Алжир сегодня — это одна из самых развитых стран Африки, обладающая современной экономикой, инфраструктурой и вооруженными силами, обеспеченными передовой военной техникой. Однако еще в середине прошлого века эта страна была колонией Франции. История независимости Алжира тесно связана с историей его армии. За годы войны разрозненные отряды алжирских партизан превратились в региональную силу, сумевшую нанести колонизаторам серию поражений. Не последнюю роль в борьбе Алжира за независимость сыграл Советский Союз, направивший в страну военных специалистов и технику. Память о борьбе за независимость хранит Музей армии Алжира, который посетил нештатный корреспондент «Армейского стандарта».
Фронт национального освобождения
Алжирцы говорят про свою родину: наша земля — это земля воинов. И это утверждение отнюдь не бравада. С античных времен уроженцы этого края сражались с самыми серьезными врагами: римлянами, карфагенянами, финикийцами и другими народами, приходившими на их землю. Они подчинились только арабо-мусульманскому войску, войдя в состав Халифата. С тех пор население Алжира — это потомки арабских завоевателей и местных народностей.
В XVII–XVIII веках алжирцы стали самыми известными пиратами на всем Средиземном море. Из этих земель вышли известные османские флотоводцы. В том числе Хуссейн-паша, возглавлявший турецкую эскадру в битве с российским флотом при мысе Тендра. И хотя в том бою удача отвернулась от адмирала, за свою храбрость он получил у врагов прозвище Крокодил морских сражений. По слухам, на борту своего флагманского корабля Хуссейн-паша держал ручного тигра, пойманного им в алжирской пустыне.
Однако пиратская республика раздражала мировые державы. И только их постоянные споры между собою до поры не давали им заняться Алжиром вплотную. В 1830 году началась французская экспансия на африканский континент. Попытки местных племенных ополчений и шейхов, лояльных турецкому султану, предсказуемо не смогли остановить одну из сильнейших армий мира. К 1847 году под контроль французов перешли почти все алжирское побережье и территория на 30–40 км в глубину континента.
Местное население до конца не подчинилось захватчикам. Долгие годы на территории колонии вспыхивали восстания, которые подавлялись французскими властями с большой жестокостью. Даже в ХХ веке, после Первой мировой войны, жители Алжира не получили статуса граждан Французской республики, а считались только подданными.
Единственным способом для местных жителей получить некие гражданские права и образование было вступление во французские колониальные части, известные как «зуавы» (от алжирского слова, означающего «солдат, вооруженный винтовкой»).
Но именно в колониальных частях зародилось движение за освобождение Алжира от оккупации. Молодые офицеры объединялись в тайные общества, изучали тактику оккупантов изнутри. Первый очаг восстания вспыхнул в 1940-е годы. Пока Франция была втянута в события Второй мировой войны, в Алжире начались демонстрации в поддержку независимости страны. В результате, когда в мае 1945 года весь мир праздновал падение нацизма, Алжир оплакивал павших: 8 мая начались масштабные репрессии, аресты и расстрелы мирных демонстраций.
Утром 8 мая 1945 года жители города Сетиф вышли на демонстрацию против французских колониальных властей. Накануне полицией был застрелен местный активист, поднявший в городе алжирский национальный флаг. Демонстрация переросла в столкновения с полицией и массовые беспорядки.
В ответ на народные выступления французские войска по всей стране начали карательные операции с применением бронетехники и авиации. Точное количество погибших до сих пор неизвестно. По различным оценкам погибло от десяти до 45 тысяч человек.
Однако начав репрессии, французы сами создали Народный фронт освобождения Алжира — организацию, которая положила конец их владычеству в Северной Африке.
Макам-аль-Шахид
Главная достопримечательность столицы страны Алжира — величественный монумент памяти бойцов, павших за независимость. По-арабски он называется «Макам-аль-Шахид». Памятник установлен так, чтобы его было видно из любого района города. У основания монумента — вечный огонь, который горит над могилами погибших алжирцев.
