Армия киборгов Пентагона
Что представляет себе человек, услышав слово «киборг»? У большинства возникнет образ терминатора с его железным оскалом и светящимися в темноте глазами. Однако еще с 1966 года существует другой фантастический концепт, который, как ни странно, куда ближе к реальности — киберлюди (cybermen). Новое руководство Пентагона, судя по всему, вернулось к этим экспериментам. «Армейский стандарт» обобщил последние сведения.
В отличие от терминаторов (роботов в человеческой оболочке), киборги когда-то были такими же, как мы с вами, людьми. У них тоже были свои достоинства и недостатки, чувства и эмоции. Но сначала они отключили, как нежелательные функции, страх и боль так называемым «эмоциональным ингибитором» (emotional inhibitor). Например, для того, чтобы можно было спокойно пройти мимо трупа убитого соратника и не бояться ни смерти, ни лишений.
После устранения недостатков, мешавших работе в экстремальной среде, киборги разрешают так называемому контроллеру (Controller) направлять их. В дальнейшем, постепенно все больше доверяясь подсказкам и прямым директивам свыше, киборги потеряли возможность действовать самостоятельно.
Думаете, это фантастика? Давно нет. Пентагон всегда славился оригинальными способами создания суперсолдата. Чего стоят только эксперименты с накачиванием своих военнослужащих наркотиком ЛСД во время Вьетнамской войны. Учитывая стремительно развивающиеся технологии, Пентагон собирается вернуться к химическим экспериментам, а также внедрить влияющие на психику электронные компоненты до 2028 года.
Начальник отдела исследований коммуникаций научно-исследовательской службы армии США (US ArmyResearch Office) Пуруш Айер (Purush Iyer) заявил, что ученые как никогда близки к расшифровке сигналов головного мозга. В этом военным ученым помогают коллеги из научно-исследовательской лаборатории США (United States Research Laboratory, ARL).
Главный научный сотрудник лаборатории Александр Котт (Alexander Kott) анонсировал апгрейды, благодаря которым американские солдаты приобретут сверхспособности и смогут координировать свои действия, не проронив ни слова, не сделав ни жеста. Эта инновация будет особенно востребована у разведывательных подразделений, действующих в тылу противника.
Принцип работы заключается в том, что мозг солдата и его личное электронное устройство связаны воедино. Таким образом, сослуживцы во время миссии смогут отправлять друг другу необходимую информацию, используя средства коммуникации в роли посредников, не прикасаясь к клавиатуре.
Следующий шаг — разработка интерпретаторов, получающих сигнал мозга и позволяющих обмениваться информацией, не применяя дополнительное оборудование. Проект оценивается в $6,25 млн.
Команда Котта разработала серию алгоритмов, позволяющих отделить сигналы головного мозга, отвечающие за действия индивида, от других. В дальнейшем эта разработка позволит точно так же дистанционно и напрямую управлять деятельностью солдата.
Это идеально вписывается в военную концепцию Пентагона, согласно которой все виды вооружения должны быть скоординированы единым центром управления. Наравне с кораблями, танками и беспилотниками, солдаты будут связаны воедино с компьютерной сетью, и смогут получать всю необходимую информацию, а также команды в режиме реального времени. Эта инновация позволит оставить в прошлом переносные компьютеры.
Помимо повышения боевой эффективности, намечающаяся программа апгрейда позволит укрепить дисциплину в рядах войск.
Менеджер программы Хамид Крим (Hamid Krim) объяснил, что «мозг начинает подавать сигналы о стрессе или усталости задолго до того, как человек поймет, что он взволнован или вымотан». По словам исследователя, «новая технология заранее подскажет солдату, когда ему пора отдохнуть, поесть, успокоиться».
Инновация также поможет с точностью отследить локализацию и характер ранения, полученного солдатом, и позволит скорее вернуть его в строй. Таким образом, на диагностику и лечение травмы потребуется в разы меньше времени. Хамид Крим подчеркивает, что «по сути, возможности этой технологии ограничены только воображением».
Управление перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (Defense Advanced Research Projects Agency, DARPA), ранее известное работой над целой линейкой роботов-компаньонов, также заинтересовано в исследовании интерфейса «компьютер — человек». В 2019 году Пентагон выделил агентству $65 млн на программу по созданию эффективного нейроинтерфейса, предполагающего имплантацию электронного компонента непосредственно в мозг.
