Белый генерал

Белый генерал

Генерала Скобелева боялись враги и почитал народ
Русские солдаты у стен Геок-Тепе. Картина Василия Верещагина.
© Василий Верещагин
Генерала Скобелева боялись враги и почитал народ
' + '' + ' ' + ''+ ' Русские солдаты у стен Геок-Тепе. Картина Василия Верещагина.
29 сентября 2021, 10:27
Реклама

29 сентября 1843 года (по н.с.) родился легендарный русский полководец Михаил Дмитриевич Скобелев. Его жизненный путь стал ярким примером беззаветной любви и бескорыстного служения России. Он был для солдат и офицеров эталоном храбрости, обладая при этом блестящими познаниями в военном деле. Одержанные им победы вызывали у современников восторг и изумление. Его, единственного из русских генералов, назвали после смерти «героем, Суворову равным». Обо всем этом — статья «Армейского стандарта».

Волей обстоятельств

Родился М.Д.Скобелев в Санкт-Петербурге, в Петропавловской крепости, комендантом которой был тогда его дед. Отец будущего героя участвовал в Крымской войне и дослужился до звания генерала. Кажется даже удивительным, что сам Михаил в такой военной семье изначально не собирался становиться военным…

Дмитрий Михалович Скобелев, отец Михаила Дмитриевича. Портрет Валерия Ефимова.
© Валерий Ефимов
Дмитрий Михалович Скобелев, отец Михаила Дмитриевича. Портрет Валерия Ефимова.

Как и подавляющее большинство дворянских детей, начальное образование он получил дома. Гувернером маленькому Мише наняли немца. Возможно, из-за того, что отношения с этим первым учителем у мальчика не сложились, Скобелев недолюбливал немцев и в зрелые годы.

Зато с французом Д.Жирарде, в парижский пансион которого юноша был отправлен для продолжения обучения, Скобелев подружился на всю жизнь. Жирарде даже последовал за учеником в Россию и стал домашним учителем его семьи. Французским языком Скобелев владел не хуже русского. А всего он говорил на восьми(!) языках.

По достижении семнадцатилетнего возраста будущий великий полководец поступил на математический факультет Санкт-Петербургского университета. Через год университет был на время закрыт из-за студенческих волнений, и по настоянию отца Михаил подал прошение о зачислении его в гвардию. Он был принят юнкером в лейб-гвардии Кавалергардский полк.

Так, волей обстоятельств, Скобелев ступил на военную стезю, и Россия почти случайно обрела одного из ярчайших полководцев в своей истории.

Юнкер М.Д.Скобелев.
© wikipedia.org
Юнкер М.Д.Скобелев.

Лихой кавалерист

Весной 1863 года Михаил Дмитриевичу было присвоено первое офицерское звание корнет. Тем временем в Польше, большая часть которой входила в те годы в состав Российской империи, началось антирусское восстание. В марте 1864 года Скобелев добился перевода в действующую против мятежников армию. Но еще до того, он в качестве добровольца провел в ее составе свой очередной отпуск!

Польская кампания раскрыла военный талант Скобелева и позволила ему не раз проявить личную храбрость. Однополчанам он тогда запомнился «истым джентльменом и лихим кавалерийским офицером». За храбрость в одном из сражений будущий генерал получил первую свою боевую награду — орден Святой Анны IV степени.

Скобелев Михаил Дмитриевич (в чине корнета).
© wikipedia.org
Скобелев Михаил Дмитриевич (в чине корнета).

Но гораздо более примечателен другой факт. Следующий отпуск Скобелев опять потратил не на отдых, а на расширение своего профессионального кругозора! Он в качестве наблюдателя принял участие в датско-немецкой войне 1864 года. В том же году ему было присвоено звание поручика.

Тяга к знаниям и стремление к глубокому постижению тонкостей военной науки привели Скобелева в академию Генерального штаба. Экзамены туда он блестяще сдал в 1866 году. Но в ходе обучения лихой гусар отнюдь не пренебрегал холостяцкими пирушками. Это едва не привело к отчислению из академии. Благо, профессор Генрих Антонович Леер разглядел в слушателе недюжинный талант и взял над Скобелевым шефство. По его же ходатайству поручика после выпуска в 1868 году зачислили в штат офицеров Генерального штаба.

Поручик М.Д.Скобелев.
© wikipedia.org
Поручик М.Д.Скобелев.

В Средней Азии

Позже, по представлению командующего войсками Туркестанского округа генерала К.П. фон Кауфмана, Скобелев получил назначение в его штаб с присвоением звания штаб-ротмистра. Штабная должность не мешала, однако, молодому офицеру участвовать в рискованных предприятиях. При этом он не раз проявил военный талант и личное мужество.

