельдмаршалу Карлу Маку во главе 70-тысячной армии начать наступление в Баварии.

Но Наполеон, выдающийся стратег и блестящий организатор, сумел осуществить безостановочный переход своих войск на расстояние в 600 километров. В октябре 1805 года его огромная 220-тысячная армия вышла к Дунаю и окружила австрийцев возле города Ульма. Карл Мак, не ожидавший столь резкого поворота событий, после нескольких стычек с французскими корпусами вынужден был 20 октября капитулировать.

Победа была одержана Наполеоном легко, без решающей битвы, благодаря искусному маневру. Французский император обратился к войскам: «Солдаты Великой армии, я обещал вам большое сражение. Однако благодаря дурным действиям противника я смог добиться таких же успехов без всякого риска… За пятнадцать дней мы завершили кампанию».

Наполеон.
© Картина Жака-Луи Давида
Наполеон.

Без шансов на спасение

К моменту капитуляции австрийцев русская 35-тысячная армия Кутузова в ходе изнурительного марша преодолела за два месяца тысячу километров пути из России к театру военных действий. Она успела дойти до Браунау. От Ульма, где оказались сосредоточены главные силы французов (200 тысяч человек), ее отделяло пять дневных переходов (около 150 км).

В Браунау к русской армии присоединился избежавший окружения у Ульма австрийский корпус генерала Михаэля Кинмайера, численностью примерно в 20 тысяч бойцов. Здесь же Кутузов узнал о капитуляции Мака.

Ситуация сложилась критическая. Четырехкратное численное превосходство противника, отсутствие поблизости достаточных для противодействия врагу сил союзников-австрийцев, крайнее измождение проделавших огромный путь русских солдат, — всё это оставляло мало шансов на успешный выход из создавшегося положения.

Перед Кутузовым были не турки, которых русские уже привыкли громить, невзирая даже на самое неблагоприятное соотношение сил. Перед ним находилась армия революционной Франции. Она, по словам маршала Огюста Мармона, «была могущественна не столько по числу своих солдат, сколько по их натуре: почти все уже воевали и одерживали победы. Еще осталось вдохновение революционных войн, но оно вошло в направленное русло; начиная от главнокомандующего, от командиров корпусов и дивизий до простых солдат и офицеров, все были закалены в битвах. Восемнадцать месяцев, проведенных в лагерях, придали ей дополнительную обученность, невиданную доселе спайку и безграничную уверенность в своих солдатах».

Кутузов понимал, что разгромивший Мака Наполеон приложит максимум усилий для того, чтобы закрепить успех, разбив вслед за австрийцами и их русских союзников. Это дало бы французскому императору возможность завершить войну, едва ее начав. Для решения этой задачи у Наполеона кроме его огромного полководческого таланта были и все остальные благоприятные условия.

Кутузов.
© Картина Р. Волкова
Кутузов.

В такой ситуации русскую армию могло спасти только чудо. Но Кутузов не стал на него надеяться. Получив приказ отходить к Вене и взять австрийскую столицу под защиту, он начал свой знаменитый Ульмско-Ольмюцкий марш-маневр, впоследствии ставший образцом блестящего проведения подобных операций.

С боями на восток

Отход начался вдоль правого (южного) берега Дуная. Наполеон с главными своими силами устремился следом, а 25-тысячный корпус маршала Эдуара Мортье отправил левым берегом с тем, чтобы достичь ближайшего моста в городе Кремсе, перейти там на правый берег и выйти в тыл армии Кутузова. Так он рассчитывал отрезать русским путь отхода, окружить их и уничтожить.

Отступление Кутузова облегчалось тем, что на его пути было много притоков Дуная. Уничтожая мосты и сдерживая противника арьергардными боями, русские замедляли продвижение французов. Но во всем остальном им приходилось очень нелегко. Обещанные австрийцами подводы, одежду, провизию и боеприпасы Кутузов так и не получил. Погода стояла ужасная: холод, сильный ветер и дождь, переходящий в снег.

Участник похода генерал Дмитрий Дохтуров писал в письме: «Мы идем по ночам, мы почернели… Офицеры и солдаты босиком, без хлеба». Путь на восток превратился для русской армии в тяжелейшее испытание. Но идти было надо, и солдаты, сцепив зубы, шли! Пока арьергард во главе с Петром Багратионом отражал атаки наседавшего врага, армия продвигалась к цели. Ей нужно было успеть достичь Кремса раньше корпуса Мортье.

