Историю Второй мировой войны трудно представить без такой ее страницы, как поставки вооружения и техники по программе ленд-лиза. Начиная с 80–90-х годов прошлого века не прекращаются попытки представить поставки по ленд-лизу как едва ли не основополагающее условие победы Советского Союза в войне против нацистской Германии. Так ли это? И если нет, то почему? Что вообще представлял собой ленд-лиз? «Армейский стандарт» изучил вопрос.
Рождение проекта
С началом войны против гитлеровской Германии Великобритания оказалась в сложном положении. Ее сухопутные войска не представляли собой сколь-нибудь серьезной боевой силы. Еще во время трехсторонних переговоров между СССР, Францией и Англией в 1939 году представитель Лондона заявил, что в дополнение к сотне французских дивизий его страна сможет выставить против Гитлера всего лишь «две дивизии и потом еще две».
Это вызвало злую иронию со стороны Иосифа Сталина, готового бросить в бой 300 советских дивизий, и стало одной из причин прекращения переговоров. Но справедливости ради надо сказать, что на тот момент это действительно было все, чем располагала на суше некогда могущественная Британская империя.
Британия имела довольно многочисленные ВВС и все еще обладала огромным военно-морским флотом. Но с развитием авиации этот флот уже не мог служить надежной защитой от вторжения. Ослабило британские позиции на море и строительство Германией мощного подводного флота.
С началом Второй мировой войны в сентябре 1939 года немецкие подлодки устроили форменный террор английскому торговому судоходству. Это вынудило Уинстона Черчилля обратиться к американцам с просьбой передать 50 эсминцев для противодействия немецким подлодкам. За устаревшие эсминцы англичане «на 99 лет» отдали американцам стратегически важные военные базы на Багамских островах, на Ямайке и в других своих владениях в Карибском море.
Но одних эсминцев было мало. Английская промышленность не справлялась с запросами военных на различную технику, боеприпасы и оружие. Пришлось размещать заказы за океаном, а платить за них валютой и золотом. С каждым месяцем объем заказов только увеличивался.
К середине 1940 года стоимость английских военных заказов в Соединенных Штатах значительно превысила остатки золотовалютных запасов Туманного Альбиона. А так как Англия к тому времени не полностью выплатила долги, сделанные еще в период Первой мировой, предоставлять ей новые кредиты запрещало американское законодательство. Но выход был найден.
17 декабря 1940 года на пресс-конференции в Вашингтоне президент США Франклин Делано Рузвельт заявил: «Наилучшей непосредственной обороной Соединенных Штатов являются успехи Британии в деле ее самообороны». В этой связи он предложил отпускать Англии оружие и стратегические материалы в форме их займа или аренды. Так появилось понятие «ленд-лиз» (от англ. lend — давать взаймы и lease — сдавать в аренду, внаем).
После долгих прений в конгрессе 11 марта 1941 года закон о ленд-лизе был принят. Фактически он предоставил президенту право по его собственному усмотрению снабжать всем необходимым любые государства, сражающиеся против фашистского блока, независимо от их платежеспособности.
Это, конечно, не было актом альтруизма. В ходе прений один из конгрессменов прямо заявил, что «промышленная мощь Америки позволит, не потеряв ни одного американского солдата», способствовать победе над странами «оси» (Берлин–Рим–Токио), а после этой победы «наступит очередь Америки выступить в роли лидера и указать путь».
Несмотря на эгоистичный подтекст закона о ленд-лизе, он сыграл немаловажную роль в устранении нацистской угрозы для всего человечества. Поставки по ленд-лизу шли в 42 страны. США потратили на них около $46 млрд (13% всех своих военных расходов за период Второй мировой).
Львиная доля поставок пришлась на Англию (почти 60% от общего объема). Не считая ее и долю Советского Союза, наибольшую из остальных стран помощь получили от США Китай и Франция. Наша страна получала по ленд-лизу не только американскую, но и английскую технику. Общий объем поставок союзников в СССР составил около 13,2 миллиарда долларов (из них США — $11,3 млрд, Англия — $1,7 млрд, Канада — $0,2 млрд).