После недолгой командировки в Кавказскую армию Скобелев возглавил кавалерию Красноводского отряда. Его разведывательный рейд по пустыне для определения дороги на Хиву в сопровождении только лишь трех казаков и трех туркменов был проведен блестяще.

В 1872 году Скобелев был возвращен в Генеральный штаб в звании капитана, а уже через три месяца стал подполковником и получил в командование батальон Ставропольского полка. Весной следующего года он вернулся в Азию.

Начинался знаменитый Хивинский поход. М.Д.Скобелев принял в нем участие под началом командира Мангышлакского отряда полковника Н.П.Ломакина. Обеспечивая путем разведывательных рейдов безопасное движение отряда, он грамотно командовал авангардом и поддерживал в вверенных ему подразделениях высокий боевой дух и идеальный порядок.

Личная храбрость Скобелева особенно ярко проявилась, когда он с отрядом всего в десять всадников без колебаний бросился в атаку на караван противника, охранявшийся намного превосходящими силами. Он одержал победу, но получил в том бою семь ран, так что на две недели выбыл из строя.

При штурме Хивы Скобелев с двумя ротами первым ворвался в крепость, овладел участком стены с воротами, и удержал их, несмотря на яростные контратаки противника. По окончании Хивинской кампании был награжден орденом Святого Георгия IV степени.

Получив долгосрочный отпуск, Михаил Дмитриевич отправился отдыхать на средиземноморское побережье Франции. Уже там он узнал о начавшейся в Испании гражданской войне. Скобелев сразу же прервал отдых и отправился к театру военных действий. Разве мог он упустить шанс самолично лицезреть несколько сражений между европейскими армиями?!

Вернувшись с «отдыха», Скобелев вскоре получил звание полковника. Через год, в 1875-м, он вернулся в Туркестан и принял самое деятельное участие в войне с Кокандским ханством. При взятии генералом Кауфманом города Махрам полковник Скобелев во главе восьми сотен русских всадников смело атаковал многотысячные полчища врага и нанес им полное поражение. Под началом генерала В.Н.Троцкого он отличился при штурме Андижана.

В октябре Скобелеву присвоили звание генерал-майора. Не по выслуге лет, а за боевые заслуги. Через две недели Скобелева наградили золотой саблей с надписью «За храбрость».

Генерал М.Д.Скобелев с офицерами.
© wikipedia.org
Генерал М.Д.Скобелев с офицерами.

Молодой генерал быстро оправдал столь высокие знаки отличия. Имея в подчинении всего 2800 русских солдат, Скобелев разгромил сначала 20-тысячное войско кокандцев, а затем и 37-тысячную их армию.

В феврале 1876 года Кокандское ханство было полностью покорено и вскоре преобразовано в Ферганскую область Российской империи. Губернатором области император назначил Скобелева. И не зря. На этом посту генерал проявил себя отличным администратором. Среди прочих благих дел, он основал город Фергану, а у местного населения пользовался авторитетом за свою суровую справедливость и неподкупность.

Именно тогда Михаила Дмитриевича стали величать Белым генералом. Не потому только, что в жарком среднеазиатском климате предпочитал носить белый мундир и любил ездить на коне белой масти. Белым называли его еще и за честность. Но там, где есть белое, всегда найдется и нечто «черное» от недоброжелателей.

Скобелев терпеть не мог казнокрадства и казнокрадов. Тем самым он нажил себе множество врагов, привыкших наживаться за государственный счет. На него стали строчить донос за доносом, нередко обвиняя именно в том, в чем были грешны сами кляузники. К сожалению, это возымело действие. В марте 1877 года «белого генерала» отстранили от должности губернатора.

На Балканах

Посрамить никчемных и нечистых на руку бумагомарак Скобелеву удалось в ходе Русско-турецкой войны 1877–1878 годов. Чтобы на нее попасть, молодой генерал прибег к «родственным связям» — добился назначения начальником штаба Кавказской казачьей дивизии, которой командовал его отец, генерал-лейтенант Дмитрий Михайлович Скобелев.

Но вовсе не штабная работа влекла Скобелева-младшего. Уже в первый день войны он с передовым отрядом занял железнодорожный мост через реку Серет, обеспечив тем самым беспрепятственную переправу русской армии. А через три дня он активно способствовал форсированию Дуная войсками под началом М.И.Драгомирова. Во главе четырех пехотных рот Скобелев нанес туркам своевременный удар во фланг, чем принудил их к отступлению.

М.Д.Скобелев в бою. Картина Николая Дмитриев-Оренбургского.
© Дмитриев-Оренбургский Н.
М.Д.Скобелев в бою. Картина Николая Дмитриев-Оренбургского.

