В Вашингтоне назвали дату окончательного вывода соединений армии США из Афганистана, где они находились на протяжении двадцати лет, — 11 сентября 2021 года. Вместе с американцами свои контингенты свернут Германия, Великобритания, Испания и другие партнеры США по НАТО. Перед отводом войск силы НАТО уничтожают базы и запасы военной техники и имущества. Часть вооружений передается местным вооруженным силам. Однако эксперты полагают, что власти Афганистана не смогут в одиночку противостоять террористическим группировкам. Какое будущее ждет страну и всю Центральную Азию и кто может стать главной силой в регионе — выяснил «Армейский стандарт».
Когда ушли «шурави»
Для жителей постсоветского пространства Афганистан навсегда стал синонимом слова «война». С момента вывода советских войск из Афгана в мае 1989 года гражданская война в этой стране не прекратилась. Началась бесконечная череда конфликтов, конца которой не предвидится.
Современная территория Афганистана населена представителями самых разных этнических и языковых групп. В стране живут представители разных течений ислама, которые с давних пор питают неприязнь друг к другу.
Ограниченный контингент советских войск в Афганистане стал своего рода мечом, которым власти СССР попытались разрубить этот узел противоречий. Попытка не удалась: Афганистан остался таким же, каким был долгие сотни лет до декабря 1979 года.
После вывода советского контингента в 1989 году Демократическая республика очень скоро пала, и в 1992 году страна перешла под власть группировок оппозиции, сразу же передравшихся между собой.
Наиболее радикально настроенные группы слились в движение, известное сейчас как Талибан* (террористическая организация, запрещенная в РФ).
Талибы** являлись фактическим правительством Исламского эмирата Афганистан, и беспрестанно вели борьбу со многими бывшими союзниками. С момента падения Демократической республики Афганистан (ДРА) можно говорить о прекращении существования как такового государства Афганистан. С тех пор и по сей день — это конгломерат территорий, которые управляются племенными, религиозными и военным лидерами, входят друг с другом в союзы и ведут войны.
Кардинально изменить ситуацию в стране не смогли и США, которые со своими партнерами по НАТО вторглись в Афганистан в 2001 году. Поводом стал теракт 11 сентября 2001 года.
Соединенным Штатам удалось выбить талибов** из Кабула, крупнейших городов страны и загнать боевиков в горы. Однако большего американский контингент в силу своей малочисленности (относительно общей площади Афганистана) сделать не мог.
Благодаря усилиям США было создано правительство страны, которое, опираясь на штыки НАТО, могло контролировать крупнейшие города страны и дороги между ними. Однако на севере страны власть в большей мере принадлежала местным вождям из числа этнических таджиков и узбеков. В свое время именно эти районы, объединившиеся в «Северный альянс», стали центром сопротивления талибам**.
На юге, в районе границы с Пакистаном и непризнанным государством Вазиристан, всегда находили убежище радикальные исламисты. Отдельные районы в центре страны также постоянно переходят из рук в руки, несмотря на регулярные авиаудары ВВС США.
Непосредственно перед принятием Белым домом решения об отводе сил из Афганистана, под контролем талибов** находились значительные анклавы по всей территории страны.
Примечательно, что на подконтрольных талибам** территориях действует не только свое законодательство, но и свои санитарные правила. Западные СМИ ставили талибов** в пример, потому что с началом эпидемии коронавируса руководство Талибана* больше озаботилось вопросами карантина, чем афганские власти.
Боевики Талибана* регулярно устраивали дерзкие нападения на солдат афганской армии, уничтожали и захватывали военную технику, забирали себе оружие и боеприпасы. В связи с этим специалисты предрекают, что с уходом США и НАТО у местных служб безопасности не хватит сил, чтобы противостоять радикалам.
Слабость правительства
В рядах Талибана* числится около 100 тысяч боевиков. Это очень условные цифры, потому что реальная численность боевиков варьируется в зависимости от ряда факторов. В случае, если талибы** провозгласят поход на Кабул, в их ряды могут влиться новые рекруты. Мобилизационную базу для талибов** представляют пуштунские племена, которые известны своей боеспособностью как минимум с 19-го века.