Значение для победы
Несомненно, американская и английская помощь пришлась нашей стране очень кстати. Она, безусловно, способствовала достижению победы над врагом. Но утверждения о том, что без поставок по ленд-лизу Советский Союз проиграл бы войну гитлеровской Германии, представляют собой явную и умышленную спекуляцию.
Обратимся к языку цифр. Союзники поставили нам 18 тыс. 300 самолетов, 11 тыс. 900 танков, 5000 бронетранспортеров, 427 тыс. различных автомобилей, 13 тыс. зенитных и противотанковых орудий, 450 тыс. тонн пороха и взрывчатки, 2,6 млн тонн бензина, 622 тыс. тонн железнодорожных рельсов, 1977 локомотивов, около 4,5 млн тонн продовольствия.
Кроме того, было получено 328 тыс. тонн алюминия, 387 тыс. тонн меди, 44,5 тыс. станков, 69 млн кв. метров шерстяных тканей, 15 млн пар обуви, 422 тыс. телефонных аппаратов, около 1 млн км полевого телефонного кабеля, 35,8 тыс. раций, 348 локаторов и много другого ценного сырья и оборудования.
Это, конечно же, немало! Но ряд нюансов опровергает тезис о решающем характере этой помощи.
Так, за годы войны наша армия получила 109,1 тыс. танков. Из них доля поставленных по ленд-лизу составила не более 10%. При этом танки союзников уступали советским по боевым характеристикам. Но суть даже не в том. Гораздо важнее — на какой период войны пришелся максимум их поставок? И вот тут картина очень наглядная!
После тяжелейших поражений в приграничных сражениях и потери в них огромного количества техники наша армия осенью 1941 года действительно испытывала «танковый дефицит». Но с начала 1942 года и до самого конца войны его больше не было! А в 1941 году мы получили от союзников только 466 танков, преимущественно легких. Если же учесть, что первые из них прибыли на фронт к концу ноября, говорить о значительной их роли в сдерживании немецкого наступления под Москвой и на других участках фронта по меньшей мере несерьезно.
Примерно так же обстояли дела и с поставками самолетов.
Утверждения о том, что без американского авиационного бензина нечем было бы заправлять наши самолеты, не соответствуют действительности. Да, ленд-лизовский бензин легких фракций был отличного качества. Но кроме поставленных союзниками 2,6 млн тонн бензина наша промышленность произвела еще 5,5 млн тонн. Он был худшего качества, но вполне приемлемого для всей нашей техники, в том числе и для советских самолетов.
А вот самолеты, поставленные по ленд-лизу, на нашем топливе летать «отказывались». Именно для их заправки и требовался бензин американского производства.
Американских и английских самолетов было получено 18,3 тыс. Очень значительную их часть так и не использовали в боевых действиях. Советских же самолетов за время войны было произведено 112,1 тыс. В процентном соотношении это 14% к 86%.
Гораздо более ощутимый вклад союзники внесли в придание мобильности нашим пехотным и артиллерийским частям и соединениям. Американские грузовики и пикапы сослужили им хорошую службу! К маю 1945 года автопарк Красной армии на 32,8% состоял из ленд-лизовских автомобилей, на 58,1% — из отечественных. 9,1% парка составляли трофейные машины.
Но и тут есть нюанс! Дело в том, что львиная доля поставок автомашин пришлась на вторую половину Великой Отечественной войны. Американские машины были лучшего качества, их использовали в самых широких целях, однако к моменту их массового появления в наших войсках коренной перелом в войне уже произошел!
К тому времени наша армия уже доказала способность наносить сокрушительные удары вермахту путем проведения масштабных маневренных операций.
Примерно так же обстоят дела и со всеми прочими поставками по ленд-лизу. Одним словом, западная помощь сыграла большую положительную роль в достижении скорейшей победы над гитлеровской Германией, но решающей она не была. И без ленд-лиза наша страна все равно одержала бы победу.
Взять продовольственную помощь США Советскому Союзу. Несмотря на внушительный объем в 4,5 млн тонн, при пересчете на численность населения СССР оказывается, что в среднем каждому жителю нашей страны доставалось в день 18,6 грамма продуктов, поставленных по ленд-лизу.
Ясно, что такое количество было лишь малой частью, необходимой для поддержания жизнедеятельности.
