Зачем «Калашмату»… сухарь?

Зачем «Калашмату»… сухарь?

Конструктивные особенности гражданских клонов АК
© patriotp.ru
Конструктивные особенности гражданских клонов АК
20 января 2021, 10:18
Реклама

Что за странная деталь в автомате Калашникова — сухарь? Для чего она появилась, почему ее не было раньше в гражданских клонах АК, а все владельцы стремились правдами и неправдами сухарь заполучить? «Армейский стандарт» разобрался в вопросе.

Нарезное оружие в нашей стране долгие десятилетия являлось недоступным или труднодоступным для охотников и стрелков-любителей. Созданные на базе военных образцов карабинов СКС и винтовки Токарева охотничьи модели сперва позволялось приобретать лишь промысловикам-передовикам. Да и то после нелепой процедуры «огражданивания» — спиливания крепления под штык и установки в ствол метки-штифта. Это приспособление позволяет отличить пулю, выпущенную из гражданской версии карабина, от таковой же из военного ствола…

Дополнительному уродованию подверглась и массово появившаяся в продаже в начале 90-х (а точнее, в 1992 году) нарезная «Сайга-МК» традиционного калибра 7.62х39. Помимо отсутствия крепления под штык-нож карабин получил еще и своеобразный магазин, затрудняющий применение типовых армейских тридцатизарядных рожков.

Бессмысленное, однако существующее и поныне, ограничение для гражданского оружия на десять патронов в магазине привело к тому, что из конструкции гражданского «Калаша», «Сайги», была убрана деталь, именуемая «сухарем», изменена форма фиксируемого зуба на магазине, а также профиль защелки магазина, в которую входил этот зуб.

© соцсети

Сухарь — это небольшая полукруглая металлическая пластина. В боевом автомате Калашникова она находится перед патронником и служит направляющей, по которой скользит пуля подаваемого из магазина патрона. Никакой силовой нагрузки сухарь не нес, но выполнял важную задачу по предотвращению утыкания носика пули в кромку патронника из-за перекоса боеприпаса.

Причина появления такой детали в конструкции автомата заключалась в особенностях магазинов для АК. Не секрет, что знаменитую надежность и безотказность «Калаша» обеспечивает изначально заложенный в конструкцию изрядный люфт деталей, избыточно мощные пружины, значительная масса и инерция подвижных частей.

Классические «рыжики» — бакелитовые магазины АК — изготавливались также достаточно грубо, нередко болтались и дребезжали в горловине ствольной коробки, однако это было нормой и не вызывало проблем при стрельбе.

Обычно четкую траекторию подачи патрона в патронник в большинстве моделей автоматического и полуавтоматического оружия обеспечивают характеристики и геометрия магазина: форма и углы его губок, подавателя, определенная упругость пружины и т.п.

Однако магазины АК не отличались прецизионностью в изготовлении, а пружина традиционно имела избыточную мощность, чтобы надежно работать в грязи, песке, с коррозией и т.п. Поэтому элемент, обеспечивающий стабильную траекторию подачи патрона, в «Калаше» установлен непосредственно в автомате — с ним надежная подача шла из любого магазина: собственного и трофейного, деформированного, поврежденного, изношенного, грязного — любого.

Перед тем как пустить автомат Калашникова в народ в виде массового серийного выпуска нарезной модификации «Сайги», ижевские конструкторы (вероятно, при существенном нажиме со стороны трусливых перестраховщиков из МВД) сочли, что возможность вставить в охотничий карабин армейский рожок-тридцатку вместо штатного пятизарядника — это перебор. «Как бы чего не вышло!..»

