Когда взлетит Eurodrone
В Европе всплеск активности в создании нового общеевропейского средневысотного беспилотного летательного аппарата большой продолжительности полета (MALE-класс), который пока известен под условным названием Eurodrone. Поводом стало одобрение 14 апреля Бундестагом участия ФРГ в этом совместном с Францией, Италией и Испанией проекте. При этом одобрение означает также согласие ассигновать на данный проект сумму в $3,1 млрд. Технологическая самостоятельность стоит недешево.
Европейская программа MALE RPAS (Medium Altitude Long Endurance Remotely Piloted Aircraft System) подразумевает создание системы со средневысотными беспилотными летательными аппаратами большой продолжительности полета. Она предназначена для разведки и наблюдения днем и ночью и при различных погодных условиях, обнаружения и сопровождения целей, а также нанесения высокоточных ударов бортовым вооружением по наземным целям. Словом, взлетел, увидел, поразил!
История проекта
Мировой бум в развитии разведывательно-ударных беспилотных систем, казалось, обошел стороной Европу. Несмотря на высокую востребованность в вооруженных силах подобных систем, собственных разработок в данной области в Европе до сих пор не было. В результате вооруженным силам европейских государств приходилось обходиться закупками или арендой иностранной техники.
Так, Великобритания, Франция, Италия, Испания используют тяжелые беспилотные летательные аппараты Reaper американской компании General Atomics Aeronautical Systems (GA-ASI), а Германия применяет системы Heron израильского концерна Israel Aerospace Industries (IAI).
При этом попытки создать собственную беспилотную систему MALE-класса в Европе предпринимались неоднократно. Из наиболее значимых стоит упомянуть предлагавшийся в «добрекзитные» времена британский проект Mantis и общеевропейский Talarion. Однако ни одна страна не считала оптимальным брать на себя все бремя расходов на разработку и последующее производство тяжелых и дорогих беспилотников в отсутствие гарантий и готовности других стран разделить затраты, хотя бы на последующее приобретение дронов.
Сблизить позиции основных игроков в части потребных характеристик, а также добиться готовности внести свой, в том числе и финансовый, вклад в общую программу долгое время никак не удавалось. Результат — зависимость стран Европы от зарубежных разведывательно-ударных систем.
Неспособность договориться по вопросу, положительное решение которого способствовало бы повышению обороноспособности европейских стран, расширению сотрудничества между высокотехнологичными компаниями оборонного сектора, а также укреплению единства Европы в целом, стала своего рода свидетельством неэффективности существующих надгосударственных механизмов ЕС.
Для преодоления сложившегося позорного положения вещей 18 мая 2015 года была произведена «перезагрузка» программы создания общеевропейского беспилотника. Первоначально над проектом работали три страны: Германия, Франция и Италия. Позднее к ним присоединилась Испания.
В ноябре 2015 года управление программой возложили на Европейское агентство по оборонным закупкам OCCAR. Оно оказывало Европейскому оборонному агентству (EDA) поддержку в интеграции работ и сертификации продукта. В программу по созданию беспилотника Eurodrone включили три крупнейших европейских авиапроизводителя — компании Airbus, Dassault Aviation и Leonardo.
Среди поставленных перед разработчиками целей было уменьшение эксплуатационных расходов, по сравнению с американским аппаратом Reaper. Планировалось, что летный час нового европейского беспилотника будет стоить порядка 3000 евро, то есть на четверть меньше стоимости летного часа Reaper (около 4000 евро).
Стоимость одного аппарата (с учетом затрат на разработку) должна была быть меньше, чем у американского аналога — 160 млн евро против 200 млн евро. То есть причины получить беспилотник местного производства вместо импортного у стран Евросоюза должны быть не только политическими, но и экономическими.
Беспилотник
Конструктивно Eurodrone представляет собой низкоплан с Т-образным хвостовым оперением. Крыло большого удлинения малой стреловидности по передней кромке имеет размах 26 метров. Согласно открытым данным, новый европейский беспилотник обещает стать самым тяжелым в своем классе — его максимальная взлетная масса будет составлять 11 тонн, что более чем вдвое превосходит аналогичный параметр таких «одноклассников», как американский Reaper и израильский Heron TP.
Превосходит он по массе и создаваемый российский аппарат «Альтиус», взлетная масса которого, по проекту, составляет 6–7,5 тонн.
