Погоня за русским «Авангардом»

Погоня за русским «Авангардом»

В США серьезно взялись за модернизацию ядерного арсенала
GBSD.
© northropgrumman.com
В США серьезно взялись за модернизацию ядерного арсенала
' + '' + ' ' + ''+ ' GBSD.
15 июля 2021, 09:27
Реклама

США активно работают над модернизацией и обновлением своего ядерного потенциала. К испытаниям уже готова новая межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) под условным наименованием GBSD (Ground Based Strategic Deterrent — «Стратегическое сдерживание наземного базирования). Ее разработку ведет корпорация Northrop Grumman. Первый старт GBSD запланирован на конец 2023 года с базы космических сил Ванденберг, штат Калифорния. Стоять на боевом дежурстве эта новая ракета должна вплоть до 2070 года.

Сразу хотелось бы уточнить, что для США обновление ракетно-ядерного арсенала можно считать закономерным и даже назревшим, так как ядерная составляющая Соединенных Штатов давно признана устаревшей, и это ни для кого не является секретом.

Новые ракеты GBSD придут на смену широко известным комплексам наземного базирования Minuteman-III, которые долгие годы составляли основу ядерного щита США. Возраст многих из них давно уже перевалил за полвека. Первые серии этих ракет были приняты на вооружение еще в 70-х годах прошлого века. Срок службы давно уже на исходе.

Изначально планировалось, что Minuteman простоят на вооружении чуть более десяти лет, но затем ряд модернизаций позволил увеличить их срок службы до шестидесяти. Тем более что ракета Minuteman с самого начала разрабатывалась таким образом, чтобы быть быстро обновляемой, совершенствоваться с учетом новых технологий и появляющихся военных угроз.

Сторонников модернизации и продления сроков ракетам Minuteman-III в США всегда было довольно много, так как считалось, что на это уйдет куда меньше денег из военного бюджета, чем на создание нового класса ядерных ракет им на замену. В частности, как пишет Air Force Magazine, начальник Командования глобального удара генерал Тимоти Рэй тоже до недавнего времени предлагал поработать над тем, чтобы сохранить на вооружении надежные и привычные Minuteman-III.

Однако сейчас даже он признал, настал момент, когда некоторые системы этих ракет шестидесятилетней давности окончательно приходят в негодность и начинают вести себя непредсказуемо. Частый ремонт оборудования требует времени, на которое их приходится снимать с боевого дежурства.

— Затраты на продление срока службы Minuteman III, — цитирует генерала Рэя Air Force Magazine, — с точки зрения эффективности и ремонтопригодности теперь уже превышают возможные вложения на разработку новых ракетных систем. Продление жизни ракетам Minuteman-III больше не является для нас экономически эффективным вариантом. Теперь экономически более выгодно идти по маршруту GBSD, не говоря уже о том, что GBSD более соответствует перспективным требованиям Стратегического командования США. В то время как Minuteman им уже не отвечает. Тем более что сегодня настали времена, когда нам требуется сильно давить ногой на газ.

Особенно активно американцы начали «давить на газ» еще в 2015 году, когда приняли решение о создании новой GBSD. В декабре 2019-го компания Northrop Grumman была объявлена победителем в тендере на разработку перспективной МБР GBSD.

Хотя это — не единственная новинка, которая должна пополнить ядерный потенциал США. Начиная с 2012 года в Штатах ведется модернизация ядерных бомб В61 до уровня В61-12. Новые боеприпасы заменят все типы B61, а также бомбы B83, стоящие на вооружении с 1983 года.

Также в США обновят боеголовки W88 ALT 370 для баллистических ракет подводных лодок. Но все же особое внимание Пентагон уделяет именно GBSD, так как это не модернизация чего-то уже имеющегося, а принципиально новая ракета.

Как сказал на виртуальном форуме Центра лидерства AFA Doolittle руководитель программы ВВС GBSD Колен Джейсон Бартоломей, сейчас «мы находимся в нескольких месяцах от первого реального полета», пока «ракета летала только в моделирующей и имитационной среде».

По словам специалистов, новая ракета имеет очень высокие точностные характеристики. При ее создании инженеры Northrop Grumman используют высокотехнологичное компьютерное моделирование. В так называемый период технологического созревания, длившийся с 2016-го по 2020 год, компьютеры рассмотрели более шести миллиардов вариантов будущего изделия.