Маршал Иоахим Мюрат.
© Картина Франсуа Паскаля
Маршал Иоахим Мюрат.

Особо ожесточенные арьергардные бои произошли при Энсе и Амштеттене. Авангард французов во главе с маршалом Иоахимом Мюратом не смог в них одолеть русский арьергард. В качестве резерва для Багратиона между ним и основными силами армии шел отряд под командованием генерала Михаила Милорадовича, которому удалось отличиться в сражении у Кремса.

Русская армия смогла достичь этого города раньше французов и перешла на левый берег Дуная, взорвав за собой мост. Мортье был введен лазутчиками в заблуждение, сообщившими, что русские, оставив слабый заслон, идут на север в Моравию. Он поспешил этот заслон атаковать, несмотря на то, что его корпус сильно растянулся в пути.

На самом же деле Кутузов заготовил французам ловушку. Милорадович с изображавшим «слабый заслон» отрядом в 4500 бойцов решительно атаковал французов в лоб, а 10 тысяч солдат Дохтурова обошли Мортье с фланга и нанесли удар по растянувшимся порядкам противника. Затем в сражение вступили некоторые другие части кутузовской армии. Общая численность участвовавших в битве русско-австрийских войск составила 21–24 тысячи человек.

На глазах Наполеона, бессильно наблюдавшего за катастрофой Мортье с другого берега реки, французы были разгромлены наголову. Потеряв 5500 человек, в том числе 1,5 тысячи пленными, они очистили левый берег Дуная. Потери русско-австрийской армии убитыми и ранеными составили около 3 тысяч солдат. Путь к следующему на пути городу Цнайму был открыт.

На верную погибель

Случилось, однако, непредвиденное. Быстро достигшие Вены авангардные корпуса маршалов Иоахима Мюрата и Жана Ланна (около 30 тысяч человек) сумели захватить единственный оставленный целым в австрийской столице мост через Дунай. Им удалось обмануть командира охранявших переправу австрийцев, убедив его в том, что уже заключено перемирие.

Багратион.
© Картина Джорджа Доу
Багратион.

Устремившись к Цнайму наперерез армии Кутузова, они возле Шёнграбена натолкнулись на отряд Петра Багратиона. Русский командующий отправил его туда в качестве заслона. Багратион сумел опередить французов. Тогда Мюрат вновь решил прибегнуть к хитрости. Полагая, что перед ним стоит вся русская армия, и стремясь задержать ее до подхода главных сил Наполеона, он предложил Кутузову остаться на месте и заключить перемирие.

Но не было в те годы в Европе человека, способного обмануть Кутузова! Наш командующий на перемирие охотно согласился. Более того, предложил даже более выгодные для французов условия. Пока Мюрат согласовывал их с Наполеоном (тот сразу догадался, что его маршала провели, и сильно на Мюрата разгневался), русская армия прошла через Цнайм и двинулась к Брюнну (Брно).

Получив приказ императора немедленно атаковать русских, Мюрат бросился на Багратиона, отряд которого Кутузов оставил на неминуемую гибель ради спасения всей остальной армии. Атаковавших французов было не менее 20 тысяч. Русских – от 6 до 7 тысяч.

Французы, имея троекратное превосходство, могли рассчитывать еще и на содействие постепенно подходящих к месту боя резервов. Багратиону же приходилось обходиться имеющимися силами. Находившийся поблизости австрийский отряд в сражении участия не принял. Его командир легко поверил заверениям Мюрата о действующем перемирии и покинул поле битвы еще до ее начала.

Целый день 16 ноября солдаты маршалов Мюрата, Ланна и Сульта пытались сломить сопротивление русского арьергарда. Французы храбро шли вперед, бросались в отчаянные атаки, но все безуспешно. Русские под их натиском отступали организованно и очень медленно (примерно по километру в час), часто при этом контратакуя.

Схема битвы под Шёнграбеном.
© wikipedia.org
Схема битвы под Шёнграбеном.

Петр Багратион, любимый ученик Александра Суворова, лично ободрял подчиненных, появляясь на передовой в самых жарких местах, своим хладнокровием и отвагой. Его распоряжения были своевременными и верными.

Особо отличились в сражении русские артиллеристы под командованием штабс-капитана Якова Ивановича Судакова, ставшего прототипом капитана Тушина в романе Льва Толстого «Война и мир». Залпами пушек они смогли поджечь селение Шёнграбен, занимавшее по фронту примерно 800 метров.

