«Ход конем» генерала Баданова

«Ход конем» генерала Баданова

Тацинский рейд 24-го танкового корпуса — уникальная операция в истории Великой Отечественной войны
Памятник 2-му гвардейскому танковому корпусу у станицы Тацинская.
© tacinskaya.ru
Тацинский рейд 24-го танкового корпуса — уникальная операция в истории Великой Отечественной войны
' + '' + ' ' + ''+ ' Памятник 2-му гвардейскому танковому корпусу у станицы Тацинская.
30 декабря 2022, 10:06
Реклама

Ровно 80 лет назад, в декабре 1942 года, это танковое соединение совершило невозможное: за полторы недели с боями преодолело 240 километров по занятой противником территории, захватило аэродром в станице Тацинской и уничтожило базировавшиеся там самолеты. Для сравнения: такого темпа наступления немецкие дивизии даже летом 1941-го не достигали. О чем речь? О танковом корпусе генерал-майора Василия Баданова, чью роль в успехе всей Сталинградской битвы трудно переоценить.

Наводчик «сорокапятки»

После того как в результате операции «Уран» 6-я армия вермахта генерала Фридриха Паулюса была окружена, немецкое командование предпринимало все возможные меры для прорыва кольца советских войск. Собранная для деблокирования группировка под командованием генерала Эриха фон Манштейна 12 декабря начала операцию «Зимняя гроза» («Винтергевиттер») и продвинулась на расстояние 48 километров до окруженных войск.

Сталинградский воздушный мост – места расположения аэродромов и направления полётов.
© pomnivoinu.ru
Сталинградский воздушный мост – места расположения аэродромов и направления полётов.

Гитлер приказал Паулюсу держаться и пообещал, что снабжение всем необходимым будет налажено по «воздушному мосту», базовым объектом которого стал крупный аэродром в станице Тацинской. С его бетонной взлетно-посадочной полосы регулярно взлетали тяжелые транспортные самолёты Ju-52 — «Юнкерсы», доставлявшие вооружение, боеприпасы, продовольствие. С учетом поставленных на ремонт там находилось порядка 300 транспортников.

Снабжение армии Паулюса с аэродрома в Тацинской.
© aviaforum.ru
Снабжение армии Паулюса с аэродрома в Тацинской.

Хотя до аэродрома было порядка 250 километров зимних дорог, советское командование приняло решение совершить рейд и уничтожить этот стратегически важный объект. Сложную задачу командующий Юго-Западным фронтом генерал-полковник Николай Ватутин поручил 24-му танковому корпусу генерал-майора Василия Баданова. В его распоряжении были три танковые бригады (всего 159 средних танков Т-34 и легких Т-70) и мотострелковая бригада, а также приданные дивизион реактивной артиллерии и зенитный артиллерийский полк. Если укомплектованность корпуса по танкам можно считать вполне удовлетворительной — около 90%, то личным составом — 70%, автотранспортом — только 50% от положенного по штату.

Неожиданность с юга

17 декабря части Юго-Западного фронта прорвали оборону 8-й итальянской армии и корпус Баданова пошел в прорыв. Хотя времени на подготовку рейда практически не было, но запас горючего изначально удалось довести до двух заправок на машину. Двойным был и боекомплект. Однако сразу же выяснилось, что тыловые подразделения не готовы к столь быстрому и глубокому проникновению во вражеский тыл, поэтому часто не успевали за танкистами и мотострелками.

Карта операции.
© Соцсети
Карта операции.

Еще один существенный минус: в то время как вражеская авиация то и дело наносила удары по соединению, наша участия в операции корпуса практически не принимала, обеспечивая боевые действия непосредственно под Сталинградом.

Тем не менее танкисты, несмотря на сильный мороз и доходивший до метра снежный покров, уверенно продвигались вперед. Часть сил противника уничтожали с ходу, оставшиеся в тылу небольшие немецкие и итальянские гарнизоны «подчищала» пехота. Крупные силы противника брали порой сразу двумя танковыми бригадами, как было в селе Маньково-Калитвенское, которое обороняла почти тысяча человек.

Генерал Василий Баданов.
© Музей-заповедник «Сталинградская битва»
Генерал Василий Баданов.

23 декабря подошли к станице Тацинской, оставив позади порядка 200 километров. Правее и левее 24-го корпуса в прорыв на свои стратегические важные объекты шли два других корпуса — 25-й танковый (должен был взять аэродром бомбардировщиков в Морозовске) и 1-й гвардейский механизированный, но они были остановлены превосходящими силами противника. Тот ожидал подобного исхода и в противостоянии с Бадановым.

Однако, узнав о его стремительном продвижении, немецкое командование тщательно подготовилось к обороне. Особенно с северного направления, как наиболее вероятного для атаки, и частично с востока и запада. Но Баданов сделал «ход конем»: обойдя Тацинскую с двух сторон, две его танковые бригады в 7.30 утра 24 декабря ударили с юга, где располагались лишь тыловые подразделения гитлеровцев.