На вооружении талибов** осталась масса оружия еще советских времен. Оружие образца НАТО также попало в руки боевиков в качестве трофеев. Есть некоторое количество военной техники, тачанки и другое легкое вооружение. Практически нет артиллерии, зато входят в обиход коптеры и малые дроны.
Нехватку вооружений и технологий талибы** компенсируют навыками партизанской войны. Учитывая, что война всех против всех идет в стране последние 40–50 лет, каждый мужчина — потенциальный боец с опытом боевых действий в горах.
Однако у афганских правительственных сил ситуация обстоит не лучшим образом. Есть некоторое количество военной техники: старые машины еще советских времен, а также поставки из стран НАТО — техника, переданная в рамках программы по борьбе с терроризмом. Большая ее часть — пикапы с установленными в кузове пулеметами и бронеавтомобили «Хамви».
На вооружении ВВС Афганистана стоят около 80 многоцелевых вертолетов Ми-8/171, а также легкие вертолеты американского производства. Штурмовая авиация представлена легкими турбовинтовыми штурмовиками А-29 Super Tucano бразильского производства.
Преимущественно горный ландшафт и отсутствие развитой аэродромной сети не позволяют афганским ВВС наносить противнику существенный урон. Попытки использовать вертолеты для высадки десанта на горных перевалах часто оборачиваются потерей техники, которую талибы** подбивают на посадочной площадке.
Правительственные войска уступают талибам** еще и в мобильности. Если отряды боевиков удерживают каждый свой собственный район, то армейские подразделения постоянно перебрасываются с одного проблемного участка на другой. Там, где у армии не оказывается достаточных сил, талибы** немедленно добиваются успеха.
В начале мая 2021 года отряды Талибана* заняли часть города Баглан — столицы одноименной провинции. Боевики заняли города Бурка и Шари Джадид, а также десятки армейских баз и полицейских блокпостов. В их руки попала масса оружия и сотни пленных из состава вооруженных сил и правительственного ополчения. Последние предпочитают складывать оружие при первой же возможности. В случае, если дальнейшие атаки талибов** будут идти по такому же сценарию, крах афганского правительства и его армии станет лишь вопросом времени.
Агентство Anna News, специализирующееся на репортажах из зоны военных конфликтов в одном из своих аналитических материалов предрекло афганским властям крах, в случае отвода сил НАТО. В интервью «АС» обозреватель Степан Ильин назвал несколько вариантов развития событий.
«Первый вариант, условно «мирный». Талибы** договорятся с правительством страны и войдут в его состав. А может, укомплектуют его полностью. В противном случае, они захватят власть силой. Новое правительство получит финансовую поддержку со стороны Катара и других стран Залива, так что с деньгами у них на первых порах проблем не будет.
Однако жесткие исламские реформы в конечном итоге приведут к выступлениям религиозных, этнических меньшинств.
Второй вариант развития событий: талибы** берут власть, а потом неминуемо начинают войну между собой и сторонниками свергнутого правительства. В общем, любой сценарий развития событий не сулит ничего хорошего».
Помимо правительства и талибов**, в стране есть еще ряд местных движений и организаций, которые тяготеют к разным центрам силы. В частности, в Афганистане проживает этнорелигиозное меньшинство хазарейцев. Представители этого народа отличаются яркой монголоидной внешностью, нехарактерной для этих краев. Считается, что хазарейцы — это потомки воинов Чингисхана, осевшие на этой земле. Более того, хазарейцы исповедуют шиизм — не самое распространенное направление мусульманской религии. Для радикалов они — вероотступники, единственное наказание для которых — смерть.
До самого недавнего времени это были самые забитые и униженные люди в Афганистане. Только с установлением ДРА удалось как-то уравнять их в правах с другими афганцами.
Вспоминает ветеран Афганской войны:
«У нас был переводчик-хазареец по фамилии Хайдаров. Хазарейцы — приличные люди, чаще — куда более порядочные, чем наши советские переводчики. Они искренне воевали за ДРА, потому что у них там появились какие-то права. Кто такой хазареец? Это тот, например, кто встает раньше всех утром, идет наверх по горе от дома к дому и разносит воду. Это тяжелая, унизительная и неблагодарная работа, поэтому они нас поддерживали, мы несли им права. Насколько я знаю, Хайдарова после вывода наших войск на части разорвали».