Эксперты говорят, что это позволило почти безошибочно просчитать боевые характеристики ракеты и выбрать наиболее оптимальную конфигурацию. Но не только. С помощью того же моделирования для GBSD просчитывались такие параметры, как эффективность, стоимость, производительность.

Что касается производства GBSD, то предполагается, что первая партия ракет будет поставлена на боевое дежурство к 2029 году.

К 2039 году планируется разместить в шахтах порядка 400 единиц. Как заявляют официальные лица, после начала производства ставить GBSD на дежурство будут в среднем раз в неделю в течение девяти лет. За первые десять лет Пентагон потратит на их производство $61 млрд. Далее начнется модернизация ракеты, которая потребует дополнительных средств, чтобы она имела возможность прослужить в общей сложности не менее 70 лет.

Minuteman-III в шахте.
© wikipedia.org
Minuteman-III в шахте.

Обычно о разработках нового оружия, тем более ядерного, ни одна из стран предпочитает особо не распространяться. С этой точки зрения ракета GBSD остается большой загадкой. И вот почему.

По мнению ряда военных экспертов, американская GBSD — случай исключительный. На уровне базовой концепции это, своего рода, замах на аналог российского гиперзвукового стратегического ракетного комплекса «Авангард», только в американском исполнении. Причем известно об этих планах стало совершенно случайно.

Поначалу о GBSD говорилось лишь то, что ракету планируют оснастить разделяющейся головной частью с блоками индивидуального наведения. Это будут ядерные боевые блоки W87-1 мощностью 335–350 килотонн каждый. То есть довольно старые блоки, которые ранее уже использовались на нескольких типах американских МБР.

Таким образом официально речь шла о традиционном боевом оснащении. Такие планы с самого начала вызвали у специалистов недоверие и сомнения. Но затем произошел один курьезный случай, который несколько прояснил ситуацию и приоткрыл над GBSD завесу секретности.

В августе 2020 года Центр ядерного оружия ВВС США (Air Force Nuclear Weapons Center, AFNWC) на сайте госзакупок разместил запрос по ряду технологий, требуемых по программе GBSD. Причем этот запрос хотя и не имел грифа «секретно», а всего лишь — тот, что у нас называется «для служебного пользования». В любом случае заявка не должна была публиковаться на открытом интернет-ресурсе.

Появившаяся информация тут же стала предметом обсуждения в ряде заинтересованных СМИ. Через неделю с сайта закупок документ убрали, но было уже поздно: все, кто хотел, свои выводы сделать успели.

Особое внимание привлек тот факт, что в заявке говорилось про то, что требуется разработка «системы тепловой защиты, способной обеспечить гиперзвуковой полет на межконтинентальную дальность». Благодаря этому стало понятно, что создатели GBSD замахнулись на ракетный комплекс с гиперзвуковым боевым оснащением на базе межконтинентальной баллистической ракеты. То есть им ставится задача создания гиперзвуковых планирующих боевых блоков.

В документе говорилось также, что будущая ракета должна иметь модульный характер, который может получить несколько вариантов. Каких именно — это вопрос. Но как в обычной конфигурации, так и с гиперзвуковыми блоками, в любом случае, ракета предназначается для решения стратегических задач.

Однако ранее в Пентагоне заявляли (это подавалось как официальная и принципиальная позиция военного ведомства США), что перспективные гиперзвуковые комплексы не будут оснащаться ядерными боезарядами. Такие системы любой дальности должны иметь исключительно обычные боезаряды.

Информации о том, что Пентагон на этот счет поменял свои планы, до сих пор не поступало. Во всяком случае, пока. Но ведь, если в Пентагоне передумают, это вовсе не означает, что Россия об этом узнает первой.

То, что разработчики GBSD постараются по типу российского «Авангарда» оснастить свою МБР гиперзвуковым планирующим блоком — этот факт сомнений, думаю, ни у кого не вызывает. А вот получится ли у них решить эту задачу — пока не ясно. Видимо, ситуация сможет проясниться уже после первых летных испытаний новой ракеты.

В любом случае, как заявляют американские эксперты, это будет оружие «всеохватывающей летальности» — свыше 13 тыс. км, а также повышенной живучести и точности.

Предполагается, что разместят ракеты там же, где и сейчас: на авиабазах Шайенн (штат Вайоминг), Майнот (Северная Дакота) и Грейт-Фолс (Монтана) на трех участках площадью в 33,6 тыс. кв. миль.

