Летом 2021 года началось масштабное наступление группировки «Талибан»** (признан террористическим и запрещен в РФ), в результате которого боевикам удалось захватить большую часть территории Афганистана. Единственной силой, которая оказалась способной наносить боевикам существенные потери, стали ВВС Афганистана, созданные при активном участии американских военных инструкторов. Обладая весьма ограниченным арсеналом, они выполняют сложные, а зачастую по-настоящему уникальные операции. После падения Кабула и бегства правительства Афганистана из страны, часть техники досталась террористам в качестве трофея и уже применяется в боевых действиях. Историю афганских ВВС восстановил «Армейский стандарт».
Погон — американский, вертолет — русский
В годы существования Демократической Республики Афганистан (ДРА) все рода войск вооруженных сил страны были построены по образцу Советской армии. Разумеется, это касалось и военно-воздушных сил страны, тем более что почти вся авиационная техника для Афганистана поставлялась из СССР. Страна получила большое количество истребителей и современных систем ПВО, перед которыми ставилась задача противостоять авиации США и ВВС соседних стран: Китая, Пакистана и Ирана.
С началом в 1979 году гражданской войны ситуация в стране категорически изменилась. Враг угрожал Демократической Республике Афганистан не извне, а изнутри. Большая часть авиации и систем ПВО оказались не востребованными. А с падением ДРА в апреле 1992 года обслуживать современную военную технику стало попросту некому. Впрочем, моджахеды, а вслед за ними боевики движения «Талибан»**, некоторое время использовали доставшуюся по наследству технику, ресурс которой был еще не полностью выработан.
Самый известный инцидент с участием ВВС Талибана** произошел 3 августа 1995 года. Истребитель МиГ-21 вынудил частный транспортный самолет Ил-76ТД с грузом боеприпасов для Северного альянса совершить посадку в городе Кандагар. Примечательно, что талибы* использовали самолет как учебный и заставляли пленных пилотов обучать своих курсантов. То есть командование группировки рассчитывало в будущем вести воздушные бои, однако этим планам было не суждено сбыться.
Впоследствии история плена и бегства экипажа Ил-76 легла в основу ряда художественных произведений. Однако не исключено, что если бы побег не удался, захваченным в плен пилотам пришлось бы и дальше готовить новые кадры для Талибана**.
Однако годы шли, многие летчики ВВС ДРА погибли (за некоторыми шла настоящая охота), а оставшиеся не стремились пополнять ряды радикалов. Однако «Талибан»** все еще обладал собственными ВВС из 15 истребителей МиГ-21 и 8 вертолетов Ми-8.
Ситуация изменилась с началом в 2001 году военной операции сил НАТО «Безграничная свобода». США и их союзники уничтожили всю оставшуюся у талибов* летную технику, и на какое-то время в Афганистане не осталось ВВС как таковых.
Но, даже создав в Афганистане лояльное правительство, НАТО оказалось не в состоянии поддерживать безопасность в стране. На борьбу с «Талибаном»** были затрачены баснословные деньги — более $600 млрд, однако добиться решающего разгрома группировки так и не удалось. В связи с этим оккупационные власти решили заняться возрождением афганской полиции и армии, а в том числе и ВВС.
Для поддержки антиталибских сил в Пентагоне решили сделать ставку на хорошо знакомую афганцам авиационную технику. Благодаря усилиям США войска Северного альянса (коалиция антиталибских сил) получили некоторое количество вертолетов советского производства, в разные годы угнанные в Пакистан. Часть техники также предоставила Россия и восточноевропейские партнеры США.
Из-за низкого уровня подготовки летчиков Северного альянса авиационная техника зачастую использовалась крайне ограниченно. Пилоты опасались применять пулеметно-пушечное вооружение вертолетов Ми-24, поскольку этот маневр требует снижения на слишком низкую высоту. Поэтому авиация ограничивалась неприцельным обстрелом позиций талибов* реактивными ракетами, что не могло повлиять на ход битвы.
С созданием нового афганского правительства перед Пентагоном встал вопрос, какой техникой вооружать местные ВВС? С одной стороны, в Афганистан было переброшено большое количество американской авиатехники. Однако на подготовку летчиков и техников для обслуживания американской авиатехники ушло бы слишком много времени. К тому же американские вертолеты, как оказалось, плохо переносят суровые климатические условия — жару и разреженную атмосферу в горах. Поэтому в начале 2000-х годов США заключили с Россией контракт на поставку в Афганистан партии вертолетов Ми-17/8, которые «вооружили» по стандартам НАТО.
При этом авиация использовалась не только местными ВВС (на их создание ушел не один год), но и американским спецназом, который использовал Ми-8 для осуществления десантных операций в тылу талибов*.
