Детище Петра Великого

Детище Петра Великого

От галер к «Посейдонам»: 326 лет Российскому военно-морскому флоту
Чесменский бой (картина Виктора Семернёва).
© Соцсети
От галер к «Посейдонам»: 326 лет Российскому военно-морскому флоту
' + '' + ' ' + ''+ ' Чесменский бой (картина Виктора Семернёва).
28 октября 2022, 09:56
Реклама

30 октября (н.с.) 1696 года Боярская дума приняла решение о том, что Россия должна иметь свой военно-морской флот. «Морским судам быть» — гласило постановление, утвердившее волю молодого царя Петра. С тех пор эта дата отмечается как официальный день рождения Российских военно-морских сил.

Прошло три с четвертью века. За это время наш флот одержал немало блестящих побед, терпел иногда горькие поражения, находился и на пике своей мощи, и в глубоком упадке. Но несмотря на взлеты и падения, он во все времена стоял на страже морских рубежей Родины. «Армейский стандарт» поздравляет военных моряков со знаменательной датой.

Истоки

Увлечение Петра I морем началось еще до того, как он впервые его увидел. Английский ботик, найденный в дедовском сарае, поразил юного царевича тем, что мог идти не только по ветру, но и против него. Создав на Плещеевом озере «потешную флотилию» из судов разных типов, Петр освоил основные навыки кораблевождения и ведения боевых действий на воде.

«Дедушка русского флота» (картина Григория Мясоедова).
© wikipedia.org
«Дедушка русского флота» (картина Григория Мясоедова).

Неудачная первая осада Азова показала, что взять приморскую крепость без содействия флота крайне затруднительно. Ко второму Азовскому походу у Петра имелась уже целая эскадра из трех фрегатов, двух галеасов и двадцати двух галер, не считая нескольких сотен мелких судов. В конце июля 1696 года русская армия овладела турецкой крепостью, чем доказала правильность решения царя о строительстве флота.

Желая закрепить создание военно-морских сил государства юридически и по всем правилам, Петр вынес вопрос на рассмотрение Боярской думы. Разница результатов двух осад Азова наглядно продемонстрировала необходимость в боевых кораблях для успешного ведения военных действий в прибрежной полосе. Никаких возражений поэтому быть не могло.

30 октября (н.с.) 1696 года Дума постановила: «Морским судам быть». Хотя к тому моменту флот уже не только существовал, но и успел принять участие в войне, именно этот день считается официальной датой рождения Военно-морского флота России.

Славная эпоха паруса

К концу правления Петра Великого русский флот превзошел мощью флоты Швеции и Дании, став сильнейшим на Балтике. Но при преемниках первого нашего императора новых кораблей строилось мало, старые ветшали, гнили и редко выходили в море. Одержанные при Екатерине II блестящие победы балтийских эскадр в Средиземном море были достигнуты только благодаря личным качествам флотоводцев и безграничной храбрости русских моряков. Наиболее ярким примером решительности и отваги служит самая крупная в истории российского флота победа при Чесме (1770).

Петр Первый управляет парусным ботиком (картина Алексея Кившенко).
© wikipedia.org
Петр Первый управляет парусным ботиком (картина Алексея Кившенко).

В лучшую сторону ситуация изменилась с созданием Черноморского флота. Хотя поспешно спущенные на воду в Херсоне и Севастополе новые корабли уступали «легкостью хода» турецким, построенным на французских верфях из выдержанного сухого леса, по всем остальным качествам они были ничем не хуже. А так как черноморские эскадры возглавлял в ту пору величайший русский флотоводец Федор Ушаков, то некоторые недостатки кораблей не мешали добиваться грандиозных побед на море.

Новую жизнь в Балтийский флот вдохнул порой несправедливо ругаемый историками император Павел I. За короткое время его царствования детище Петра Великого не только возродилось, но и достигло невиданной прежде боевой мощи. А Черноморский флот, втрое уступая численностью кораблей Балтийскому, существенно дополнял Военно-морские силы России.

Благодаря более теплому климату черноморцы чаще находились в море и имели большую практику. Неслучайно поэтому именно на Черном море выросла целая плеяда талантливых русских адмиралов. Один из них, Павел Нахимов, завершил славной победой эпоху парусного флота, одержав викторию при Синопе (1853).

Пароходы, броненосцы и дредноуты

Использование пара в качестве движителя началось задолго до Крымской войны, но именно оно ясно показало, что парусные красавцы окончательно сдают свои позиции и должны уступить место коптящим и часто покрытым угольной пылью порождениям технического прогресса. Кроме того, в этой войне впервые были апробированы корабли, обшитые броней.

Россия в промышленном развитии заметно отставала от ведущих морских держав. Это создавало значительные трудности при переходе к паровой эпохе в строительстве флота. Тем не менее к концу XIX века русский броненосный флот по совокупному количеству кораблей на Балтике, Черном море и Дальнем Востоке оказался третьим в мире, уступая только английскому и французскому. Но, увы, номинальная численность еще не означала высокую боеспособность.

