Точная доставка гарантирована
Когда речь заходит о высокоточном оружии, то обычно говорят о корректируемых авиационных бомбах и ракетах различного базирования. Однако сегодня такое оружие имеется и в артиллерийских частях Сухопутных и Воздушно-десантных войск. Более того, высокоточные снаряды «Краснополь» уже успели зарекомендовать себя в боевой обстановке и представляют серьезную угрозу для противника.
От Афганистана до Сирии
Несмотря на то что артиллерия постоянно оснащается новыми артиллерийскими комплексами, повышающими эффективность их использования в современном бою, во всех армиях мира есть и «хронические» нерешенные проблемы. Что имеется в виду? По-прежнему для решения различных профильных задач приходится привлекать большое количество орудий, значителен расход боеприпасов, которые опять же нужно своевременно доставлять на позиции. Да и время ведения огня желательно максимально сократить: контрбатарейную борьбу никто не отменял.
Выход? Он очевиден: повысить точность стрельбы. Тут тебе и время сокращается, и расход боеприпасов оптимизируется. Наряду с наращиванием боевых возможностей самих артиллерийских систем эффективность огня резко возрастает при использовании высокоточных снарядов. Их разработкой занялись еще в 1970-е годы в Тульском конструкторском бюро приборостроения.
Боеприпас, названный «Краснополь», имеет реактивный двигатель и полуактивную головку самонаведения. Последнюю разработали на Ленинградском оптико-механическом объединении (ЛОМО), а бортовую начинку — в НИИ физических проблем. Особое место занимает лазерный целеуказатель-дальномер, позволяющий добиваться той самой высокой точности. Само же производство с 1986 года наладили на Ижевском оружейном заводе.
Боевое испытание «Краснополь» прошел в Афганистане. Результаты порадовали: советские артиллеристы доставали моджахедов в труднодоступных районах и укрытиях, куда даже минометами было не дотянуться.
В 1990-е годы тульские конструкторы провели модернизацию с учетом современных требований — в частности, появился моноблок, что упростило заряжание. Проверять на практике заложенные новации опять довелось не только на полигонах, но и во время антитеррористической операции на Северном Кавказе.
Проданный в Эфиопию боеприпас произвел настоящий фурор, когда в ходе боевых действий расчет за пять минут подбил снарядами «Краснополь» три танка. Сопротивление противника было сразу сломлено: потери есть, а кто это сделал — непонятно…
Наконец, в январе 2018 года «Краснополь» был использован в борьбе с террористами в Сирийской Арабской Республике. Эффект превзошел ожидания.
Если изначально снаряд «Краснополь» предназначался для буксируемой гаубицы Д-20, то сейчас спектр артиллерийских систем расширился: 2С3М «Акация», 2С19 «Мста-С» и 2А65 «Мста-Б». С учетом подходящего калибра сгодится он и для перспективной САУ «Коалиция-СВ».
Сверху дальше
Итак, в чем основные отличия «Краснополя» от привычных артиллерийских боеприпасов? За счет чего достигается точность, которая в 1980-е годы составляла порядка 0,8, а сейчас и вовсе 0,95-0,99? Иными словами, попадание фактически гарантировано: из сотни снарядов только один, максимум пять — не в «десятку». И никакой привычной пристрелки не требуется!
В комплекте с осколочно-фугасным управляемым снарядом идет лазерный целеуказатель-дальномер. Наблюдатель-наводчик наводит «Краснополь» на цель по лазерному лучу. При этом сигнал поступает на снаряд в момент завершения полета (весь полет — от 5 до 15 секунд), и тогда головка самонаведения корректирует траекторию и обеспечивает попадание в цель. На преодоление расстояния в 20 километров у высокоточного снаряда уходит порядка одной минуты.
Сегодня на смену довольно громоздкому переносному комплексу средств автоматизированного управления огнем «Малахит», который с тепловизором весил аж 42 килограмма и к которому требовался расчет из трех человек, приходят беспилотники.
И дело, конечно же, не столько в весе оборудования, сколько в возросшей дальности наведения. Наземный комплекс позволял «подсвечивать» танк на удалении 5-7 километров днем и порядка четырех километров — ночью, цели покрупнее — до 15 км. А теперь наведение — на предельной дальности стрельбы. Это 20–25 километров.
