В бой идут одни «старики»

В бой идут одни «старики»

Где воюет антикварная советская бронетехника
© lostarmour.info
Где воюет антикварная советская бронетехника
29 января 2021, 09:38
Реклама

Военная промышленность СССР на протяжении второй половины ХХ века поставляла оружие и военную технику едва ли не половине всех стран мира. Советские самолеты, пушки и танки можно встретить повсюду — от Кубы до Индокитая и от Заполярья до Анголы. Может показаться невероятным, но многие образцы военной техники остаются в строю спустя 50–70 лет после выпуска, а некоторые до сих пор принимают участие в военных конфликтах по всему миру. Где в наши дни сражаются антикварные образцы военной техники — узнал «Армейский стандарт».

Броня крепка

В годы «холодной войны» перед советской оборонной промышленностью ставилась непростая задача: выпустить танков и бронетехники больше, чем все страны Запада вместе взятые. И хотя часть нагрузки брали на себя союзники СССР по Организации Варшавского договора, основная тяжесть ложилась на предприятия Урала, Сибири, Украины и других советских военно-промышленных центров.

Советские танки поставлялись десяткам стран по всему миру. Большинство из них используют наследие былых времен до сих пор, стараясь продлить срок эксплуатации машин и модернизировать их возможности. Но есть страны, где в строю до сих пор стоят не просто старые танки, а боевые машины времен Великой Отечественной войны, а именно — легендарные тридцатьчетверки.

Т-34-85 — самый массовый танк в истории человечества. По подсчетам исследователей, всего было произведено не менее 80 тысяч (!) танков этой модели. Последняя партия сошла с конвейера в 1958 году.

Этот средний танк крайне удачной конструкции прошел проверку боем на фронтах Великой Отечественной и стал, по сути, одним из символов Победы. В России большинство уцелевших машин стоит на постаментах в качестве памятников, а некоторые используются для съемок исторического кино и участия в военных парадах. Однако в ряде стран по всему миру эти боевые машины не только продолжают строевую службу, но и принимают непосредственное участие в боевых действиях.

На протяжении всего ХХ века модификации Т-34 сражались в Африке, Азии, Латинской Америке — везде, куда СССР направлял военную помощь. Т-34-85 успел стать одним из символов борьбы Кубы за независимость. В апреле 1961 года поставленные из СССР танки отражали попытку высадки американских наемников в Заливе Свиней. Сегодня эти боевые машины все еще несут службу на Острове свободы. Местные военные техники дали бронированным ветеранам вторую или даже третью жизнь, сделав на их базе серию самоходных артиллерийских установок.

На танковое шасси устанавливаются артиллерийские орудия: 122-мм гаубицы Д-30, 130-мм пушки М-46 и 100-мм зенитные орудия КС-19. Созданные таким образом самоходные артиллерийские установки регулярно задействуют в военных учениях.

© lostarmour.info

Танки Т-34-85 отметились почти во всех масштабных африканских военных конфликтах второй половины ХХ века и даже начала XXI века. Они применялись в ходе боевых действий в Западной Сахаре в 1970 году, в войне за Огаден между Сомали и Эфиопией (1977–1978), где эти машины стояли на вооружении обеих сторон конфликта. Не менее ста этих машин сражались на территории Анголы, когда страна освобождалась от португальской колониальной зависимости.

Брошенными или подбитыми тридцатьчетверками буквально засеян весь Африканский континент: ЮАР, Замбия, Кения, Зимбабве, Эфиопия, Сомали, Мозамбик.

Впрочем, самая интересная судьба постигла тридцатьчетверки, которые в разные годы были поставлены Советским Союзом на Ближний Восток. Легендарные танки стояли на вооружении армий Ирака, Сирии, Египта и Йемена. С приходом в регион более современной военной техники Т-34 постепенно списывались в резерв, но их боеготовность поддерживалась на достойном уровне.

В Сирии устаревшие танки были сосредоточены на юге страны. Предполагалось, что в случае вторжения со стороны Израиля танки Т-34 и Т-55 будут превращены в неподвижные огневые точки, которые будут держать под обстрелом горные дороги.