В качестве силовой установки на Eurodrone использованы два турбовинтовых двигателя. Они расположены на пилонах между крылом и хвостовым оперением.
Толкающие воздушные винты, судя по опубликованным фото — шестилопастные. Предположительно, использование двух двигателей продиктовано вопросами повышения надежности и обеспечения безопасности полетов в европейском воздушном пространстве.
Заявленная максимальная скорость полета — около 500 км/ч, а практический потолок — 13,7 км.
Что касается силовых установок, то известно, что европейская компания Airbus Defense запросила двигателестроительные фирмы General Electric и Safran Helicopter Engines предоставить ей коммерческое предложение по двигателям для Eurodrone.
Французская Safran Helicopter Engines (Safran HE) предложила двигатель Ardiden 3TP, поддержанный министерством обороны Франции. Американская General Electric (GE) — двигатель GE Catalist, частично локализованный в Европе ее итальянской дочерней компанией Avio. Этот двигатель менее мощный, но при этом менее дорогой – разница в предложении с Safran — до 25 млн евро.
Под обтекателем носовой части дрона, вероятно, скрывается антенна спутниковой связи, использование которой призвано максимально увеличить радиус действия.
Взлет и посадку беспилотный аппарат будет выполнять с аэродромных полос при помощи трехстоечного колесного шасси. Сам беспилотный аппарат заявляется модульным и разборным и, благодаря этому — достаточно транспортабельным.
Беспилотник сможет нести до 2300 кг полезной нагрузки. Так, под носовой частью располагается многоканальная оптико-электронная система наблюдения на гиростабилизированном подвесе. Под центральной частью фюзеляжа, как предполагается, будет помещаться РЛС с синтезированной апертурой. Ракетно-бомбовое вооружение планируется разместить на подкрыльевых точках подвески.
Любопытно, что, несмотря на желание немецких военных получить вооруженную версию, Бундестаг выставил условие предоставления финансирования данной программе: отказ от использования милитаризованного варианта. В немецком обществе до сих пор нет консенсуса по вопросу допустимости применения разведывательно-ударных модификаций беспилотной техники.
Предполагается, что благодаря наличию систем обнаружения и уклонения от столкновений, а также применению ряда других необходимых технических решений, аппараты Eurodrone будут иметь возможность интеграции в общее европейское воздушное пространство. Данное требование с учетом плотного воздушного трафика над странами Европы является одним из основных, изначально поставленных перед разработчиками. Стоит напомнить, что отсутствие подобных возможностей в свое время послужило мотивом для отказа от масштабной германской беспилотной программы EuroHawk.
Перспективы
Начальный двухгодичный этап разработки, включавший определение облика будущего аппарата, начался в первой половине 2016 года. Первая демонстрация полноразмерного макета европейского разведывательно-ударного аппарата состоялась в апреле 2018 года в Берлине на авиасалоне ILA Berlin Air Show.
22 ноября того же года был проведен предварительный обзор проекта, что позволило заинтересованным сторонам согласовать свои требования и заключить в 2019 году контракт.
В начале 2020 года сообщалось, что Airbus совместно с французской компанией Dassault Aviation и итальянским концерном Leonardo завершают подготовку прототипа по программе Eurodrone. Согласно скорректированному графику работ, в 2024–2025 годах должны начаться летные испытания.
Группой европейских стран на начальном этапе планируется приобрести 21 комплекс Eurodrone (по 3 беспилотных летательных аппарата в каждом). Так что суммарный заказ уже оценивается минимум в 63 беспилотника.
Одобренное властями Германии выделение 3,1 млрд евро будет частью общих затрат по проекту, которые оцениваются в 7,1 млрд евро.
Согласно первоначальным планам, первые поставки беспилотных систем должны будут состояться в 2025 году. Однако позднее сроки скорректировали. Теперь первые поставки намечены на 2028 год.
В случае успешной реализации проекта будет достигнута основная цель — нивелирована зависимость Европы от импорта, что укрепит ее независимость в части военно-политических решений. Кроме того, по словам генерального директора Airbus Defence and Space Дирка Хоука (Dirk Hoke), от выполнения программы Eurodrone напрямую зависит будущее более крупных и значимых европейских оборонных проектов.