Так, в августе этого года на прошедшем в Кемеровской области учении общевойсковой армии Центрального военного округа для корректировки огня из самоходки «Мста-С» и контроля поражения целей с воздуха использовались беспилотники «Орлан-10».
Наводчик при этом может «подсвечивать» одновременно три цели. Кстати, в данном случае он куда менее подвержен опасности: не нужно выдвигаться непосредственно на передний край, чтобы подсвечивать лазером выбранную цель.
«Краснополь» применяется для поражения как неподвижных объектов (огневые позиции, пункты управления, склады), так и движущихся наблюдаемых отдельных бронированных целей (танков, БМП, БТР, противотанковых ракетных комплексов).
При этом снаряд поражает бронетехнику, движущуюся со скоростью до 36 километров в час. Конечно, движущийся объект уничтожить сложнее, но, как правило, показатель точности все равно не ниже 0,7.
Масса взрывчатого вещества составляет 6,5 кг при общей массе снаряда в 51 кг.
С учетом широкого распространения в армиях многих стран артиллерийских систем калибра 155 мм был разработан управляемый снаряд «Краснополь-М2». Он может использоваться в целом ряде артсистем: М109А1-6 (США), TRF1 (Франция), FH77 (Швеция) и др.
Есть ли аналоги за рубежом, в частности, в США? Американцы — первопроходцы: свой высокоточный снаряд «Копперхед» (Copperhead) они создали на четыре года раньше, чем Советский Союз, — в 1982 году. Но, несмотря на развернутое мощное производство — выпущено около 23 тысяч штук, — он не оправдал ожиданий.
Появившийся позже 155-мм управляемый снаряд «Экскалибур» имеет большую дальность стрельбы (до 55 км). Он наводится по спутниковой навигационной системе (GPS). Без головки самонаведения у него большое рассеивание, слабая помехоустойчивость и очень низкие показатели поражения движущихся целей.
Сейчас конструкторы движутся в направлении коллег: американцы задумались о лазерном наведении, наши — о спутниковом. В любом случае все прежние наработки тоже будут востребованы.
«Китолов» в помощь!
Высокие боевые возможности «Краснополя» поставили перед разработчиками задачу по созданию снарядов меньшего калибра для артиллерийских систем полкового звена. Результат не заставил себя ждать: Тульское КБ приборостроения представило управляемый снаряд «Китолов-2» для орудий калибра 120 мм. Главным образом — для различных модификаций артсистемы «Нона».
Весной 2013 года боеприпас впервые применили на Лужском полигоне артиллеристы ВДВ, и первый блин не вышел комом: все цели были успешно уничтожены. Не исключено, что «Китолов-2» пополнит боекомплект проходящего госиспытания новейшего самоходного артиллерийского орудия «Магнолия», предназначенного для использования в арктических условиях.
Более мощный осколочно-фугасный снаряд КМ-3 «Китолов-2М» предназначен для 122-мм орудий (САУ 2С1 «Гвоздика») и немногим уступает старшему брату — «Краснополю». Его максимальная дальность стрельбы составляет 13,5 км. Из 28-килограммового веса на боевую часть приходится 12,25 кг, в том числе 5,3 кг взрывчатого вещества. Вероятность поражения целей — не менее 0,8.
В целом комплексы управляемого артиллерийского вооружения значительно повышают эффективность выполнения боевых задач. Так, в 2-3 раза уменьшается количество привлекаемых орудий; не менее чем в 50 раз (а то и больше!) снижается расход снарядов. В частности, если по нормам на уничтожение взводного опорного пункта противника требуется до 800 снарядов, то высокоточных «Краснополей» — всего 10–12. Или другой пример. Для подавления батареи американских самоходных установок М109 необходимо порядка 900 осколочно-фугасных снарядов, а «Краснополей» — всего 9. Как говорится, почувствуйте разницу. Это уже не привычная стрельба по площадям!
Если же говорить о чисто экономической составляющей, то и стоимость решения боевой задачи в 5–10 раз дешевле.
Нет сомнений в том, что дальнейшие разработки по совершенствованию комплексов управляемого артиллерийского вооружения будут продолжены. Для этого есть объективные предпосылки: развивается аппаратура для повышения точности наведения (в том числе автономные головки самонаведения) и спутниковая навигация, появляются все более эффективные беспилотники, новая техника приходит на пункты разведки и управления огнем. Опять же спрос есть и за рубежом: за такую продукцию и денег не жалко, поэтому перспективы имеет и экспортное направление.