Главная ударная мощь современной войны на море — противокорабельные крылатые ракеты в наши дни успешно применяются рядом стран по всему миру. Однако появилось это грозное оружие относительно недавно, в конце 1950-х — начале 1960-х годов. В новую разработку, созданную советскими учеными, долгое время не верили ни военные, ни политики. Все изменилось 11 июля 1967 года, когда новые ракеты впервые прошли реальную проверку боем в ходе очередного арабо-израильского конфликта. Как эта дата навсегда изменила тактику войны на море и почему 11 июля ежегодно отмечается день Военно-морских сил Египта — вспоминал «Армейский стандарт».
Война на истощение
В череде арабо-израильских конфликтов особняком стоит война 1973 года, также известная как Война Судного дня. В арабских странах этот конфликт называется Октябрьской войной и считается в целом успешным для антиизраильской коалиции. В честь победы в «Харб-аль-Тишрин» называют улицы, площади, электростанции и научные институты. Даже если признать общепринятую точку зрения, согласно которой война закончилась победой Израиля, нельзя не признать, что Октябрьская война действительно была наиболее успешной для арабов.
После того как в ходе Шестидневной войны 1967 года Израиль оккупировал территории Сирии (Голанские высоты), Египта (Синайский полуостров) и Палестины (Западный берег реки Иордан и сектор Газа), арабская коалиция готовилась к возвращению этих территорий. Фактически вялотекущий конфликт продолжался практически ежедневно, несмотря на усилия ООН. В США всячески поддерживали действия Израиля, в то время как СССР призывал к немедленному освобождению занятых территорий.
В 1967 году началась так называемая «война на истощение». Армия Египта постоянно производила обстрелы израильских позиций на Синае. Президент Гамаль Абдель Насер справедливо полагал, что Израилю придется постоянно держать в районе границы крупные армейские части, большая часть из которых была набрана из резервистов. Это крайне болезненно било по израильской экономике и превращало Синай в «чемодан без ручки», оккупация которого обходилась слишком дорого.
Война Судного дня — конфликт между Израилем с одной стороны и коалицией арабских стран в составе Египта, Сирии, а также Ирака и Иордании — с другой. Военные действия продолжались с 6 по 24 октября. На первом этапе боевых действий армии арабской коалиции смогли нанести противнику серию тяжелых поражений.
Ответными действиями израильской армии войска арабской коалиции были выбиты со всех ранее занятых территорий. Обострение ситуации в очередной раз поставило мир на грань конфликта между СССР, оказывавшим поддержку арабской коалиции, и США, которые являлись главными союзниками Израиля. Совместными усилиями Москвы и Вашингтона удалось добиться установления перемирия между враждующими сторонами.
В результате конфликта обе стороны потеряли тысячи солдат убитыми, ранеными и пленными. Количество уничтоженной бронетехники и авиации оценивается в сотни единиц с обеих сторон.
В ответ на постоянные обстрелы со стороны Египта израильские войска начали возведение мощной цепи укреплений, известной как «Линия Бар-Лева» (по имени начальника генерального штаба ЦАХАЛ Хаима Бар-Лева). Стоимость строительства обошлась израильскому бюджету в 300 миллионов долларов. Предполагалось, что в случае начала полномасштабного египетского наступления оборонительная линия сможет сдержать противника не несколько суток. Однако в первые же сутки Войны Судного дня оборона была прорвана менее чем за три часа.
В то же время Египет и Сирия активно восстанавливали потери. Активно велась покупка военной техники в СССР, арабские курсанты проходили обучение в советских военных училищах.
В предстоящем конфликте основная роль отводилась крупным соединениям бронетехники и авиации, в то время как флоту уделялось второстепенное значение. Крупнейшим кораблем израильских ВМС являлся эсминец «Эйлат». Корабль был спущен на воду в 1944 году и первоначально назывался HMS Zealous. В 1955 году Великобритания продала корабль Израилю. Впоследствии «Эйлат» принял участие в арабо-израильской войне 1956 года, но к концу 1960-х годов он, по общему утверждению, считался морально устаревшим.
В Каире и Дамаске предпочли сделать ставку на развитие так называемого «москитного флота» из малых кораблей. В 1960-е годы ВМС Сирии закупили партию из девяти ракетных катеров проекта 183-Р «Комар», еще восемь катеров получили ВМС Египта. Согласно стратегическому плану египетского командования, катера должны были атаковать израильские военные и гражданские корабли и суда, а затем незамедлительно отходить на базу, избегая встречи с флотом противника. Как показали дальнейшие события, эта тактика в целом полностью себя оправдала.