В непосредственной близости от памятника расположен Музей армии Алжира, который в деталях повествует об этапах народно-освободительной борьбы. Отдельная экспозиция посвящена репрессиям против местного населения. Части Иностранного легиона и французской жандармерии, усмиряя беспорядки, «зачищали» целые селения, охотно фотографируясь с убитыми людьми и их отрубленными конечностями. В качестве оружия казни колониальные власти использовали гильотину, на ней были казнены сотни человек, в том числе и женщины.
Для снабжения сражающихся отрядов Фронта национального освобождения Алжира была создана сложнейшая система поставок оружия. Караваны верблюдов, груженные пулеметами и боеприпасами, шли через пустыню Сахара с территории Ливии. В пустынных районах страны были созданы полевые аэродромы, на которые садились транспортные самолеты из Марокко и Мавритании. Одна из диорам, выставленных в Музее армии Алжира, детально изображает маршруты снабжения повстанцев, с обозначением их перевалочных баз и тайных укрытий, где конвои техники и животных пережидали налеты авиации.
Французские власти были вынуждены постоянно направлять в Алжир все новые части, блокируя отдельные участки границы. Однако эти усилия полностью провалились.
За годы конфликта в Алжире установилась система двоевластия. Днем существовала власть колониального правительства, а с наступлением ночи начиналась власть повстанцев. Французские власти контролировали самые населенные районы страны, вдоль побережья Средиземного моря. Однако в этом была и их слабость. Удаленные оазисы и поселки оставались убежищем для отрядов повстанцев, а карательные рейды только подстегивали антиколониальные настроения и усиливали сопротивление местного населения.
За эти годы Фронт освобождения выработал тактику партизанских действий. Бойцы устраивали засады на горных дорогах, атаковали, а потом укрывались в пустыне.
Среди экспонатов Музея армии Алжира огромное количество стрелковых пулеметов. Их закрепляли на верблюдах, ослах, знаменитых алжирских скакунах. Эти средства передвижения зачастую оказывались более удобными и безотказными, чем автотранспорт и бронетехника. В городах партизаны часто одевались в закрытые женские одежды, что позволяло им скрытно приближаться к французским солдатам и жандармам на расстояние выстрела.
На тягловой скотине перебрасывались зенитные установки, горные орудия и минометы различных систем. Стрелковое оружие повстанцев отличалось потрясающим разнообразием. От MP-40 и штурмгеверов немецкого производства (их использовала армия коллаборационистского правительства Виши) до английских пулеметов системы Льюиса и советских ППШ. Последние были поставлены в Алжир в рамках программы поддержки Национально-освободительного движения.
Во второй половине 1950-х годов советское правительство приняло решение поддержать Национально-освободительное движение в Алжире. Для этой цели были сформированы контингенты военных советников, обучавших алжирцев методам партизанской войны, изготовлению мин и многому другому. Отдельный стенд в экспозиции музея как раз посвящен помощи иностранных государств алжирскому народу.
Наряду с советскими инструкторами в Алжире действовали добровольцы из Китая, Египта и даже с Кубы.
В начале 1960-х годов французские власти начали осознавать бесперспективность продолжающейся войны. Постоянный конфликт обходился стране слишком дорого и к тому же плохо сказывался на имидже государства. Против 100 тысяч солдат у повстанцев армия Франции имела в Алжире более 500 тысяч бойцов армии, иностранного легиона, полиции и жандармерии. Однако даже с таким перевесом окончательной победы над силами сопротивления было не достичь.
Внутреннее и внешнее давление вынудили правительство де Голля начать вывод войск с алжирской территории, который завершился в 1964 году.
Сразу же после получения независимости Алжирская национальная народная армия начала получать военную технику и вооружение из СССР и стран восточного блока. Этой помощи посвящена еще одна часть экспозиции Музея армии Алжира: танки Т-34-85, истребители МиГ-19 и радиолокационные станции.
В ходе войны за независимость были установлены тесные дружественные отношения между Алжиром и СССР. В первую очередь, в военной сфере. И сегодня эта страна остается главным покупателем современного российского вооружения на африканском континенте, а также вторым (после Индии) — в мире.