Устройство должно повысить возможности солдата путем стимулирования различных участков его мозга. В частности, речь идет об ускорении реакции и возможности острее воспринимать внешние раздражители. Над этим работают сразу шесть исследовательских групп. Четыре из них отвечают за улучшение зрения, две — за слух.
Справедливости ради стоит отметить, что подобные разработки уже используются в мирных целях: нейроимпланты и роботизированные конечности компенсируют последствия тяжелых заболеваний и травм. К примеру, человечество не знало бы о гениальном астрофизике Стивене Хоккинге (Stephen Hawking), который первым изложил космологическую теорию, связавшую воедино представления общей теории относительности и квантовой механики.
Директор по научной работе Центра теоретической космологии Кембриджского университета страдал редкой и неизлечимой формой болезни моторных нейронов, известной как болезнь Лу Геринга. На протяжении его жизни недуг практически полностью ограничил подвижность знаменитого ученого и популяризатора науки. Когда Стивен Хоккинг лишился речи, вживленный нейроинтерфейс позволил ему общаться с помощью речевого синтезатора, управляемого мышцей щеки.
Помимо работы над электронными компонентами, Пентагон заинтересовался медикаментозными способами расширения боевого потенциала своих военнослужащих. В феврале 2019 года командование сухопутных войск США инициировало программу под названием «Оптимизация эффективности военнослужащих: андрогенная терапия для биомедицинского повышения боеспособности» (Optimizing Performance for Soldiers: Androgen Therapy for Biomedical Performance Enhancement). Цель программы — исследование влияния стероидов на боеспособность американских солдат, на их «способность сохранить силы и ясность мысли в длительной боевой командировке».
Предполагалось, что искусственное повышение уровня тестостерона предотвратит катаболизм (сжигание мышечной массы), снизит усталость и повысит общий тонус организма. В течение месяца 128 добровольцев пребывали под постоянным наблюдением врачей. В ходе клинических испытаний моделировались боевые условия: повышенные до запредельного уровня физические и стрессовые нагрузки и имитации перебоев с продовольствием. Контрольная группа вместо тестостерона получала инъекции плацебо.
Андрогенная терапия применяется в гражданской медицине и показана мужчинам с недоразвитыми половыми признаками. У здоровых мужчин инъекции тестостерона дают незначительное увеличение мышечной массы и повышают физическую выносливость. Однако вмешательство в гормональную систему здорового человека чревато повышением агрессивности, резким гормональным сдвигом, гинекомастией (увеличением грудной мышцы с гипертрофией желез и жировой ткани), приапизмом (длительной и болезненной эрекцией, не связанной с половым возбуждением), нарушениями работы печени, поражениями кожи и другими побочными явлениями, способными превратить солдата в инвалида в условиях фронтовой антисанитарии.
В качестве альтернативы гормональной терапии ARL предлагает замену органической мышечной ткани полимерным аналогом. Эксперименты проводятся при сотрудничестве с кафедрой инженерии Флоридского государственного университета (Florida A&M — Florida State University College of Engineering). Пока эти разработки оттачиваются исключительно в области робототехники, но не исключено, что в недалеком будущем инновация будет введена и для «оптимизации боеспособности» американских военнослужащих.
ВВС США также проводят медикохимические исследования, цель которых — изучение влияния лютеина (пигмента, содержащегося во многих водорослях и микроорганизмах) на зрение пилотов, подвергающихся большим перегрузкам во время воздушных маневров.
Подобные медицинские эксперименты над военнослужащими — далеко не новое явление. В годы Второй мировой войны США, Великобритания, Германия и Япония применяли наркотические средства для снижения утомляемости своих солдат. Сколько людей при этом стало инвалидами после регулярного употребления психостимуляторов, никого не волновало.
Вернувшиеся с фронта люди оказывались неспособными адаптироваться к мирной жизни и страдали от нервных срывов, амфетаминовых психозов, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Многие солдаты, вернувшись из горячих точек, кончали жизнь самоубийством. И только в 1970 году власти США внесли амфетамин и метамфетамин в список контролируемых препаратов, а годом позже ООН приняла Конвенцию о психотропных веществах, регулирующую оборот в том числе и этих препаратов.
Но это не мешает Пентагону продолжать антигуманные эксперименты над своими солдатами, связанные с использованием химических препаратов и вживлением электронных компонентов.