Главный калибр линкора «Императрица Екатерина Великая».
© wikipedia.org
Главный калибр линкора «Императрица Екатерина Великая».

Косность военного организма, бюрократизм, благодушие, казнокрадство, протекционизм и очковтирательство привели в конечном итоге к Цусимской катастрофе. Она в один миг лишила Российскую империю статуса великой морской державы, отбросив наш флот с третьего места в конец первого десятка. Вернуть былые позиции удалось только через полвека, уже в советскую эпоху.

И все же благодаря правильно сделанным выводам российский флот смог в годы Первой мировой войны восстановить репутацию. Был достигнут высокий уровень качества кораблей, на должной высоте оказалась выучка личного состава, значительно изменилась в лучшую сторону система продвижения талантливых офицеров по службе.

Многократно уступая силой флоту кайзеровской Германии, Балтийский флот обеспечил безопасность российских берегов. На Черном море после ввода в строй дредноутов типа «Императрица Мария» было достигнуто абсолютное доминирование над турецко-германскими силами. Октябрьская революция надолго затормозила процесс возрождения флота, но в то же время именно советская эпоха позволила впервые в истории сделать наш флот вторым по мощи в мире.

Ракетоносный, ядерный

После периода Гражданской войны и разрухи ставить амбициозные задачи по быстрому восстановлению военно-морских сил, хотя бы до уровня флота царской России, не представлялось возможным. А так как защищать морские границы надо было, то руководство страны решило в первую очередь прибегнуть к «оружию слабейшего». Таковыми в те годы являлись торпедные катера и малые подводные лодки.

Успехи сталинской индустриализации позволили в 30-е годы плотно заняться достройкой и модернизацией крейсеров и линкоров, доставшихся в наследство от прежнего режима, а также приступить к строительству подводных лодок большого водоизмещения, новых эсминцев и крейсеров.

До начала Великой Отечественной войны успели заложить даже новейшие линейные корабли типа «Советский Союз» и линейные крейсера типа «Кронштадт», но ввести их в состав флота так и не удалось.

После войны, показавшей главенствующую роль авиации на море, от строительства тяжелых артиллерийских кораблей разумно отказались, но и авианосцы попали в немилость к Никите Хрущеву, назвавшему их оружием агрессора. Упор сделали на строительство подводных ракетоносцев. Сама по себе стратегия была правильная, но пренебрегать надводным флотом тоже не следовало. В годы правления Леонида Брежнева пробел этот восполнили, и флот получил мощные надводные корабли, венцом развития которых стали тяжелые атомные ракетные крейсеры. Один из них, «Петр Великий», сегодня является флагманом Северного флота, ставшего в ядерную эпоху главным по значению флотом нашей страны.

Носитель суперторпед «Посейдон» атомная подводная лодка «Белгород».
© wikipedia.org
Носитель суперторпед «Посейдон» атомная подводная лодка «Белгород».

Уже на закате советской эры всерьёз взялись за строительство авианесущих кораблей. Первый полноценный авианосец, носящий сегодня имя «Адмирал Кузнецов», успел вступить в строй. Но дальше последовали перестройка и развал СССР, больно ударившие, в том числе, и по нашему Военно-морскому флоту.

Ассиметричные меры

Нынешний российский флот, конечно же, уступает по мощи советскому. Мы не располагаем сегодня таким количеством подводных лодок и надводных кораблей, которые позволяли Советскому Союзу не сильно уступать на море США и с большим отрывом опережать флоты всех других стран. Например, англичане и китайцы имеют в строю атомные авианосцы и современные эсминцы. У нас ничего подобного нет.

Но кричать «всё пропало» точно не стоит. Россия и сегодня является одной из двух держав, располагающих морскими силами ядерного сдерживания, несравнимыми по мощи с аналогичными силами прочих членов ядерного клуба. А кроме того, наша страна является пока единственной, имеющей на вооружении гиперзвуковые носители ядерных зарядов.

Ракеты морского базирования «Циркон» не имеют сегодня аналогов в мире. Кроме того, наш флот получил на вооружение «торпеды Судного дня». Это глубоководные беспилотные аппараты «Посейдон», способные нести заряд до 100 мегатонн в тротиловом эквиваленте. Подводная лодка «Белгород», носитель этих суперторпед, уже находится на боевом дежурстве.

Такими ассиметричными мерами Россия поддерживает баланс сил на море, а наш флот по-прежнему надежно защищает морские рубежи Отечества. Мы твердо верим в то, что никогда враг не сможет безнаказанно угрожать нашей Отчизне со стороны моря. Российский военно-морской флот, официально рожденный постановлением Боярской думы 326 лет назад, — надежная тому гарантия!

Реклама
Реклама