«Соколы России» — пилотажная группа из Липецка, которая наравне со всемирно известными «Стрижами» и «Русскими витязями» входит в число лучших пилотажных групп мира. Помимо демонстрации фигур высшего пилотажа, над головами восторженных зрителей липецкие «соколы» на боевых самолетах разворачивают оборонительно-наступательный воздушный бой, показывая свою высокую летную выучку и возможности отечественной авиатехники.
Однако не только красочное шоу делает «соколов» уникальными. Липецкие летчики занимают особое место в российской военной авиации. Они первыми из военных летчиков осваивают новейшую технику и учат других ею управлять.
Корреспондент «Армейского стандарта» попросил ведущего авиационной группы высшего пилотажа Александра Гостева рассказать, кто же они такие — «Соколы России».
Летаем, изучаем, обучаем
Знакомство с ведущим авиагруппы высшего пилотажа и воздушного боя полковником Александром Гостевым, «в миру», как выразился сам летчик, — начальником исследовательского отдела Государственного центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Минобороны России, состоялось на подмосковной авиабазе «Кубинка». Именно туда Александр с коллегами прилетели для тренировочных полетов в преддверии крупнейшего авиасалона МАКС-2021.
Полковник согласился ответить на несколько моих вопросов и рассказал об истории «Соколов России». Пилотажная группа на базе липецкого центра была образована в 1993 году, спустя два года после «Стрижей» и «Русских витязей». Создавалась она для совершенствования навыков полетов истребителей в группе, профессиональной подготовки летчиков, а также для демонстрации маневренных возможностей самолетов Су-27.
С начала 2000-х в программу показа был включен тот самый маневренный воздушный бой «пара на пару», ставший впоследствии их визитной карточкой.
В самом начале официального названия у группы не было, их просто представляли как звено летчиков из состава 4-го Центра боевого применения и переучивания летного состава ВВС. Впервые как «Соколы России» авиационная группа была представлена в июне 2004 года на приуроченном к столетию Валерия Чкалова воздушном показе, который прошел в Нижнем Новгороде.
В отличие от Центра показа авиационной техники в Кубинке основной задачей липецкого центра остается исследовательская работа. Летчики постоянно изучают и тестируют новую боевую авиатехнику, которая поступает на вооружение. Помимо этого в их задачи входит еще и инструкторская работа с молодым летным составом — ребятами, которые служат как в самом центре, так и в других авиационных полках.
— Молодые лейтенанты, выпускники авиационных училищ, летают на самолетах Л-39, МиГ-29 и Як-130, — рассказал полковник. — А в полках из перечисленной техники есть только МиГ-29. Поэтому все они приезжают к нам и переучиваются на новую технику, исходя из оснащенности того полка, куда они распределены. Переучиваем мы на все самолеты оперативно-тактической авиации: фронтовые бомбардировщики Су-24М, штурмовики Су-25СМТ, истребители Су-30СМ, Су-35С. Помимо обучения мы еще занимаемся инструкторской деятельностью. Вот, к примеру, авиаполк в Забайкалье получал Су-30СМ, и сразу же из Липецка к ним поехали два инструктора. Месяц мы их учили летать на этих самолетах. Через некоторое время другие наши инструкторы к ним поехали, обучали уже групповой слетанности, сложному пилотажу парой и другим тактическим летным приемам. В среднем за месяц по 180 инструкторских полетов. Если коротко, то нашу работу можно описать так: летаем, изучаем, обучаем, пишем методические пособия.
Как мы на них летали раньше?
— Какие самолеты у «Соколов»?
— Сейчас в основном мы летаем на Су-30СМ и Су-35С. Но вообще мы летаем на всем, что у нас есть. Это и Су-27, и Су-27УБ, и Су-30.
— Ваш знаменитый воздушный бой на каких самолетах проходит?
— Сейчас мы прилетели на самолетах Су-35С. На них и будем выступать. Чтобы зрителю было более понятно происходящее, самолеты специально выкрашены в разные цвета: два голубых и два серых. Бой происходит «пара на пару».
— А лично вам какой истребитель ближе?
— Не хочу обижать ни один из самолетов, они действительно все хороши. Когда мы получили Су-30СМ, я три года летал только на них. Мне казалось, что лучше самолета быть не может. Через три года была поставлена задача, и мы полетели на старых Су-27П. «О боже, — думаю про себя. — Как мы вообще на них летали раньше?» Противоперегрузочный костюм тяжелый, нагрузка по-другому воспринимается. А ведь когда-то казалось, что это лучший самолет.