Однако с началом гражданской войны арсеналы на юге страны попали в руки боевиков. Те, не имея технической базы, не смогли воспользоваться представившейся возможностью. Им удалось реанимировать только самые живучие и проверенные машины — Т-34-85. Танки-ветераны приняли участие в боевых действиях в провинциях Дераа, Сувейда и Кунейтра.

Несмотря на то что у некоторых машин отсутствуют двигатели — их смогли подвезти к линии фронта и использовать как стационарные огневые точки. Правительственные сирийские войска также используют кубинский опыт и создают на шасси Т-34-85 самоходные артиллерийские установки.

 Никаких точных данных об использовании Т-34 в Сирии нет. Неизвестно, сколько целей удалось поразить старинным машинам. Однако невероятно то, что машина, созданная в середине прошлого века, продолжает оставаться в строю спустя 75 лет после разработки.

Один из «ветеранов» Т-34 был найден в Сирии российскими военными. Танк Т-34-85 с исторической надписью «За Родину!» и под Знаменем Победы сейчас стоит где-то на юге Сирии и уже стал местной достопримечательностью.

© lostarmour.info

Занятно, что когда-то на вооружении сирийской армии стояли немецкие танки Pz.Kpfw. IV, ставшие военными трофеями Красной Армии и затем переданные Сирии. Однако эти машины не прошли проверку временем, были сняты с вооружения сирийской армии и переплавлены. Даже на Ближнем Востоке Т-34 оказался сильнее своего старого врага. Но волею судьбы им пришлось повоевать в одних боевых порядках.

Однако настоящей славой Т-34-85 покрыл себя в другой арабской стране — в Йемене. С 2015 года легендарные бронемашины используются всеми сторонами конфликта: повстанцами-хуситами, правительственными войсками, южными сепаратистами и исламистскими боевиками. В Йемене эти машины не только ведут огонь в качестве неподвижных огневых точек, но и ходят в настоящие атаки на укрепленные позиции противника.

Впервые танки Т-34 были использованы йеменскими повстанцами-хуситами в боях за город Аден летом 2015 года. Тридцатьчетверки пошли в бой вместе с самоходными орудиями СУ-100, которые в свое время тоже сражались на фронтах Великой Отечественной.

Хотя наступление оказалось для повстанцев неудачным, оно в очередной раз показало живучесть боевых машин, которые даже в руках необученных бедуинов превращаются в мощное оружие.

На протяжении последующих лет войны тридцатьчетверки неоднократно вступали в бой. Известны случаи, когда сразу несколько танков Т-34-85 атаковали противника на одном участке фронта. На видео даже попал случай применения против легендарной машины противотанковой управляемой ракеты. Невероятно, но лобовая броня танка выдержала прямое попадание, а экипаж продолжил вести огонь из пушки.

Война в Йемене развенчала миф о непобедимости американской военной техники. В ходе конфликта повстанцам удалось подбить не менее 15 танков M1A2 Abrams армии Саудовской Аравии. Часть машин была подбита из ручных противотанковых гранатометов и противотанковых ракетных комплексов советского производства. Они уничтожали гордость американского военпрома с одного попадания.

В то же время из задействованных всеми сторонами конфликта танков Т-34-85 не был подбит ни один. С 2017 года «Абрамсы» покинули йеменский театр военных действий, поскольку потеря каждой машины обходилась слишком дорого. А советские танки-ветераны остаются в строю до сих пор благодаря своей неприхотливости и живучести.

© lostarmour.info

Авиационные долгожители

Вместе с советскими танками на фронтах современных военных конфликтов продолжает воевать и наследие советской авиационной школы. И если штурмовики Ил-2 и другие самолеты эпохи Великой Отечественной остались только в музеях и частных коллекциях, то антикварные реактивные самолеты советской постройки все еще остаются в строю.

До сих пор летают пионеры реактивной техники — истребители МиГ-17, первый из которых поднялся в воздух еще в 1949 году. Не менее ста самолетов этой модели (а также их китайские лицензионные клоны J-5) все еще используются в Военно-воздушных силах КНДР. Интересно, что большинство их них поднимаются в воздух под управлением женщин-пилотов.

В отличие от своего предшественника более современные истребители МиГ-21 активно применяются сразу в нескольких современных военных конфликтах. С первых дней войны в Сирии и до настоящего времени именно МиГ-21, переделанные в фронтовые бомбардировщики, являются главным самолетом правительственных войск и наносят удары по террористам.