В 9 утра на аэродром ворвались танкисты 130-й бригады. Бой был коротким. Около 50 самолетов танкисты расстреляли на взлете вместе с экипажами, остальные уничтожались на взлетно-посадочной полосе.

«Добро» от Ватутина

Манштейн, узнав о захвате Тацинской, бросил против Баданова свои резервы: аэродром никак нельзя было терять. Так, штаб корпуса, который прикрывали 9 танков, атаковали 15 немецких. Ещё 22 танка противника попытались уничтожить оперативную группу командования близ самой станицы. Но 130-я бригада справилась с этими двумя бронированными кулаками, не дав лишить корпус руководства.

Самолёты Ju-523m, Ju-87 и He-111PH, захваченные корпусом Баданова.
© wikipedia.org
Самолёты Ju-523m, Ju-87 и He-111PH, захваченные корпусом Баданова.

К 27 декабря в строю осталось 58 танков. Да и действия в отрыве от тылового обеспечения сказывались: обеспеченность горючим составляла, с учетом пополнения по ходу рейда, мизер от положенного, боеприпасы были на исходе. Пехота выходила из положения, ведя огонь из трофейных орудий.

Отчасти танкистов спас «небесный тихоход» У-2, доставивший в Тацинскую 450 снарядов. Примерно по 8 снарядов на машину — далеко до полного боекомплекта (у Т-34 полсотни 76-мм снарядов). С горючим — дизельного топлива у немцев не было — выручила изготовленная прямо на аэродроме экспериментальная «авиационная смесь» из бензина, керосина и масла, которая, как выяснилось, подошла и для Т-34.

В любом случае долго удерживать Тацинскую с ее теперь уже непригодным для использования аэродромом 24-й корпус был не в состоянии. Но и оставить станицу без приказа Баданов не имел права. Пришлось послать Ватутину радиограмму: танков почти не осталось, оборонять населенный пункт нечем…

В 11.30 28 декабря командующий фронтом дал «добро» на выход окруженного врагом корпуса. Прорыв удался, так как подразделениям корпуса удавалось застать врага врасплох, а также умело использовать местность: танки просачивались между немецкими позициями. Конечно, выйти удалось не всем, но ситуация выглядела отнюдь не так, как рапортовали Манштейну. Тому сначала доложили, что из окружения выбрались всего 12 танков, а позднее якобы и те были уничтожены.

Танкисты 24-го ТК на броне танка Т-34.
© wikipedia.org
Танкисты 24-го ТК на броне танка Т-34.

Реально же, что подтверждается документами, Баданов вывел к своим 43 танка, потеряв всего 25 человек убитыми и ранеными. Кроме того, 12 подбитых танков позднее были отремонтированы и вернулись в строй. Как и 23 танка, которые встали из-за поломок, но потом также влились в свои подразделения.

Первый кавалер

Каков общий итог Тацинского рейда? Он впечатляет: за десять дней 24-й танковый корпус в ходе боев уничтожил 84 вражеских танка, 106 орудий, свыше 11 тысяч офицеров и солдат и почти 5 тысяч взял в плен (их отправили в тыл и, как полагалось, передали органам НКВД).

Авиационная составляющая разнится в количестве. Немецкие источники, склонные преуменьшать потери, называют 72 уничтоженных самолета (это 10 процентов от всех транспортников люфтваффе). Маршал Советского Союза Георгий Жуков, который в тот период был представителем Ставки Верховного главнокомандования, в своих мемуарах пишет, что корпус Баданова «раздавил» 200 транспортных самолетов, готовых к взлету, а также «захватил эшелон с разобранными самолетами» (точнее, речь шла о полном комплекте запчастей для примерно 60 самолетов). Отдельно стоит отметить, что люфтваффе лишились более сотни опытных экипажей, подготовка которых занимала длительный период.

Генерал Василий Баданов.
© wikipedia.org
Генерал Василий Баданов.

Наконец, после уничтожения аэродрома в Тацинской немецкие транспортники вынуждены были базироваться на 100 с лишним километров западнее, что резко ухудшило систему снабжения армии Паулюса. Кроме того, на столь большое расстояние не могли летать истребители, поэтому Ju-52 лишились прикрытия от советских истребителей и несли большие потери.

…По итогам рейда полководческий талант Василия Баданова был оценен по достоинству: он стал первым кавалером учрежденного в июле 1942 года ордена Суворова. В Кремле ему вручили орден Суворова 2-й степени за №1. Верховный главнокомандующий Иосиф Сталин присвоил отличившемуся командиру корпуса звание генерал-лейтенанта, сам корпус был преобразован во 2-й гвардейский, ему присвоили почетное наименование — Тацинский.

Экспозиция в Тацинском историко-краеведческом музее.
© Александр Журавлев
Экспозиция в Тацинском историко-краеведческом музее.

Генерал-лейтенант Баданов через полгода после легендарного рейда принял командование 4-й танковой армией, с которой успешно воевал вплоть до тяжелого ранения в марте 1944 года в ходе Проскуровско-Черновицкой операции. После лечения продолжил службу: до увольнения в 1953 году он возглавлял военно-учебные заведения бронетанковых и механизированных войск Советской Армии.

Реклама
Реклама