Императору отец-командир

Императору отец-командир

Многие годы имя этого выдающегося полководца старательно замалчивалось, и лишь теперь ему воздают должное
Сражение под Лейпцигом 16 октября 1813 года/
© Художник Владимир Мошков
Многие годы имя этого выдающегося полководца старательно замалчивалось, и лишь теперь ему воздают должное
' + '' + ' ' + ''+ ' Сражение под Лейпцигом 16 октября 1813 года/
02 августа 2021, 12:22
Реклама

В истории так порой случается: отдельные отнюдь не самые важные факты в биографии человека заслоняют его главные достижения. Так вышло и с генерал-фельдмаршалом Иваном Паскевичем, о котором в советский период не упоминали. Сегодня это удивительно, учитывая заслуги полководца и его вклад в защиту Отечества. Хотя объяснение, как всегда, есть.

Ступенька с «капканом»

…Завистники ликовали: выскочка Иван Паскевич теперь уже никогда не вернется в Санкт-Петербург — его карьера обязательно покатится под уклон! В 1810 году император Александр I назначил его командиром формируемого Орловского пехотного полка. Казалось бы, для 28-летнего Паскевича — сына помещика из Полтавской губернии — такое назначение более чем лестно: государь дает под начало целый полк! Однако не все так однозначно: ему предлагалась ступенька с «капканом» и очередное испытание. Но обо всем по порядку.

Недоброжелателей Иван приобрел незадолго до выпуска из Пажеского корпуса. Император Павел I в 1800 году приметил статного молодца и определил в лейб-пажи, а осенью того же года Паскевич сразу получил чин поручика и назначение не куда-нибудь, а в Преображенский полк. Невероятно удачное начало карьеры!

Иван Фёдорович Паскевич.
© shpl.ru
Иван Фёдорович Паскевич.

Увы, спустя всего полгода благоволивший ему Павел I стал жертвой дворцового переворота. Понятно, что Александр I отнюдь не намерен был держать возле себя любимчика отца и уже хотел отправить Паскевича в отставку — пусть помогает родителям вести хозяйство на Полтавщине. Однако командир преображенцев генерал-лейтенант Николай Татищев упросил императора оставить поручика в полку.

Сам же Паскевич вскоре подал рапорт о переводе и в грозовом 1805 году оказался в армии генерала Ивана Михельсона. Однако в Аустерлицком сражении, к огорчению рвавшегося в бой офицера, эта армия не участвовала. Командующий приметил бойкого поручика — в 1806-м взял с собой в Днестровскую армию. Там Паскевич отличился при повторном взятии Измаила, был награжден золотым оружием с надписью «За храбрость» и орденом Св. Владимира IV степени.

Удивил Багратиона

В 1808 году Александр I попросил главнокомандующего в войне с Турцией генерал-фельдмаршала Александра Прозоровского назвать ему пятерых отличившихся офицеров и вновь услышал знакомую фамилию — капитан Иван Паскевич. 26-летний офицер получил звание полковника и принял Витебский пехотный полк. Отличившись с ним в августе 1810 года в Батинском сражении, Паскевич стал генерал-майором и имел уже пять орденов, включая Св. Георгия III и IV степени.

Оборона Смоленска 17 августа 1812 года.
© Художник Александр Аверьянов
Оборона Смоленска 17 августа 1812 года.

Несмотря на явные успехи в руководстве войсками на поле боя, с подачи завистников из свиты императора Паскевича и назначили командиром Орловского пехотного полка. По сути, его и не было как такового: полк требовалось сформировать и обучить. Причем в условиях, когда под начало Паскевича нарочно направляли проштрафившихся офицеров: дебоширов, дуэлянтов, пьяниц, картежников и пр. Цель ясна: скомпрометировать командира (попробуй, совладай с такими!) и убрать из поля зрения Александра I.

Замысел не удался. Паскевич нашел общий язык с подчиненными, заставил забыть о прежних прегрешениях и сделал своими единомышленниками, стремясь вывести полк в передовые. Прибывший с проверкой командующий Подольской армией генерал Петр Багратион был приятно удивлен выучкой Орловского полка, а его командир в январе 1812 года получил повышение — принял 26-ю пехотную дивизию, с которой и вступил в Отечественную войну.

Иван Паскевич.
© Художник Джордж Доу
Иван Паскевич.

Брату императора начальник

Весной 1813 года в начале Заграничного похода русской армии главнокомандующий генерал-фельдмаршал Михаил Кутузов так охарактеризовал Паскевича Александру I: «Лучший армейский генерал!» Согласитесь, очень высокая оценка, учитывая, что за время боевых действий отличиться успели многие военачальники.

Дивизия Паскевича сыграла важнейшую роль в боях под Смоленском, в Бородинском сражении он лично поднимал подчиненных в штыковые атаки и был всегда в самом пекле, удержав центр обороны русских войск.

Отмечена дивизия за сражения под Вязьмой и при Красном. За отличие в «Битве народов» под Лейпцигом Паскевичу присвоено звание генерал-лейтенанта.

В Париж он входил, возглавляя 2-ю гренадерскую дивизию. Именно здесь Паскевич был представлен Александром I младшему брату Николаю. Опять же с упоминанием о заслугах: «Это один из лучших генералов моей армии».

