Казахстанский дебют ОДКБ

Казахстанский дебют ОДКБ

Этапы становления военно-политического союза
© odkb-csto.org
Этапы становления военно-политического союза
19 января 2022, 09:44
Реклама

На внеочередном онлайн-саммите Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), состоявшемся после ввода миротворческих сил организации в Казахстан, президент России Владимир Путин отметил, что «организация на деле показала свой потенциал, способность действовать быстро, решительно и эффективно». Высокая оценка. Особенно если учесть, что применение миротворческих сил ОДКБ в Казахстане стало фактически «боевым крещением» созданного в 1992 году военно-политического союза. А ведь еще не так давно некоторые эксперты уже были готовы поставить на нем крест.

Как только за все годы существования ОДКБ не называли эту организацию. Уничижительных наименований придумали массу. Чаще всего говорили, что ОДКБ — это «чемодан без ручки, который и нести неудобно, и выбросить жалко». Некоторые основания для таких оценок действительно были.

© kremlin.ru

Долгое время слишком широкий спектр задач, которые ставились перед ОДКБ, неоднозначная оценка угроз, различная трактовка союзниками политических процессов внутри стран-соседей — все это приводило к многочисленным и подчас абсолютно неразрешимым разногласиям в структурах ОДКБ. И потому путь, по которому шло становление этой организации, был очень непростым и извилистым.

Попытки объединения бывших советских республик на базе создания военно-политического альянса делались сразу же после распада СССР, одновременно с возникновением на постсоветском пространстве экономического Союза Независимых Государств (СНГ).

Начало создания ОДКБ было положено в мае 1992 года, когда в Ташкенте (Узбекистан) состоялось подписание так называемого «Ташкентского пакта» о коллективной безопасности (ДКБ). Он объединил Армению, Казахстан, Киргизию, Россию, Таджикистан и Узбекистан. Затем, в сентябре 1993 года, к Договору присоединились еще Азербайджан и Грузия, а в декабре 1993-го – Белоруссия.

К апрелю 1994-го Договор был ратифицирован всеми его членами и вступил в силу. Он был рассчитан на пять лет, с возможностью продления в дальнейшем на такой же срок. Но в 1999 году Азербайджан, Грузия и Узбекистан продлевать Договор отказались.

В том же году Узбекистан присоединился к региональной организации ГУАМ, созданной в 1997 году Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдавией. Эти страны уже тогда демонстративно старались отдалиться от влияния России.

© odkb-csto.org

В мае 2002 года на московской сессии ДКБ было принято решение о создании на базе этой структуры полноценной легитимной международной организации — ОДКБ. В октябре того же года в Кишиневе были приняты Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ. Они вступили в силу в сентябре 2003-го. Была закреплена возможность получения государствами-участниками союза военной помощи от соседей в случае внешней агрессии или при попытке организации внешними силами государственного переворота, свержения законной власти и противодействия террористическим структурам.

2 декабря 2004 года ОДКБ получила международную легитимизацию. Ей предоставили право наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН. Международное признание ОДКБ стало важной частью процесса строительства этой структуры. Благодаря этому сейчас, когда силы миротворцев ОДКБ введены в Казахстан, практически ни у кого в мире не было сколь-нибудь значимых аргументов для обвинения членов ОДКБ, и в первую очередь России, в том, что ее войска вводятся как оккупанты на территорию другого суверенного государства. Какие могут быть претензии, если все сделано в соответствии с международным законодательством?

Генеральный секретарь ОДКБ Станислав Зась направил соответствующие письма в адрес генерального секретаря Организации Объединенных Наций (ООН) Антониу Гутерриша, генерального секретаря Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) Хельге Шмид и генерального секретаря Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) Владимира Норова. Зась информировал их, что, руководствуясь статьями 2-й и 4-й Договора о коллективной безопасности, Совет ОДКБ принял решение о проведении силами и средствами Коллективных сил ОДКБ миротворческой операции на территории Казахстана. Основанием для такого решения послужило обращение президента страны Касым-Жомарта Токаева с просьбой ввести силы ОДКБ на территорию его страны ввиду угрозы ее национальной безопасности и суверенитету.

