Вектор развития авиационных технологий, как казалось, направлен на постоянное повышение характеристик создаваемой техники, в том числе скоростных. Вместе с тем даже сегодня в строю находится место и винтовым самолетам, внешне близким к летательным аппаратам дореактивной эры. Причем в различных ипостасях.
Использование для подготовки летчиков учебно-боевых самолетов L-39 Albatros и более современных Як-130 весьма недешево. Кроме фактора цены указанные самолеты еще и сложны для курсантов. В результате их задействуют на более поздних этапах летной подготовки.
На начальных же этапах используют менее скоростные винтовые летательные аппараты. В их числе, к примеру, собираемые в России самолеты DA40 Diamond Star и DA42 Twin Star. Вместе с тем пока остается все еще незанятой ниша учебно-тренировочного самолета, пригодного в том числе для сложного пилотажа.
Достаточно долго основным кандидатом на эту роль был самолет Як-152, создание которого в качестве дополнения к Як-130 началось еще в 1990-е. Вместе с тем данное направление долгие годы не входило в перечень приоритетов заказчика. В результате процесс создания шел в вялотекущем режиме. Подвижки наметились только в 2013 году, когда появились сведения о том, что в российском Минобороны готовы вернуться к теме нового самолета первоначальной летной подготовки летчиков.
Вместе с тем взятая в реализации этого проекта значительная пауза привела к тому, что многие инженерно-конструкторские решения, принятые еще на ранних этапах, то есть более 20 лет назад, успели устареть. В их числе, к примеру, выбор в пользу использования металлических конструкционных элементов планера (за исключением рулевых поверхностей).
Конкуренты оказались более современными, в том числе в использовании композитов. Новым претендентом на роль учебно-тренировочного самолета стал УТС-800. Стоимость самолета в эксплуатации, как обещают, будет раз в пять ниже, чем Як-130. При этом стоимость летного часа называлась на уровне 25 тыс. рублей — как минимум на порядок ниже, чем у реактивных машин.
Тренер
УТС-800 стал одной из новинок салона вооружений и военной техники «Армия-2021». Его полноразмерный макет был показан на статической стоянке авиационного кластера выставки на авиабазе в Кубинке. Сравнительно недорогой и простой по конструкции летательный аппарат построен по нормальной аэродинамической схеме с низко расположенным нестреловидным крылом, двухместной кабиной с тандемным расположением летчиков.
Планер полностью выполнен из композиционных материалов. Масса пустого самолета — 1706 кг. Максимальная взлетная масса — 2150–2560 кг, в зависимости от назначения.
Расположенный в носовой части самолета двигатель ВК-800С разработки ОКБ имени В.Я.Климова вращает тянущий винт. Максимальная скорость — 460 км/ч, крейсерская — 350 км/ч.
УТС-800 позволяет обучать технике пилотирования, включая простой и сложный пилотаж (конструкция рассчитана на перегрузки до +7/-4 g) в диапазоне высот от 1000 до 8000 метров.
Самолет, как сообщалось, разрабатывается в соответствии с действующими авиационными правилами и техническими требованиями, полученными от эксплуатантов. Трехопорное шасси с носовой стойкой создавалось с учетом возможности эксплуатации самолета как со взлетно-посадочных полос с искусственным покрытием, так и с грунтовых ВПП.
На «Армии-2020» УТС-800 был показан в виде модели. За прошедший год разработчиками был выполнен технический проект, на момент выставки «Армия-2021» завершался выпуск рабочей конструкторской документации.
Первый летный экземпляр УТС-800 должен быть собран в декабре 2021 года. Также до конца текущего года УТС-800 должен совершить первый полет. В 2024 году, согласно планам, машина должна пойти в серию.
Интересно, что разработчики фактически обозначили два основных варианта самолета: один, собственно, пилотажный, а второй — «многоцелевой». При малом количестве залитого топлива в 280 кг самолет можно использовать для коротких, продолжительностью до 2,5 часа, тренировок пилотажа, а максимальный запас топлива в 664 кг должен позволить выполнять длительные, до 7 часов, полеты, к примеру в целях воздушного мониторинга или патрулирования. Впрочем, вполне возможно, не только в интересах наблюдения.
Боец
Разработка военного «хайтека» обходится недешево. С учетом того, что доля высокотехнологичных компонентов в современных вооружениях и военной технике весьма велика, себестоимость систем, не говоря уже об их рыночной стоимости, продолжает расти. Уже не удивляют многомиллионные ценники на самолеты, вертолеты и ударные беспилотники, наземную бронетехнику, средства противовоздушной обороны и т.д. Все это выливается потом в миллиардные цифры при подписании контрактов.
Вместе с тем то обстоятельство, что круг заинтересованных потребителей военной техники отнюдь не ограничивается странами с высоким уровнем доходов, делает актуальным также создание образцов low-cost-сегмента для удовлетворения потребностей малобюджетных интересантов. Таких стран тоже немало.
Так, для заказчиков, которые не готовы выкладывать астрономические средства за передовые образцы наземной боевой техники, уже адаптированы гражданские транспортные средства. Получили активное распространение милитаризованные гражданские беспилотные летательные аппараты. В авиации примером такой адаптации стали вооружаемые образцы учебно-транспортных самолетов.