После знакомства прошло немного времени, и великий князь Николай Михайлович оказался в подчинении у Паскевича: тот командовал 1-й гвардейской пехотной дивизией, а брат императора был назначен туда командиром 2-й бригады. У опытного генерала ему было что перенять. Кроме того, совместная служба и общение позволили будущему императору оценить человеческие качества талантливого военачальника. Впоследствии, став императором, Николай I не стеснялся называть Ивана Федоровича своим «отцом-командиром».

Штурм крепости Карс 23 июня 1828 года.
© Художник Януарий Суходольский
Штурм крепости Карс 23 июня 1828 года.

Паскевич сыграл важную роль в декабре 1825 года: его дивизия не поддержала мятежных офицеров на Сенатской площади. Не случайно генерал был назначен и в состав Верховного уголовного суда, расследовавшего дела мятежников. Это первая причина, по которой в советский период об Иване Паскевиче нежелательно было упоминать.

Хотя в его биографии был и такой эпизод: в 1816 году он был направлен императором расследовать дело крестьян одного из уездов Смоленской губернии, отказавшихся платить подати. Генерал решительно встал на сторону крестьян. Паскевич быстро нашел виновных — местных чиновников-казнокрадов. В результате крестьян не только освободили от подати, но еще и выплатили денежную компенсацию...

Воскрес Суворов!

Вообще особое благожелательное отношение Николая I отнюдь не сулило Паскевичу каких-то личных выгод. Зная о его выдающихся способностях как полководца и администратора, тот давал ему самые сложные поручения. Так в 1826 году Паскевич сменил генерала Алексея Ермолова в должности командующего войсками Отдельного Кавказского корпуса.

Всего за два года генерал от инфантерии Паскевич закончил Русско-персидскую войну. Он получил графский титул, а за взятие Эривани (ныне Ереван) был удостоен ордена Св. Георгия II степени.

Штурм крепости Ахалцых 15 августа 1828 года.
© Художник Януарий Суходольский
Штурм крепости Ахалцых 15 августа 1828 года.

В разгоревшейся следом Русско-турецкой войне 1828–1829 годов Паскевич вновь отличился. В частности, сумел взять считавшиеся неприступными крепости Карс и Ахалкалаки. Классикой военного искусства стала битва под Ахалцихе, где 9-тысячный корпус Паскевича смог разгромить 30-тысячную армию Киос-Магомет-паши. Русский полководец стал полным кавалером ордена Св. Георгия и генерал-фельдмаршалом. Александр Грибоедов, на двоюродной сестре Елизавете которого был женат Паскевич, восторженно отозвался о нем: «Вот русский генерал! Это суворовские замашки! Воскрес Суворов!»

«Неправильная» позиция…

В советский период Иван Паскевич, помимо «неправильной» позиции по декабристам, оказался под запретом еще по одной причине. Ему навесили ярлык «душителя свободы» сразу в двух социалистических странах — Польше и Венгрии. В первой он подавил польский мятеж 1830–1831 годов и штурмом взял Варшаву. Оттуда послал известие Николаю I: «Варшава у ног Вашего Императорского Величества».

Из Польши был в 1849 году направлен в Венгрию: Николай I решил помочь императору Австрии Францу Иосифу I усмирить мятеж местного дворянства. 150-тысячный корпус Паскевича с задачей справился, и оттуда 25 сентября ушло в Санкт-Петербург аналогичное донесение: «Венгрия у ног Вашего Императорского Величества».

Граф Иван Фёдорович Паскевич.
© Автор неизвестен
Граф Иван Фёдорович Паскевич.

Даже когда генерал-фельдмаршалу Паскевичу было 72 года, Николай I потревожил своего наместника в царстве Польском, назначив главнокомандующим в Дунайской кампании. 28 мая 1854 года военачальник был сильно контужен разорвавшимся ядром, но армию не оставил, еще полгода возглавлял боевые действия.

Николая I Иван Паскевич пережил всего на десять месяцев, скончавшись в Варшаве 20 января 1856 года. Спустя 14 лет император Александр II лично открыл в Варшаве величественный бронзовый памятник Ивану Паскевичу перед дворцом наместника (ныне это президентский дворец). К сожалению, монумент не сохранился: в 1917 году германские оккупационные войска разобрали и переплавили его.

Полных кавалеров высшей военной награды Российской империи — ордена Св. Георгия (четырех степеней), кроме Ивана Паскевича, в истории еще трое: генерал-фельдмаршалы Михаил Кутузов, Михаил Барклай-де-Толли и Иван Дибич-Забалканский. Но есть отличие, которого только он удостоен. Причем вполне заслуженно. Генерал-фельдмаршал Иван Паскевич — единственный в истории России, кто за подвиги на военной службе и успехи на гражданском поприще стал полным кавалером одновременно двух орденов: помимо Св. Георгия еще и Св. Владимира.

Словом, свой яркий след в истории он оставил. Поэтому неудивительно, что скульптуру генерал-фельдмаршала Ивана Паскевича можно увидеть на памятнике «1000-летие России» среди других выдающихся личностей Отечества.

Реклама
Реклама