© mil.ru

Кроме легитимизации, точно так же важна была и подготовка специалистов для ОДКБ по общим программам. Начиная с 2005 года, в военных учебных заведениях Минобороны России началось на безвозмездной основе обучение военных кадров для структур этой организации. В этом проекте участвовали все страны ОДКБ, включая Узбекистан, который в 2006 году в Сочи снова подписал документ о восстановлении членства в ОДКБ.

В 2012 году Ташкент в очередной раз направил ноту с уведомлением о приостановлении своего членства в ОДКБ. По мнению экспертов, это было связано тем, что узбекские власти не одобряли стратегических планов ОДКБ в отношении Афганистана. Кроме того, в тот период президент Узбекистана Ислам Каримов стал выстраивать более близкие и дружественные отношения с Вашингтоном. С США и другими странами НАТО шли активные контакты по военной линии, как в двустороннем формате, так и в рамках программы НАТО «Партнерство ради мира».

Сложности в деятельности ОДКБ возникали не только в связи с Узбекистаном. Часто проблемы экономического взаимодействия стран сказывались и на их совместной оборонной политике. К примеру, в июне 2009-го в Москве на очередной сессии Совета коллективной безопасности государств ОДКБ, когда, наконец-то, должны были быть созданы Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР), демарш устроила Белоруссия, отказавшись от участия в московской сессии.

© odkb-csto.org

В тот момент между Москвой и Минском разгорелась так называемая «молочная война», связанная с ограничением поставок белорусской молочной продукции на российские рынки. Президент Белоруссии Лукашенко заявил, что Москва своими действиями подрывает основы экономической безопасности его страны, а потому подписание документов по каким-либо другим вопросам безопасности просто невозможно. В результате решение о создании КСОР, принятое на саммите остальными странами, стало нелегитимным.

Правда, уже в октябре того же года, когда торговые споры улеглись, Белоруссия все-таки присоединилась к соглашению остальных участников ОДКБ по созданию КСОР. Так же, как и к договоренности о создании Коллективных миротворческих сил ОДКБ. И вот теперь, вместе с воинским контингентом других стран ОДКБ, подразделения белорусских миротворцев были направлены в Казахстан. Бессменный белорусский лидер, выступая на внеочередном саммите Организации Договора о коллективной безопасности по ситуации в Казахстане, призвал все южные страны обратить особое внимание на то, что произошло в этой стране, сделав для себя правильные выводы.

Между тем, в 2010 году тот же Александр Лукашенко выступал с жесткой критикой действий ОДКБ в отношении Киргизии. В одном из приграничных районов этой страны жесточайшее противостояние узбекского и киргизского населения фактически привело к гражданской войне. Президент Киргизии Роза Отунбаева обратилась к президенту России Дмитрию Медведеву с просьбой ввести в страну части КСОР. Тогда был экстренно созван Комитет секретарей советов безопасности стран ОДКБ. Но он решил коллективные силы в Киргизию все-таки не посылать.

© mil.ru

Александр Лукашенко выступил с резкой критикой такого решения, обвинив руководство ОДКБ в отказе от исполнения своих обязанностей. Хотя ряд экспертов полагает, что на тот момент решение не посылать в Киргизию силы КСОР было правильным. Иное решение могло еще больше усугубить межнациональную рознь в стране, подлив масла в огонь конфликта.

С тех пор ОДКБ занималась в основном проведением различного рода учений, в основном антитеррористической направленности, а также в интересах совместной борьбы с наркотрафиком из Афганистана. Снова всерьез об ОДКБ как о возможной военной силе заговорили лишь после обострения обстановки в Афганистане — и особенно теперь, когда силы ОДКБ, в отличие от прошлых лет, показали себя реальной боевой единицей, способной коренным образом переломить ситуацию и обеспечить поддержание конституционного порядка в такой большой стране, как Казахстан.

В тревожные для Казахстана январские дни, как считает большинство экспертов, был сделан серьезный шаг для развития структур ОДКБ и превращения ее в дальнейшем из номинальной и чисто представительской военной организации в реальную международную военно-политическую силу, способную решать задачи обеспечения безопасности единого оборонного пространства для России и ее ближайших соседей.

Реклама
Реклама