Сейчас хазарейцы подвергаются преследованию по религиозному признаку. Террористы взрывают их мечети, нападают на дома и школы. При участии Ирана из числа хазарейцев было сформировано сильное ополчение, бойцы которого сражались в Ираке и Сирии. В случае краха афганского правительства хазарейцы будут первыми, кто отойдет под руку Ирана, просто чтобы сохранить свои жизни.
Вместе с хазарейцами в орбиту влияния Тегерана, скорее всего, попадет весь восточный Афганистан со столицей в Герате. Не так давно был открыт участок железной дороги Тегеран — Герат. Это фактически единственное функционирующее направление на всей территории Афганистана.
Северные территории страны находятся под контролем местных вождей узбекского и таджикского происхождения. На юге страны, особенно в районе границы с Пакистаном, в последние годы все активнее становится на ноги новый игрок на афганской доске — террористическая организация ИГ* (террористическая организация, запрещенная в РФ).
Два халифата
После краха ИГ* в Сирии и Ираке многие боевики нашли укрытие на афганской земле. Сообщалось, что эвакуацией ядра группировки с Ближнего Востока занимались американские военные. Так это или нет — не известно, однако факт, что с 2014–2015 годов афганский филиал ИГ* (также известный как «Вилайет Хорасан») начал стремительно набирать силу.
Наиболее активны боевики в провинциях Сара-Пуль и Балх. Но до поры до времени развернуться ИГ* мешали как силы НАТО, так и конкуренты в деле построения исламского халифата — талибы**.
В руководстве Талибана* появление конкурентов восприняли болезненно и призвали своих бойцов противостоять иноземным захватчикам. Однако вывод американских войск может стать для ИГ* прекрасной возможностью перехватить инициативу в обстановке хаоса и тотальной войны всех против всех. На стороне ИГ* — развитая международная инфраструктура, приток денег, оружия и рекрутов из-за рубежа. Талибам** же остается довольствоваться местными ресурсами.
В условиях хаоса, который неминуемо возникнет в Афганистане, под угрозой окажется и региональная безопасность. Строительство радикального халифата не может не заботить соседние (и не только) страны. Свою обеспокоенность ситуацией уже высказали Россия, Китай, Индия, Узбекистан, Иран и Таджикистан.
В Пекине прямо раскритиковали США за решение об отводе американских войск. В Китае опасаются, что создание в прямом смысле слова террористического государства угрожает безопасности КНР. В связи с этим еще в 2018 году в провинции Бадахшан на востоке Афганистана началось негласное создание китайской военной базы.
Правительство России также рассматривает вывод американских войск как угрозу региональной безопасности. Ключевое значение в этом смысле уделяется силам Организации Договора о коллективной безопасности. Две страны организации — Таджикистан и Киргизия — напрямую граничат с Афганистаном. Аналогичные проблемы имеет Узбекистан. В случае роста террористической активности в Афганистане именно эти страны окажутся на переднем крае борьбы.
По мнению специалистов, соседние страны, скорее всего, не решатся на военное присутствие в Афганистане, а ограничатся поддержкой местных умеренных сил. Об этом «Армейскому стандарту» рассказал военный эксперт Алексей Иванов.
«Если американцы все-таки осуществят полный вывод войск, то в провинциях, прилегающих к Туркменистану и Таджикистану, появится новый «Северный альянс», а Герат и Фарах займут хазарейцы из «Ливаа Фатимиюн». Дальше талибам** придется либо договариваться с участниками конфликта, либо государство де-факто развалится на части. Иран, Туркменистан и Таджикистан будут действовать ровно так же, как действовали до 2001 года — поставлять оружие и военспецов, ибо иметь талибов** на границе желающих нет. Однако остается неясным, осуществит ли Байден полный отвод войск. Трампа генералы в свое время сломали, и вывод войск из Сирии не состоялся. Посмотрим, хватит ли у них задора обломать Байдена».
---
* Террористическая организация, запрещенная в РФ.
** Боевики террористической организации, запрещенной в РФ.