© lostarmour.info

Сирийские летчики, которые воюют на этих машинах уже почти десять лет, научились наносить точные удары, заходя на позиции противника с крутого пике.

МиГ-21 — самый массовый реактивный истребитель в истории человечества. С 1959 года было произведено не менее 15 тыс. машин этой модели. Еще 2500 истребителей были собраны по лицензии в Китае. Последняя партия усовершенствованных самолетов была передана ВВС КНР в 2017 году.

Несмотря на свой солидный возраст, МиГи все еще эксплуатируются десятками стран, в том числе участниками блока НАТО: Польшей, Болгарией и другими. Сотни этих самолетов эксплуатируют ВВС Египта, Индии, Китая, Пакистана, Вьетнама, КНДР и ряда других стран. На счету истребителя десятки военных конфликтов по всему миру.

© lostarmour.info

Вместе с МиГами продолжают нести службу штурмовики Су-17 (в экспортном варианте штурмовики Су-22, еще один ветеран на службе сирийских ВВС). Во многом именно мастерские действия сирийской авиации помогли стране продержаться до начала операции Воздушно-космических сил России.

Зафиксированы случаи уничтожения одиночных целей противника: танков, пикапов, опорных пунктов точечным попаданием одной неуправляемой бомбы. Несмотря на большие потери в личном составе и технике, летчики сирийских ВВС продолжают практиковать пикирующие атаки, потому что доверяют своим боевым машинам.

Еще одна страна, где в боях регулярно участвуют старые советские реактивные самолеты, — это Ливия. Здесь МиГ-21 и МиГ-23 применяются обеими сторонами конфликта: армией заседающего в Триполи международно-признанного правительства и войсками мятежного маршала Хафтара. Здесь старые советские истребители получили новую задачу — уничтожать беспилотники. Из двадцати уничтоженных в Ливии турецких ударных дронов Bayraktar-TB2 как минимум четверть была сбита МиГами.

© lostarmour.info

Мы еще повоюем

Невероятная живучесть советской военной техники, неприхотливость и простота в эксплуатации по праву завоевали ей доверие во всем мире. Даже те страны, которые сегодня активно выступают с антироссийских позиций, до сих пор не могут позволить себе отказаться от советского наследия. Отчасти это происходит из-за нехватки денег, а отчасти — из-за того, что советское оружие и техника до сих пор пригодны для боевых действий.

Вместе с танками, артиллерией и авиацией в строю остается и стрелковое оружие времен Великой Отечественной: автоматы ППШ и ППС, противотанковые ружья ПТРД. Даже легендарные «Мосинки», принятые на вооружение еще в царской армии, сегодня используются как снайперские винтовки и пользуются спросом на мировом черном рынке оружия.

Даже Украина, которая призывает отказаться от всего советского, на деле предпочитает вооружать солдат в зоне конфликта не браунингами, а пулеметами «Максим», которые остались у нее на оружейных складах.

Во многом с этим связан переход многих стран, которые вынуждены вести боевые действия, с натовских стандартов вооружения — на советское или российское оружие. На знамени элитной 9-й бронетанковой дивизии армии Ирака танк Т-34-85 в свое время сменил американский «Абрамс», хотя обе машины даже нельзя сравнить между собой по характеристикам и цене.

Там, где западные образцы вооружения не выдерживают интенсивной эксплуатации, в строй часто идут советские «ветераны», вновь и вновь показывающие свою устойчивость в бою.

В США любят говорить о том, что обладают самым совершенным и мощным в мире оружием. Однако, когда дело доходит до реальных боевых действий, дорогостоящие натовские поделки оказываются слишком капризными, а их непомерная стоимость не оправдывает себя перед лицом реальных угроз.

Когда-нибудь последний сражающийся Т-34 будет подбит или оставлен из-за нехватки снарядов и боеприпасов, а уцелевшие МиГ-21 превратятся в памятники. Но разработчики этой техники да и сами машины (а любой танкист или летчик скажет вам, что у боевой машины есть своя душа) вписали себя в историю войн, потому что ни одна другая модель техники не прошла столь богатый боевой путь. И он, быть может, еще не окончен.

Реклама
Реклама