Minuteman-III.
© F. J. Hooker
Minuteman-III.

Для чего США новые шахтные ракеты?

И еще возникает один принципиальный вопрос: для чего США делают столь активные попытки сохранить МБР шахтного базирования? Ведь хорошо известно, что Вашингтон никогда не придавал большого значения своей наземной компоненте стратегических наступательных сил.

От общего состава всего ядерного арсенала страны МБР шахтного базирования составляют менее 20 процентов. Главные американские ядерные носители традиционно находятся в авиации и на флоте, что обусловлено географическим положением страны.

Самой крупной единицей стратегических ядерных сил США всегда была морская компонента. По боевой мощи она превосходит флоты всех стран мира вместе взятые. Ее основу составляют атомные подводные лодки типа «Огайо» с баллистическими ракетами на борту. На эти носители приходится порядка 60 процентов всего американского ядерного арсенала.

Остальные 40 процентов числятся в военно-воздушных силах. В подчинении сухопутных войск страны нет собственных ядерных сил. Все они, включая основу воздушных ядерных сил — бомбардировщики B-2 и B-52H, а также ракеты «Минитмен-III» шахтного базирования в количестве 450 единиц, — находятся в подчинении военно-воздушных сил США.

Казалось бы, в таких условиях Пентагон мог озаботиться в первую очередь развитием исключительно воздушной и морской ядерных составляющих. Сосредоточить силы на разработке нового стратегического бомбардировщика B-21, создании перспективных подлодок типа «Колумбия», на которых есть возможность разместить большее количество боезарядов. Однако от ракет шахтного базирования (а на них сейчас может размещаться только одна боеголовка из трех возможных) он почему-то тоже отказываться не собирается. Почему?

По мнению экспертов, США исходят из того соображения, что шахтные ракеты необходимы для поддержания боевой устойчивости стратегических ядерных сил во время возможного нанесения противником внезапного обезоруживающего удара.

Казалось бы, во время такого удара шахтные комплексы наиболее уязвимы, так как места их расположения заранее хорошо известны противнику. Ответный удар этими ракетами также малоэффективен: пока взлетят, пока будут добираться к целям, находящимся за тысячи километров, их уже успеют обнаружить космические средства слежения, комплексы предупреждения о ракетном нападении, после чего они будут с высокой эффективностью уничтожены.

То ли дело ядерные подлодки. Под прикрытием сил флота они незаметно подходят на минимальную дистанцию пуска ракет и выполняют обезоруживающий ядерный удар. Или бомбардировщики, которые пускают ракеты, не входя в зону действия ПРО?

Однако это все только на первый взгляд. По мнению экспертов, сегодня значение шахтных ядерных комплексов возрастает благодаря созданию и развитию систем стратегического неядерного конвенционального оружия. Дело в том, считают специалисты, что если такие ядерные носители, как атомные подлодки или стратегические бомбардировщики, можно уничтожить с помощью высокоточного обычного вооружения, то МБР в шахтах — даже если известно место их расположения — можно уничтожить только ядерным оружием и никак иначе.

Безусловно, с развитием и совершенствованием систем конвенционального оружия эта проблема со временем будет решена — появятся комплексы, для которых и ядерные ракеты шахтного базирования станут доступной целью. Тем более что развитие такого оружия на сегодня не ограничено никакими международными договоренностями, что позволяет практически бесконтрольно создавать и размещать на различных носителях как гиперзвуковые, так и дозвуковые крылатые ракеты.

И чем больше их появляется на вооружении, тем у потенциальных противников — России и США — все меньше уверенности в том, что их ядерные носители (в первую очередь это самолеты и подлодки) уже не взяты «на мушку» обычных высокоточных систем вооружения. В большей степени это беспокоит США, которые, в отличие от России, пока не имеют гиперзвукового оружия.

В противовес обычным вооружениям количество ядерных носителей и боеголовок России и США всегда ограничивалось договорами о СНВ. Но несмотря на это специалисты прогнозируют, что в обозримом будущем вероятность поражения МБР в шахтах обычным высокоточным оружием все равно будет оставаться ниже, чем возможность его уничтожения ядерными боевыми блоками. А это значит, что от МБР шахтного базирования американцам отказываться пока рано.

Реклама
Реклама