«Супер-Тукан»
В 2011 году было объявлено о постепенном сокращении миссии НАТО в Афганистане. США и их союзники создали новую армию страны и новые ВВС — Национальный воздушный корпус Афганистана. В его состав вошла техника бывшего Северного альянса, вертолеты российского и американского производства. С выводом сил НАТО из страны часть вертолетов, ранее эксплуатируемых ВВС США, постепенно передавались в руки афганских военных.
Подготовкой летчиков в разное время занимались специалисты США, других стран НАТО и Индии. Авиационная техника частично закупалась в странах Восточной Европы, а частично — поставлялась в Афганистан в качестве безвозмездной помощи для борьбы с международным терроризмом. Например, несколько вертолетов Ми-24 были переданы из резерва ВВС Белоруссии.
Как и американский контингент, армия Афганистана приспособила большую часть летной техники для выполнения специальных операций в тылу талибов*. В частности, при освобождении заложников. Стандартная операция выглядела следующим образом.
Группа из 3–5 вертолетов со спецназом на борту ночью вылетала в район, находившийся под контролем противника. В качестве «аэродрома» использовались труднодоступные горные плато, где происходила высадка бойцов. Ночью спецназ атаковал, например, тюрьму талибов*, освобождал пленников и на вертолетах транспортировал их в безопасное место. За годы войны с талибами* афганский спецназ совершил не один десяток подобных операций.
Основу ударной мощи афганских ВВС составили поршневые штурмовики бразильского производства Embraer EMB 314 Super Tucano («Супер-Тукан»), закупленные Пентагоном в 2016–2018 годах.
EMB 314 Super Tucano — легкий турбовинтовой штурмовик производства фирмы Embraer был разработан в начале 2000-х годов. Службы безопасности Бразилии применяют эти самолеты для воздушных ударов по лагерям наркокартелей, укрывающимся в труднодоступных районах страны.
Командование ВВС Бразилии справедливо сочло, что для борьбы с противником, не имеющим современных систем ПВО, не обязательно применять дорогостоящую тяжелую реактивную авиацию. Эта идея впоследствии полностью себя оправдала, а «Супер-Туканы» показали себя как крайне боеспособная и живучая машина.
Самолёт развивает скорость до 590 км/ч, поднимается до высот в 10 тысяч метров. В стандартной комплектации самолет оснащен двумя пулеметами калибра 12,7 мм и одной автоматической пушкой калибра 20 мм. Кроме того, самолет может нести до 1500 кг боевой нагрузки: управляемые и неуправляемые бомбы и ракеты.
С началом масштабного наступления «Талибана»** летом 2021 года именно «Супер-Туканы», подчас совершающие по 5–10 вылетов сутки, смогли нанести боевикам наибольшие потери. Однако небольшое количество этих самолетов (чуть более 20 штук) и нехватка летчиков не позволили им изменить баланс сил на фронте.
Более того, опасаясь угрозы с воздуха, командование «Талибана»** объявило настоящую охоту за летчиками правительственной армии. За июнь-июль в своих домах были застрелены несколько десятков офицеров ВВС, а также члены их семей.
В результате успешного наступления «Талибана»** в руках радикалов оказалась часть техники ВВС Афганистана, которая не была вовремя эвакуирована. На момент написания материала стало известно, что талибы* заполучили как минимум восемь вертолетов Ми-8/17, один турбовинтовой штурмовик и один штурмовой вертолет Ми-24. Предположительно, техника находится не в лучшем состоянии, однако радикалы уже заявили о готовности восстановить ее и в дальнейшем использовать в своих целях.
Летчики правительственных ВВС Афганистана смогли угнать из страны часть авиационной техники. Согласно опубликованным в Сети спутниковым снимкам, не менее десяти самолетов и вертолетов перелетели в аэропорт города Термез в Узбекистане. Предположительно, эта техника ранее базировалась на авиабазе афганской армии в Мазари-Шарифе. Большая часть техники, доставшаяся талибам* в качестве трофея, непригодна к использованию. Еще как минимум три вертолета Ми-8 из числа отремонтированных на Украине перебазировались из Кабула в район Панджшерского ущелья, где концентрируются силы антиталибского сопротивления.
«Талибан»** предлагает летчикам и авиатехникам, влившимся в ряды группировки, большие деньги. Больше, чем ранее платило правительство в Кабуле. Несколько летчиков из числа личного состава авиабазы «Кундуз» присоединились к радикалам 11 августа 2021 года, и возможно, что в ближайшем будущем в небеса Афганистана вновь поднимутся собственные ВВС талибов*.
---
* Боевики террористической организации, запрещенной в РФ.
** Террористическая организация, запрещенная в РФ.