Потом была трудная осада Плевны. Во время третьего штурма Скобелев командовал левым флангом и единственный добился успеха, заняв два турецких редута. Для развития наступления нужны были подкрепления, но Скобелев их так и не получил. Видя, что остальные войска русских и румын бездействуют, Осман-паша сосредоточил против выдвинувшегося вперед левого фланга союзников две трети своих сил.

Несмотря на убийственный огонь с обоих флангов, батальоны Скобелева отразили четыре атаки врага. Только окончательно поняв, что поддержки он не получит, Скобелев, соблюдая полный порядок, отступил. В ходе всей осады он демонстрировал отчаянную храбрость и презрение к вражескому огню. Солдаты всерьез шептались о том, что Белый генерал «заговоренный».

После взятия Плевны Скобелев во главе 16-й пехотной дивизии поступил в распоряжение генерала Ф.Ф.Радецкого. В составе его армии одержал победу над турками при Шипке и Шейново, причем лично принимал капитуляцию Вессель-паши.

Заслуги Скобелева в войне были столь велики, что болгары до сих пор считают Белого генерала своим национальным героем. Император Александр II наградил Скобелева орденом Святого Станислава I степени с мечами и золотой шпагой с бриллиантами и с надписью «За переход через Балканы». Имя Скобелева после победы над турками стало известным всей России.

Памятник генералу Скобелеву в Москве.
© instagram
Памятник генералу Скобелеву в Москве.

Геок-Тепе

В 1880 году Скобелеву было поручено возглавить военные действия против туркменов-текинцев. Они населяли Ахалтекинский оазис, служивший базой для их разбойничьих набегов на русские владения в Средней Азии. Узнав о приближении русских, текинцы сосредоточили все свои силы в крепости Геок-Тепе, решив защищать ее до последней возможности.

План военной экспедиции был разработан самим Скобелевым и образцово воплощен им в жизнь. Переход по безводной пустыне требовал тщательной подготовки. В качестве вьючных животных использовались только верблюды из расчета по одному на каждого солдата. Всего отряд Скобелева насчитывал около 7000 человек. Припасы для них заготавливались так, чтобы их хватило на весь период военных действий.

Противник собрал в Геок-Тепе не менее 25 тыс. бойцов. Одних только конных текинцев было 10 тыс. Тем не менее крепость взяли штурмом! Среди особо отличившихся в этой кампании был полковник А.Н.Куропаткин, впоследствии получивший известность как хороший военный министр и... плохой полководец. В Русско-японской войне 1904–1905 годов он проявил себя не с лучшей стороны.

Интересно, что Скобелев, отдавая должное храбрости и способностям Куропаткина, предостерегал его от личного командования войсками. «Ты хорош только на вторых ролях», — доверительно говорил он подчиненному. Слова оказались пророческими…

«Герой, Суворову равный»

Михаил Дмитриевич Скобелев мечтал погибнуть на поле боя. Такую смерть считал он самой достойной для военного человека. Но жизнь распорядилась иначе. Умер он в Москве, в гостинице «Англия». После званого дружеского обеда в ресторане генерал отправился в роскошный номер известной всей Москве дорогой австрийской куртизанки. Поздней ночью она перепуганная прибежала к дворнику и сообщила ему, что у нее в номере скоропостижно скончался какой-то офицер. Это был Скобелев.

Памятник генералу Скобелеву в Плевне.
© oms.ru
Памятник генералу Скобелеву в Плевне.

Смерть Белого генерала до сих пор овеяна ореолом тайны. Ходили, среди прочих, слухи, что его отравили тайные полицейские агенты по приказу императора Александра III, которого генерал якобы хотел арестовать и заставить подписать конституцию. Абсурдность такого предположения совершенно очевидна, если учесть, что Скобелев — храбрец на поле боя, в частной жизни, подобно Суворову, робел перед высокопоставленными особами.

Не выдерживает серьезной критики и версия о самоубийстве. Наиболее же вероятной представляется высказывавшаяся многими мысль о том, что герой был отравлен германскими агентами. Во всяком случае, в немецкой прессе известие о гибели Скобелева, немало сделавшего для заключения франко-русского союза, было встречено с нескрываемой радостью.

Как бы то ни было и что бы по этому поводу не писали, но 7 июля 1882 года Россия лишилась своего талантливейшего на тот момент полководца. А ведь ему не исполнилось и 39 лет!

Скобелев вполне мог дожить до начала Русско-японской войны, и армию в таком случае возглавил бы яркий последователь суворовского подхода к ведению боевых действий, а не Куропаткин с его пресловутым лозунгом «терпение, терпение и еще раз терпение».

Масштаб потери наиболее полно отразила надпись на венке, возложенном к гробу Михаила Дмитриевича от Академии Генерального штаба: «Герою Скобелеву, Суворову равному».

Реклама
Реклама