Французы оказались перед огненным заслоном. Им пришлось обходить пылающее село через овраги, по рытвинам и колдобинам. В сгущающейся тьме даже пехота преодолевала их с трудом, кавалерия — с еще большими усилиями, а артиллерия вообще застряла на месте.

В неразберихе боя пехота, прикрывавшая батарею Судакова, ушла, оставив артиллеристов одних против тысяч французов, которые думали, что атакуют главные силы русского отряда. На самом же деле оборону держала только одна батарея из четырех пушек. Но артиллеристы не дрогнули. Картечными залпами они отразили наступление противника, заставив его повернуть вспять!

Шёнграбенское сражение.
© Картина Богдана Павловича Виллевальде
Шёнграбенское сражение.

Сражение достигло кульминации в трех верстах к северу от Шёнграбена в деревне Грунд. Уже в полной темноте на улицах, в садах и во дворах кипела жестокая рукопашная схватка на штыках, с ударами прикладами и залпами в упор.

Русские части не раз попадали в окружение, но всякий раз прорывали его. Они несли большие потери, отступали, но и противнику наносили очень тяжелый урон. Убитыми обе стороны потеряли примерно по 1200 человек.

Геройская стойкость русского арьергарда позволила армии Кутузова на два суточных перехода оторваться от преследующих полчищ Наполеона. Но Багратион не только надолго задержал продвижение врага. Оставленный на «верную погибель», он сумел вывести из-под удара большинство своих солдат и привел их в Брюнн, на соединение с главными силами Кутузова.

Участник Шёнграбенского сражения, стоявший в тот день в первых рядах французских гренадеров, написал впоследствии о Багратионе: «Умелой хитростью он выиграл время, его войска, атакованные превосходящими силами, доблестно сражались, а затем он так сумел ускользнуть от нас, что мы не смогли его нагнать; он не оставил ни артиллерии, ни обозов».

Капитуляция Карла Мака перед Наполеоном.
© wikipedia.org
Капитуляция Карла Мака перед Наполеоном.

Вошедшие в историю

Кутузов блестяще завершил 400-километровый Ульско-Ольмюцкий марш-маневр, вошедший в историю военного искусства как эталон. Оказавшись с вчетверо меньшими силами один на один с первоклассной армией во главе с гениальным полководцем, он смог спасти войско от неминуемого разгрома.

После соединения с подошедшей из России 30-тысячной армией Федора Буксгевдена и остатками австрийский войск, Кутузов достиг численного перевеса над Наполеоном. Желая действовать наверняка, наш выдающийся стратег предлагал двум императорам — русскому и австрийскому — отступить еще немного.

У Наполеона просто не было выбора! Ему пришлось бы преследовать союзников и дальше, еще более растягивая коммуникации и сокращая численность передового войска. А в подходящий момент Кутузов дал бы врагу сражение без риска его проиграть. Но Александр I, основываясь на ложно понятых суворовских принципах ведения войны, повелел немедленно прекратить отход и перейти в наступление.

Ульмско-Ольмюцкий марш-маневр.
© wikipedia.org
Ульмско-Ольмюцкий марш-маневр.

При Аустерлице он фактически оттеснил Кутузова от командования армией. Закончившийся катастрофой обходной маневр был начат по его прямому указанию. Молодому императору было тогда невдомек, что для того, чтобы по-суворовски победить Бонапарта, нужно было быть самим Суворовым. А у Кутузова шанс еще раз переиграть Наполеона и доказать всем свою правоту появился только в 1812 году. И он этим шансом блестяще воспользовался.

Петр Багратион совершил еще немало подвигов. Его имя вошло в историю и до сих пор является одним из самых почитаемых в России. За нее грузинский князь отдал свою жизнь, геройски погибнув в Бородинском сражении.

А скромный, но от этого не менее великий герой Шёнграбена, штабс-капитан Яков Судаков избежал смерти в сражениях и дослужился впоследствии до звания полковника. Возглавляемые им артиллерийские подразделения и части всегда являли собой пример образцового порядка и выучки, за что он даже удостоился похвалы от придирчивого и сурового временщика Алексея Аракчеева, самого в прошлом грамотного артиллериста.

Шёнграбенское сражение завершилось тактической победой французов. Они все же заставили русских отступить. Но стратегическую победу, несомненно, одержали Багратион с Кутузовым. Благодаря стойкости русского солдата под Шёнграбеном армия была спасена.

Реклама
Реклама