Прогресс, к счастью, не стоит на месте. Я сейчас и на обновленном МиГ-29 летаю, очень нравится. Сегодня один из самых комфортных истребителей для высшего пилотажа это Су-35С. Конструкторы хорошо потрудились над интеллектом самолета, все продумали. Для выполнения тех действий, которые на других машинах летчику приходилось выполнять в кабине посредством трех-четырех последовательных операций, здесь достаточно всего одной.
Су-30СМ — очень хороший самолет. В кабине два члена экипажа. Летчик пилотирует, штурман ведет навигацию и отвечает за боевое применение. Тем самым повышается безопасность, так как каждый занят своим делом.
— Какие фигуры высшего пилотажа вы выполняете?
— Петля Нестерова, «горки», полуперевороты, «кадушки» с выходом на минимальной скорости, «колокол». Все выполняем, на что способен самолет.
— Какая фигура самая сложная, на ваш взгляд?
— Они все сложные, не бывает простых пилотажных фигур. Каждая должна не просто выполняться, а выполняться с красотой и изяществом. Можно ведь просто сделать вираж, а можно сделать вираж так, чтобы скорость была постоянной и высота «в ноль» не отклонилась. Это очень «нагрузочная» фигура. То есть летчик испытывает повышенную перегрузку.
— Сколько летчиков в группе «Соколы России»?
— Сейчас четыре человека, в таком составе мы и прилетели, и будем демонстрировать бой «пара на пару», как я уже говорил. Группа сейчас переживает смену поколений: один летчик у нас уволился, второй «списан» по здоровью. Взяли двух молодых пилотов, кандидатов. Очень осторожно приступили к вводу их в строй. Сейчас они уже готовы продемонстрировать свои навыки.
— Насколько я знаю, летать в «Стрижах», «Витязях», наверняка и у вас в группе — считается очень престижным. А вы сейчас сказали, что людей не хватает. Почему так? Много отсеивается?
— Нет, не отсеивается. Раньше, когда я сам только пришел в липецкий авиацентр, в него могли попасть только подготовленные летчики. Пилот не ниже 2-го класса и в должности от командира звена и выше. Потом было время, когда наборов в летные училища не производились. Сейчас наборы и выпуски идут полноценные, много молодых летчиков приходят в войска, в том числе и в наш Липецкий центр. И для их подготовки до необходимого уровня требуется определенное время.
Останавливаться пока не собираюсь
— Расскажите, какой он — летчик из «Соколов России». Не любой ведь может летать в вашей группе?
— Прежде всего, надо быть настоящим фанатом летного дела. Можно ведь быть просто летчиком, освоить достаточно сложные виды подготовки и чувствовать себя вполне самодостаточным. Я часто наблюдаю таких пилотов. Вот он полетит на полигон, отстреляет, отбомбит, выполнит что-то из высшего пилотажа. Но все это делается только ради собственной подготовки. Они не занимаются раскрытием возможностей самолета, чтобы из него все выжать по максимуму, продемонстрировать возможности, расширением тактического арсенала.
А летчики пилотажной группы готовятся, чтобы демонстрировать и возможности самолета, и свои способности. И вот здесь уже нужно жертвовать личным временем на подготовку, где-то даже в ущерб семье.
Чтобы вы понимали: мы летом вообще не ходим в отпуска. Для пилота, который связывает свою судьбу с демонстрационными полетами, работа всегда в приоритете. А ведь помимо подготовки к показам и основные обязанности по службе никто не отменял. Летчики, с которыми я сейчас прилетел, это два командира звена и заместитель командира эскадрильи. Командиры звеньев летают с молодыми лейтенантами прошлого года выпуска, занимаются инструкторской работой.
— Вашу группу часто сравнивают с «Витязями» или «Стрижами»?
— Сравнивают, конечно. И хорошо, что так происходит. Это дополнительная мотивация для всех. Кто-то новое освоил — остальные тоже не хотят отставать. Только так и идет развитие.
— Какой у вас налет?
— Около 3800 часов. И пока останавливаться на этом не собираюсь.
***
В конце июля в подмосковном Жуковском в 15-й раз прошел Международный авиакосмический салон МАКС-2021. Липецкие асы на нем, как всегда, показали класс. Высокого неба вам, «Соколы», и чтобы количество взлетов обязательно совпадало с количеством мягких посадок!