Тренд на милитаризацию учебной авиатехники стал хорошо заметен в последние годы на международных выставках вооружений и военной техники. Один из ярких примеров — самолет Super Tucano. Эти машины выпускаются совместно бразильской Embraer и американской Sierra Nevada Corporation (SNC).
Самолет построен по традиционной аэродинамической схеме с низко расположенным крылом. В качестве силовой установки оснащен турбовинтовым двигателем Pratt & Whitney Canada PT6 A-68C мощностью 1600 л. с.
Кабина и ключевые узлы защищены кевларом. Кроме того, для дополнительной защиты могут использоваться керамические пластины. Вооружение состоит из двух пулеметов калибра 12,7 мм. На внешних узлах подвески могут быть размещены 20-мм пушка, управляемые и неуправляемые бомбы и ракеты.
Аналогичным путем пошли и другие компании-разработчики, создавшие модернизированные учебно-тренировочные самолеты, например Beechcraft AT-6B Wolverine, Air Tractor AT-802U, Calidus B-250 Bader и Calidus B-350. Последний из приведенного списка впервые был представлен общественности на недавнем авиасалоне Dubai Airshow в ОАЭ.
Не исключено, что, наблюдая указанные тенденции, эстафетную палочку за компаниями, опробовавшими на своем опыте подобный подход, примет и Россия. И УТС-800 вполне можно представить в роли платформы для последующей доработки под подобный «боевой» облик.
Робот
Одно из основных направлений в развитии современной пилотируемой авиации — ее роботизация. Реализуется она в том числе в преобразовании отдельных существующих образцов пилотируемых самолетов и вертолетов в опционально-пилотируемые или же полностью беспилотные летательные аппараты. Донорами для такого «обеспилочивания» чаще всего становятся легкомоторные образцы авиатехники.
Главным образом этот подход получил распространение в вертолетной технике. Хорошо известные проекты беспилотных аппаратов вертолетного типа — FireScout версий A и B — базировались на моделях пилотируемых вертолетов Schweizer 330 и 333. Более тяжелая версия C использовала в качестве основы Bell 407.
Тем не менее пусть и в меньшей степени, но данный подход применяется и к аппаратам самолетного типа. К примеру, беспилотник HERTI британской компании BAE Systems был создан в начале 2000-х на основе моторного планера J-6 Fregata разработки польской J&AS Aero Design. Известно, что аппараты этой модели использовались в Афганистане, где были развернуты на основной военной базе Великобритании в этой стране «Кемп Бастион». Детали применения публично не афишировались, но тональность оценок была положительной.
Самолет DA-42 также послужил базой для создания опционально-пилотируемого летательного аппарата. В частности, на его основе с участием израильской компании Aeronautics Defense Systems и канадской САЕ был реализован проект беспилотника Dominator. Американская Aurora Flight Sciences создала на базе этого же самолета опционально-пилотируемый аппарат Centaur, а концерн Rheinmetall использовал его для создания аппарата OPALE. Все эти системы были не экспериментальными, а вполне рабочими — известно о поставках нескольким заказчикам.
О планах создания беспилотных и опционально-пилотируемых систем на основе ряда пилотируемых моделей говорилось в ходе мероприятий деловой части Международного авиационно-космического салона МАКС-2021. В числе рассматриваемых в этой роли образцов, в частности, назывались легкий многофункциональный самолет ЛМС-901 «Байкал» и Т-500 (МВ-500). Однако общность в подходах дает основания говорить о том, что аналогичная судьба не исключена и для УТС-800. При максимальной нагрузке и запасе топлива самолет может еще нести до 190–200 кг полезной нагрузки. Вполне хватает для небольшого арсенала.
Заметки на полях
В ходе одного из селекторных совещаний в Национальном центре управления обороной глава российского военного ведомства Сергей Шойгу анонсировал организацию конкурса между УТС-800 и Як-152 на роль будущего основного учебно-тренировочного самолета первоначальной подготовки летчиков боевой авиации ВКС России. Компания-разработчик, самолет которой будет отобран по итогам комплексных испытаний, очевидно, получит достаточно существенный заказ, который будет измеряться несколькими сотнями единиц.
При этом реализация проекта нового российского учебно-тренировочного самолета не только поставит точку в неприлично затянувшемся процессе, наконец-то закрыв пустовавшую нишу в самолетах первоначальной летной подготовки, но также откроет перспективы иных применений новой машины.
Это и мониторинговые задачи, и доставка грузов, и ударные миссии. Пример бразильского «Тукана» показывает, насколько могут быть востребованы самолеты подобного типа на фоне избыточности и дороговизны их «старших братьев». Самолеты, аналогичные УТС-800, могут существенно расширить круг возможных заказчиков.
Наконец, может представлять интерес беспилотная версия. Причем в различном применении. «Бесчеловечная» модификация позволит, во-первых, избавить летчиков от рутинных задач, а во-вторых, исключит риск потери экипажа в ходе выполнения опасных миссий.