Укус «Термита»
Ракетные катера проекта 183-Р «Комар» стали воплощением советской военно-морской доктрины 1950–1960-х годов. С началом «холодной войны» стало очевидно, что СССР в ближайшие годы не сможет соперничать с США на море, серьезно уступая по количеству надводных кораблей. Поэтому было принято принципиальное решение: на время, необходимое для развития мощного флота, сравняться в огневой мощи с американцами за счет малых катеров, вооруженных крылатыми противокорабельными ракетами.
Противокорабельная крылатая ракета (ПКР) П-15 «Термит» стала настоящим прорывом в военно-морской стратегии. Созданная конструкторским бюро «Радуга», ракета стала первой в своем роде — не только в СССР, но и во всем мире.
На ПКР «Термит» был установлен жидкостный ракетный двигатель. Боеголовка ракета могла нести до 375 кг взрывчатого вещества. Причем конструкторами предусматривалось и оснащение ракеты ядерной боеголовкой.
Действующая на финальном участке траектории полета тепловая головка самонаведения «Кондор», позволяла поражать цели на дистанции до 50 км. В 1960 году, после серии испытаний, противокорабельная ракета П-15 «Термит» была принята на вооружение советского Военно-морского флота. Ракетами П-15 вооружались эсминцы, противолодочные корабли и специально спроектированные под новую ПКР ракетные катера: проект 183-Р «Комар» и проекта 205 «Оса».
Устаревшие к концу 1960-х годов, катера тем не менее более чем отвечали требованиям командования ВМС Египта. Тем более что противник на море действовал, явно не ожидая серьезного сопротивления. В начале июля 1967 года, в ходе «войны на истощение», эсминец «Эйлат» уничтожил два небольших египетских судна. Президент Египта Гамаль Абдель Насер лично отдал приказ ответить на нападение и уничтожить корабль.
Вечером 11 июля эсминец вновь оказался у берегов Египта и был обнаружен радарами. В 17.25 эсминец был замечен в 11 морских милях от города Порт-Саид. На перехват выдвинулись два ракетных катера «Комар», атаковавшие цель противокорабельными ракетами. Несмотря на то что «Эйлат» предпринял маневр уклонения, первая ракета «Термит» поразила машинное отделение эсминца. Спустя четыре минуты еще одна ракета ударила в левый борт корабля. Командир «Эйлата» Ицхак Рошан принял решение продолжать бой.
Решающим стало попадание третьей ракеты, в 19.40 поразившей нос корабля. На борту начали детонировать боеприпасы, начался пожар. Командир принял решение об эвакуации корабля. Однако спасательные суда были поражены четвертой ракетой. Многие моряки, включая капитана корабля, погибли в результате гидроакустического удара.
В результате атаки корабль был потоплен. Из экипажа в 199 моряков погибли 47 и были ранены около 90. Уничтожение «Эйлата» открыло новую страницу в истории войны на море и стало первым успешным применением крылатых противокорабельных ракет. Успех советского оружия вызвал незамедлительную реакцию в США, где началась разработка собственных противокорабельных ракет.
Во время Войны Судного дня большая часть израильских кораблей была оснащена системами радиоэлектронной борьбы, которые выводили из строя радары сирийских и египетских катеров. Угроза «Термитов», как казалось, была успешно нейтрализована.
Однако противокорабельные ракеты советского производства на долгие годы стали главной угрозой израильского флота. В ходе Второй ливанской войны (лето 2006 года) китайской ракетой YJ-82 (твердотопливная модификация ПКР «Термит») был поражен израильский корвет «Ханит». Утром 14 июля корабль вышел в Средиземное море и двигался на расстоянии 16 км от ливанского побережья. В 08.30 бойцы движения «Хезболла» атаковали корабль одной ракетой П-15, которая успешно прошла через корабельную систему ПВО/ПРО и поразила башенный кран. В результате вспыхнувшего пожара погибли четверо членов экипажа, корабль получил серьезные повреждения и вынужден был вернуться в порт Ашдод.
Таким образом, противокорабельные ракеты советского производства даже спустя более чем 60 лет после своего создания все еще стоят на вооружении ряда стран и группировок. 1 октября 2016 года ракетой YJ-82 был уничтожен гибридный катамаран HMS-2 Swift военно-морских сил ОАЭ. И скорее всего, укусы «Термита» еще долго будут оставаться болезненными для самых современных кораблей.