Выживание в жанре киберпанка
Когда-нибудь наши далекие потомки назовут вид ныне живущих на земле людей не Homo sapiens — человек разумный, а Homo cum mauris quis — человек со смартфоном. Кому-то он заменил друга и советчика, а кому-то и sapiens. И мало кто замечает, что любимый гаджет превратился в безотказный инструмент наблюдения за своим хозяином.
Эту проблему в Министерстве обороны России, вслед за другими силовыми структурами, подняли до уровня государственной. И вот почему. Какие бы строгие внушения не получали солдаты и сержанты за пользование смартфонами в служебное время, в соцсетях регулярно появляются фотографии армейских «Рэмбо» — на танке, у ракеты или другой техники в боевой обстановке.
Желание похвастаться мощью Российской армии, а заодно показать свою крутизну друзьям и подругам на «гражданке» неистребимо в душе солдата. При этом некоторым деталям боевой обстановки лучше было бы не попадать в объектив фото- и видеокамер.
Об этом забывали иногда даже командиры. Во время съемки документального фильма «Под Андреевским флагом» (2002 год) мне пришлось попросить вахтенного офицера на атомной подводной лодке стратегического назначения снять с видного места в центральном посту скромную табличку с указанием времени, отводимого секретным боевым наставлениям на предстартовую подготовку.
Любительские фотографии и видеоролики свободно гуляют по Интернету и вызывают нездоровый интерес у таких «команд расследователей», как Bellingcat, Amnesty International, Conflict Intelligence Team и других, существующих на деньги зарубежных фондов.
Надерганные ими факты и фактики ложатся в основу так называемых журналистских расследований СМИ-иноагентов, действующих на территории России, и даже, казалось бы, солидных международных организаций, таких, как Совместная следственная группа (Joint Investigation Team, JIT) по делу гибели малазийского лайнера MH17.
Необходима осторожность
Как шутят военные, если не смог предотвратить — возглавь! Поэтому Минобороны России на базе военного технополиса «Эра» разрабатывает для военнослужащих и членов их семей смартфоны отечественного производства и мобильные приложения для повседневной деятельности на территории воинских частей. Об этом сообщил заместитель руководителя Департамента информационных систем военного ведомства генерал-майор Александр Осадчук. По его словам, идут эксперименты по созданию защищенного смартфона, который обеспечит безопасную связь.
Однако «военный смартфон» не решит всего комплекса проблем, возникающих в эпоху цифровизации.
От ветеранов военной службы (молодежь об этом не задумывается) иногда слышишь: я не пользуюсь WhatsApp, потому что это американская система мгновенного обмена сообщениям, она передает сведения обо мне сразу за «Большую лужу» — через Атлантику.
По этой же причине отказываются от других удобств цифровых технологий и средств коммуникации. Например, не покупают билет на поезд через сайты, а идут за ним в кассу, забывая, что кассир тоже пользуется Интернетом, следовательно, паспортные данные пассажира попадают прямиком в некую базу данных.
Научно-технические достижения преследуют вас повсюду. Вы приобрели SIM-карту в салоне связи — и ваши паспортные данные уже в Интернете! Обратились к врачу — и Всемирная паутина узнала, чем вы болеете и какие лекарства вам прописаны. Оформили пластиковую карту для получения пенсии — ваш портрет и голос уже в базе данных. Прошли мимо видеокамеры — и вас идентифицировали. Даже сверхосторожный человек не спрячется от цивилизации в собственной раковине.
Небольшая беда, если о вас что-то узнал продавец в ларьке, ваш врач, кассир в банке или на железнодорожном полустанке в Тьмутаракани. Со временем самому скрытному и законопослушному человеку придется смириться с собственной открытостью в социуме.
Однако государство должно серьезно задуматься, каким будет следующий шаг по пути развития научно-технического прогресса. Сегодня только ленивый не говорит о кибербезопасности. Дело в том, что системы управления базами данных (СУБД), созданные для государственных нужд, в конце концов превращаются в товар и попадают в коммерческое использование.
Самая большая опасность состоит в том, что они могут попасть не в те руки. Именно этим путем первые советские СУБД «Спрут» и «Кронос» в годы горбачевской перестройки и ельцинского безвременья попали на митинский радиорынок в Москве.
В эпоху всеобщей цифровизации криминальный доступ к современным системам управления базами данных чреват риском для больших людских масс — жителей городов, областей и целых стран — стать объектом манипуляций сознанием и социальным поведением, как, например, коллективные скачки по майдану с кричалками.
Самое безобидное, на первый взгляд, но надоедливое, как жужжание комара около уха, — это вторжение в вашу личную жизнь рекламы. Вы не раз замечали, наверное, как после посещения сетевого супермаркета, ресторана, музея вам приходят на смартфон назойливые предложения товаров и услуг.
Это значит, что вас уже сосчитали — номер вашей симки или уникальный идентификатор (ID) телефона, планшета или другого современного мобильного устройства уже попал в чью-то систему управления базами данных.
Вас не минует эта участь, даже если у вас старенький кнопочный телефон. У него тоже есть свой международный идентификатор (International Mobile Equipment Identity, IMEI), по которому легко отыскать владельца в толпе людей. Наберите на аппарате код: звездочка, решетка, ноль, шесть, решетка (*#06#) — и вы узнаете IMEI своего телефона, по которому происходит ваша деанонимизация.