© соцсети

Поэтому систему повернули с ног на голову: сухарь из конструкции гражданского карабина изъяли, а у охотничьей версии магазина нарастили переднюю стенку — ту, в которую упираются пули. В такой конфигурации именно передняя стенка магазина стала выполнять роль направляющей, обеспечивающей правильный угол захода патрона в патронник. Плюс дополнительно была изменена форма зуба фиксации магазина и защелки-фиксатора. Зуб гражданского магазина сделали тоньше, чем зуб армейского, в результате чего военные рожки с толстым зубом на «Сайгах» не защелкивались…

Такое решение, откровенно говоря, никак не влияло на использование карабина в качестве охотничьего, но кардинально не устраивало стрелков-хоббийщиков, ценителей аутентичности и милитари-стиля, составляющих огромную часть сообщества владельцев оружия. Очень многим хотелось привести свой карабин к аутентично-армейскому виду, а для этого был необходим классический бакелитовый магазин, а не пятизарядный огрызок, которым комплектовались карабины семейства «Сайга»!

Проблему решали в домашне-гаражных условиях самостоятельным изготовлением и установкой сухаря, а также подпиливанием защелки под магазины с толстым армейским зубом. При наличии минимальных слесарных навыков и простейшего инструмента процедура занимала пару часов. А после появления первых доступных домашних 3D-принтеров энтузиасты даже научились печатать сухарь из пластика — поскольку, как уже говорилось, эта деталь не испытывает сколь-либо существенных физических нагрузок, в том числе и при активной темповой стрельбе.

В свою очередь, те, кто не желал ставить сухарь, но тем не менее хотел использовать армейские карабины-тридцатки, действовали наоборот. Они наваривали у военных магазинов верхушку передней стенки (для этого подходили, правда, только стальные и бакелитовые «рыжики» — алюминиевые «десантники» не варились) и подпиливали толстые зубы фиксации, чтоб их захватывали защелки бессухарных карабинов.

За долгие годы тысячи самоделкиных, мотивировавшись желанием сделать из «Сайги» «настоящий Калаш», а также доступностью и дешевизной армейских «рыжиков» в продаже, обеспечили себе совместимость гражданских карабинов с военными магазинами… Тем более что ни доработка магазина, ни установка сухаря нарушением закона не являлась.

Впрочем, несколько лет назад вся эта нелепая история с «обессухариванием» и «осухариванием» наконец закончилась! Осознав отсутствие смысла в подобных мероприятиях, удмуртский завод начал ставить злосчастную детальку на гражданские карабины уже на конвейере. И «Сайги» стали изначально совместимы с любыми армейскими магазинами для АК/РПК — и современными, и прошлых лет.

© соцсети

Соответственно, появились в продаже и заводские, так сказать, «официальные», уже изначально гражданские магазины-тридцатки. Они ничем не отличались по геометрии и устройству от аналогичных армейских, кроме небольшой пластиковой или проволочной легкоизвлекаемой вставки, которая не позволяет заряжать в магазин более десяти разрешенных гражданам законом патронов.

Справка «АС»

Карабины семейства «Сайга» выпускались и выпускаются в целом ряде нарезных калибров, часть из которых снята с производства, а часть изготавливается и поныне. В продаже можно найти модели этого карабина под российские промежуточные патроны 7.62х39 и 5.45х39, пистолетный патрон 9х19 «Парабеллум», патроны международного стандарта 223 Rem (5.56х45) и 308 Win (7.62х51). Выпускались, но давно сняты с производства модификации «Сайги» под устаревшие патроны 5,6х39 и рантовый 9.3х53R (боеприпасы знаменитого российского конструктора Михаила Блюма, разработанные в 50–60-х годах ХХ века).

Из всего этого спектра моделей карабинов «Сайга» история с сухарем имела актуальность только для калибров 7.62х39 и 5.45х39, ввиду огромного распространения дешевых магазинов армейского образца. Все прочие калибры имели собственные изначально гражданские магазины, ничем иным не заменимые. Проблема считается решенной с 2018 года, когда Ижмаш модифицировал нарезные модели 7.62 и 5.45, начав устанавливать сухарь на конвейере и перейдя на единый стандарт магазинов, в котором гражданские больше не отличались от армейских.

Реклама
Реклама