Конечно, спасибо западным союзникам за помощь в войне против общего врага. Но нельзя забывать и о том, что маленькая Монголия с населением примерно в 800 тыс. человек поставила Советскому Союзу мяса больше, чем США. А кроме того, отправила нам почти полмиллиона лошадей, огромное количество шерсти, овечьих шкур для полушубков, меховых рукавиц и еще много всего, без чего воевать в зимнее время было крайне затруднительно!
Не вся техника шла в войска
Техника, какой бы необходимой и хорошей она ни была, сама по себе не воюет. Для управления танком, самолетом и автомобилем нужен механик-водитель, пилот и шофер, а для меткой стрельбы из пушки — артиллерист-наводчик. Их подготовка требует гораздо большего времени, нежели производство самих вооружений. Поэтому далеко не вся техника сразу поступала в действующую армию.
На этот счет есть весьма информативная таблица.
Г.Ф.Кривошеев. Россия и СССР в войнах XX века: Потери вооруженных сил, М., 2001.
Видно, что порой количество танков, самолетов и артиллерийских орудий, находящихся на складах, значительно превышало их число в действующей армии. Это как раз связано с фактором подготовки кадров для управления всей этой техникой.
А еще эта таблица наглядно демонстрирует, что даже без поставок по ленд-лизу военной техники у Советского Союза было больше чем достаточно. И все же И.В.Сталин не отказывался от техники союзников. Интересно при этом, что лучшие ленд-лизовские истребители Р-63 Kingcobra вообще в войска не поступали! Все 2400 самолетов остались в тылу на хранении.
Хватало у нас, в общем-то, и собственных стратегических материалов, таких, как алюминий, медь, порох и бензин, однако и созданию их запасов Иосиф Виссарионович придавал большое значение.
Так для чего же нужна была вся эта «лишняя» военная техника? Почему он накапливал боеприпасы и стратегическое сырье? Ответы на эти вопросы лежат на поверхности, если учитывать реалии того времени и печальный опыт взаимоотношений с гитлеровской Германией.
Сталин прекрасно знал цену всех «договоров о ненападении» и заверений в искренней дружбе со стороны западных держав. Он готовился противостоять любой агрессии, потому что догадывался: союзники в любой момент могли превратиться во врагов! Сегодня мы знаем, что так оно и получилось. В 1946 году после речи Черчилля в Фултоне началась «холодная война».
Но война вполне могла оказаться и «горячей». Американцы с англичанами в 1945-м всерьез просчитывали варианты боевых действий против СССР. На их стороне должны были воевать и остатки разгромленного вермахта. Генерал Джордж Паттон едва ли не в открытую вещал, что американцы сражались не с тем противником и что надо было взять в союзники гитлеровскую Германию против сталинского Советского Союза. Генерал призывал «вышвырнуть русских из Европы».
Он откровенно писал: «Понимать русских у меня нет особого желания, если не считать понимания того, какое количество свинца и железа требуется для их истребления». Таких, как Паттон, было, к счастью, явное меньшинство, и потому новой войны в Европе удалось избежать. Но учитывать подобные настроения Сталин должен был. И учитывал.
В несомненную заслугу Сталину надо отнести тот факт, что он смог за счет будущих геополитических противников создать стратегический запас сырья и оружия. Для возможной войны с ними же!
Заслуживает внимания и то, как Сталин определил валютный курс рубля к доллару для расчетов за поставки по ленд-лизу. Когда ему доложили, что доллар равен примерно семи рублям (до денежной реформы 1961 года), руководитель СССР безапелляционно заявил: «Хватит и четырех»!
Советский Союз понес наибольшие жертвы во имя победы над немецким нацизмом, но и наши союзники внесли в эту победу весомый вклад. Перед лицом страшной опасности для всего человечества государства с разным общественно-политическим строем и со многими противоречиями в своих геополитических интересах смогли договориться и объединиться.
Сегодня бывшие наши союзники по антигитлеровской коалиции уже сами создают огромную опасность для существования человечества. Их неуемные амбиции могут в любой момент привести к всемирной катастрофе. Хочется верить, что здравый смысл все же восторжествует.