Баир-лама Цымпилов: «Главное - что в сердце»

Баир-лама Цымпилов: «Главное - что в сердце»

Наставник буддистов о службе в армии и защите Отечества
© Наталия Губернаторова
Наставник буддистов о службе в армии и защите Отечества
27 мая 2021, 10:00
Реклама

В российской армии служат военнослужащие разных религиозных конфессий: христиане, мусульмане, буддисты. Приверженцев учения Будды не так много, поскольку из 85 регионов Российской Федерации лишь в трех это религиозное учение традиционно широко распространено — это Тува, Бурятия, Калмыкия. Об отношении буддизма к защите Отечества, особенностях мировосприятия буддистов «Армейскому стандарту» рассказал член Общественного совета при Минобороны РФ, глава Буддийской традиционной сангхи (общины) Москвы Баир-лама Цымпилов.

— Считается, что буддизм — миролюбивая, пацифистская религия. Как эта вера относится к воинскому долгу, необходимости защищать Отечество?

— Буддийская религия миролюбивая, потому что в ее основе дар любви и сострадания ко всем живым существам. Но и во времена Будды, и сегодня важно уметь защищать то, что нам дорого, чем мы дорожим. Наша армия всегда должна быть сильной, потому что это защита нашей многоконфессиональной, многонациональной страны.

© Наталия Губернаторова

Мы должны и обязаны помогать родине. Она нам дается одна. Другой никогда не будет. Мы должны работать, служить, учиться, чтобы много-много пользы принести родине, народу, всем нам. Чтобы в будущем все благополучно и очень хорошо жили.

Потому вместе с воинами православной веры и мусульманами наши буддисты душой и телом на защите родины, плечом к плечу с соотечественниками. Это очень важный вопрос, он касается общей безопасности. Потому российские буддийские ламы сотрудничают с Министерством обороны.

У нас, буддистов, традиционно предки служили, и служили достойно. Есть четкое понимание необходимости отдать воинский долг родине, сыновний долг Отечеству. Предки наши воевали во время Великой Отечественной войны. Воины-буддисты были на передовой. Подтверждение тому — встреча нашего руководителя Хайдапа Галсанова с Иосифом Сталиным. Это признание заслуг воинов-буддистов в годы войны. Благодаря той встрече, например, открылся Иволгинский дацан в 1945 году. Здесь находится резиденция Пандито Хамбо ламы, главы буддистов России.

© Наталия Губернаторова

— Из каких регионов чаще призываются на службу буддисты?

— Традиционно больше всего призывается ребят из республик Бурятия, Тыва и Калмыкия, а также из Забайкальского края, Иркутской области. Это буддистские регионы нашей страны. Воины-буддисты вместе со своими сверстниками другого вероисповедания несут срочную службу. Те, у кого появляется желание продолжить службу после увольнения, остаются в армии уже контрактниками. Некоторые поступают в военные училища, академии, делают военную карьеру.

— Отдельные воинские части из воинов-буддистов не формируются?

— Нет, разумеется. Они служат по всей России и на российских военных базах за рубежом — там, где держава приказала служить. Условия службы у всех воинов одинаковые.

— Есть у буддистов какие-то ограничения или предпочтения в еде, как, например, у мусульман или иудеев?

— Буддизм никаких особых ограничений в еде не накладывает на верующих, тем более во время службы в армии. Все одинаково выполняют воинские обязанности по уставу, с буддийской верой тут никаких противоречий.

© Наталия Губернаторова

— Вам как члену Общественного совета при Минобороны часто приходится бывать в войсках? В каких регионах?

— Я родом из Читы, поэтому с особым чувством посещаю воинские части в Забайкалье. Не раз бывал в Борзе, других гарнизонах. С удовольствием встречаюсь с единоверцами, а также с солдатами, офицерами. Командиры нередко заранее просят приехать в часть для молитвы, посвященной Празднику белого месяца — Сагаалгану. Это нечто вроде нашего Нового года. Дата определяется по лунному календарю, то есть может меняться, приходится на один из дней в период с конца января по март.

Молюсь за воинов, чтобы у них хорошо служба шла, чтобы удача сопутствовала, чтобы дома у бойцов, в их семьях, у родителей, все было хорошо. Ламы всегда стараются с душевной теплотой отдать энергию молитвы. Когда у человека в душе и в сердце есть Бог, намного легче справляться с теми или иными жизненными трудностями, принимать доброту, теплоту. Сердце всегда тянется туда, где тепло, и чувствует, где ложь и где правда. Только внутреннее душевное состояние человека не обманчиво. Внутренний свет и теплота по-настоящему помогают человеку и защищают его.

© Наталия Губернаторова

— О чем чаще всего спрашивают военнослужащие во время встреч?

— О разном. У нас ведь есть ламы-философы, ламы-астрологи, ламы — врачи тибетской медицины. Люди обращаются по разным жизненным вопросам. Часто просят совета, как достойно пройти срочную службу, справиться с трудностями, не уронить чести предков.

Справка«АС»

Лама (от тибетского bla-ma — «выше нет, высочайший») — в буддизме учитель-наставник.

— В войсках можно встретить небольшие православные храмы, часовни. Для буддистов нужны какие-то сооружения?

— Самое главное, когда у человека в душе есть Бог, когда военнослужащий знает, что, где бы он ни был, за него молятся его родители, дедушки, бабушки, родня. Это уже огромная сила, огромная энергия. Буддизм как вера и философия ко всем людям относится с добротой и теплотой, никого не разделяет. Буддист может зайти в любой храм, например в православный, постоять, подумать о своем, помедитировать. Для этого нет каких-то ограничений или запретов.

Главное, повторю, это то, что у человека в сердце, в душе, чтобы он был душевно богат.

Справка «АС»

Одна из основ буддизма — учение о карме. Если она хорошая, чистая, то сопутствует удача. Чистая карма у тех, кто соблюдает десять заповедей буддизма — десять добрых деяний, противостоящих десяти неблагим деяниям или прегрешениям тела, речи и ума.

Реклама
Реклама