«Видящие камни»
То, что раньше было плодом творческого воображения авторов романов-фэнтези, сегодня вошло в повседневную жизнь людей, и мы сами этого даже не заметили. Так, в романах Джона Толкина фигурируют «видящие камни», с помощью которых можно наблюдать происходящее в другом месте — в настоящем или прошлом. Писатель назвал их Palantir. Сегодня так называется американская IT-компания и ее программный продукт. Его основными потребителями являются спецслужбы, инвестбанки, хедж-фонды. Если хотя бы раз вы воспользовались платежным сервисом PayPal, то к гадалке не ходи — можно утверждать, что ваше досье уже в США. Ведь основатель Palantir прежде был создателем PayPal.
Программа умеет анализировать сверхкрупные массивы данных с целью поиска неочевидных закономерностей (паттернов), указывающих на зарождение угрозы — подготовку теракта или другого опасного преступления.
Говорят, с ее помощью спецслужбы США в 2011 году выследили террориста №1 Усаму бен Ладена.
В 2015 году, по сообщениям в СМИ, разведсообщество и контрразведывательные органы США с помощью «Палантира» объединили свои системы управления базами данных. А в 2020 году, в связи с выходом на фондовый рынок, компания «Палантир» объявила стратегической целью создание единой операционной системы для всех данных, которыми располагают государственные органы США.
В России основными создателями аналогичных программ являются Главный научно-исследовательский вычислительный центр Управления делами Президента Российской Федерации (ФГУП «ГлавНИВЦ») и Главный научный инновационный внедренческий центр (АО «ГНИВЦ»). Их продукты предназначены для силовых структур, Федеральной налоговой службы, Минфина, Центрального банка России.
Однако по мере появления новых систем старые попадают в коммерческое использование. Сегодня коммерческие банки заваливают своими предложениями ничего не подозревающих граждан (которые даже не слышали о существовании этих банков) за пять минут одобрить кредит на любую сумму. Откуда такая оперативность? Ответ прост: пользуясь различными системами управления базами данных, банк узнает о вас больше, чем вы знаете о себе сами.
Российская система анализа больших данных «Шерлок» на запрос о любом гражданине выдает большой объем информации, включая паспортные данные, сведения о движимом и недвижимом имуществе, которым тот владеет, в том числе за рубежом.
«Поисковая система категории особой важности», сокращенно «ПСКОВ», как утверждают СМИ, содержит досье на целевые группы в соцсетях, анализирует массивы биллинговой информации и находит «скрытые связи между абонентами» с помощью подсистемы Calls.
Система оперативно-разыскных мероприятий (СОРМ) способна собирать и хранить данные о всех соединениях мобильной связи и интернет-трафике в режиме реального времени.
Сервисы мониторинга экстремизма в соцсетях «Посейдон» и «Медиамонитор» следят за вашими действиями в Интернете.
Видеокамеры наружного наблюдения следят за вами с момента, когда вы вышли из подъезда на улицу. Они распознают вас по походке, по радужной оболочке глаз и форме ушных раковин.
И даже не спрашивайте, откуда они вас знают. Чаще всего вы сами предоставили им свои портреты с биометрическими измерениями, когда оформляли паспорт, банковскую карту, электронный пропуск на работу или установили на свой смартфон одну из технологий распознавания лиц — сервисы FaceRadar, FindClone или FindFace.
Сервис FaceRadar используется в области безопасности, банковском секторе, образовании и розничной торговле. FindClone — в соцсети Вконтакте для рассылки рекламы и спама. Сервис FindFace — продукт компании NtechLab, услугами и партнерами которой, как указано на ее сайте, являются Департамент информационных технологий города Москвы, полиция, банки и торговые сети.
Проблема 5G и не только
Современное общество уже пересекло черту, за которой алармистский сериал «Черное зеркало» и романы Брюса Бетке, написанные в жанре киберпанк, становятся повседневной жизнью. С учетом хронологического цикла, присущего реализации идей «твердой» научной фантастики, от идеи фантаста до реализации может пройти 20–30 лет.
Один из частных признаков надвигающегося шестого технологического уклада — внедрение сетей пятого поколения 5G. Они вызовут бурный рост беспилотного транспорта, в медицине получат распространение операции на расстоянии, а в сфере массовых коммуникаций и развлечений люди чаще начнут отдавать предпочтение удовольствиям, получаемым с помощью технологий виртуальной реальности.
Смена технологического уклада помимо новых решений и возможностей несет в себе и новые проблемы. Тотальный контроль и кибернетизация общества, если верить фантастам, приведут к социальному упадку.
Не такого результата мы ждем от научно-технического прогресса. Возвращаясь к инициативе Минобороны обеспечить военных и членов их семей «безопасными» смартфонами и мобильными приложения для повседневной деятельности на территории воинских частей, надо признать, военное ведомство идет по правильному пути, но со значительным опозданием. И это не вина, а их беда.
Как невозможно было построить коммунизм в отдельно взятом колхозе, так же невозможно изолировать миллион военнослужащих от общества. Поэтому сейчас надо обеспокоиться кибербезопасностью государства в целом, а киберзащита военных — всего лишь часть общей глобальной задачи.