Нашествие

Нашествие

Вторжение полчищ Батыя на русские земли стало одной из самых трагических страниц нашей истории
Штурм Рязани монголо-татарами.
© ryazankreml.ru
Вторжение полчищ Батыя на русские земли стало одной из самых трагических страниц нашей истории
' + '' + ' ' + ''+ ' Штурм Рязани монголо-татарами.
26 января 2022, 15:00
Реклама

В декабре 1237 года монголо-татарские полчища под предводительством внука Чингисхана Бату вторглись в северо-восточные русские земли. Это вторжение стало началом долгого периода зависимости Руси от потомков Темуджина и отбросило русскую цивилизацию на многие десятилетия назад. О том, как развивались события и почему нашествие степняков привело к «погибели земли русской», — статья «Армейского стандарта».

Тьмы и тьмы

Монголо-татарское нашествие на Русь — событие в историческом смысле очень заметное. О нем написано много. Но взгляды на этот счет порой совершенно разные. Не будем останавливаться на гротескных утверждениях о том, что собственно никакого нашествия и последовавшего за ним ига не было вообще. Оставим эту экстравагантную, но не имеющую отношения к исторической науке идею на совести авторов. Тем более что есть куда более авторитетные свидетельства и исторические труды.

Бату-хан Батый.
© wikipedia.org
Бату-хан Батый.

В средневековых летописях и книгах историков XVIII–XIX веков утверждалось, что войско Бату-хана (Батыя) состояло из сотен тысяч всадников. Это мнение господствовало до второй половины XX века.

Большинство русскоязычной читающей публики черпало свои познания о нашествии из знаменитой художественной трилогии Василия Яна, где численность напавших на Русь монголо-татар определяется в 400 тысяч бойцов. Н.М.Карамзин и некоторые другие историки писали о 300-тысячном войске. Но ряд ученых утверждают, что это совершенно нереальные для того времени значения. Даже численность в 200 тысяч можно считать завышенной.

Другая крайность — утверждение великого историка и этнографа Льва Гумилева о том, что у Батыя к моменту вторжения в Рязанскую землю было не более 30 тысяч воинов. Возможно, он отстаивал это число как раз-таки в пику прочно укрепившемуся в сознании читателей заблуждению о неисчислимых полчищах обрушившихся на русские княжества монголов.

Л.Н. Гумилёв.
© museum.ru
Л.Н. Гумилёв.

Ведь не мог же Лев Николаевич упустить в досконально известном ему «Повествовании об Угэдей-каане…» Рашид-ад-Дина эпизод о курултае, на котором были определены направления и цели походов.

Великий хан монголов Угэдей, продолжая завоевательную политику отца (Чингисхана), «назначил каждого из родственников в какую-нибудь страну, а сам лично намеревался направиться в Кипчакскую степь». Это его намерение ясно показывает: завоевание половецкой степи, Волжской Булгарии и Руси было в тот период главной целью монголов, достойной того, чтобы поход возглавил сам великий хан. Поэтому сложно согласиться с Гумилевым, утверждавшим, что это направление было для монголов лишь третьим по значимости.

Остаться дома Угэдея убедил один из племянников, заявивший при горячей поддержке всех остальных родственников, что гораздо правильнее будет «каану заняться удовольствиями и развлечениями, а не переносить тяготы и трудности походов». Ведь у хана есть все они, готовые «беспрекословно и самоотверженно» повести в бой тумены «несметного войска».

Великий хан Угэдей.
© wikipedia.org
Великий хан Угэдей.

Наиболее вероятным представляется, что из Монголии в Кипчакскую степь действительно направилось около 30 тысяч воинов. Но это был лишь костяк войска, а по пути этот костяк «оброс» еще десятками тысяч представителей покоренных степных племен.

Так какова же была численность орд Батыя к моменту вторжения в русскую землю? Существует версия, что у каждого принявшего участие в походе царевича был свой тумен. Царевичей было 11, следовательно, войско состояло из 110 тысяч всадников. Возможно, это близко к истине, хотя достоверного подтверждения тому, что каждый чингизид был «шефом» отдельного тумена, нет.

Разгромив и покорив волжских булгар, башкир, кипчаков, аланов, буртасов, эрзю и мокшу, царевичи устроили военный совет. Часть сил они направили против уже разбитых и деморализованных, но еще продолжавших оказывать сопротивление половцев (кипчаков), которых возглавлял хан Котян. После того как завоеватели выдавили их из Причерноморья, Котян привел на поселение в приютившую половцев Венгрию 40 тысяч соплеменников-мужчин.

Потому можно предположить, что против Котяна воевало не менее 20 тысяч монголо-татар, обеспечивавших южный фланг основного войска, вторгшегося по решению совета чингизидов в пределы Рязанского княжества. Наиболее же вероятная численность главной армии — 50–80 тысяч всадников. Так почему же летописцы говорят о невиданной доселе многочисленности напавших степняков?

Карта нашествия монголо-татар на русские земли.
© wikipedia.org
Карта нашествия монголо-татар на русские земли.

Во-первых, потому, что войско захватчиков действительно было по тем временам огромным. Русь давно уже не видела армий, в коих насчитывалось больше 20–30 тысяч воинов. Последний раз 50-тысячная рать собиралась за 65 лет до описываемых событий под знаменами князя Андрея Боголюбского. Людей, наблюдавших столь крупное скопление воинов, давно уже не было в живых.

Во-вторых, конное войско монголо-татар казалось в разы больше реальной своей численности из-за того, что каждый всадник имел не одну и даже не две, а три-четыре лошади. Гигантские табуны наверняка имели устрашающий вид.

Зимнее нашествие

Фактическим предводителем похода в Кипчакскую степь и на Русь был один из лучших полководцев во всей мировой истории Субэдей-багатур. Обладая огромным опытом ведения войны в самых разных условиях, постаревший в битвах вояка выбрал идеальное время для вторжения в русскую землю.

Наступила зима, реки покрылись льдом и слоем снега, что превратило их из препятствий в удобные для конницы дороги, которые вели к крупным городам. На Руси поселения традиционно строились на берегах рек, служивших в теплое время года водными путями для ладей торговцев и ратников.

Учел старый разбойник и то, что зимой русские князья, даже если бы захотели, не имели возможности быстро прийти на помощь друг другу. Ведь обычно именно водным путем передвигалась на ладьях пехота. Численность же всей русской конницы значительно уступала количеству всадников у Батыя.

Опыт регулярных стычек с половцами приучил русских ждать нападений степняков весной, летом, осенью, но только не зимой. Об этом Субэдей тоже прекрасно знал.

Субэдэй.
© wikipedia.org
Субэдэй.

Был и еще один удобный для захватчиков фактор: зимой гораздо сложнее укрыться в лесах, что делало сельское население легкой добычей татар, а их самих оберегало от внезапных ударов из чащоб.

«А зовут я татары»

В отличие от Субэдея, давно и тщательно выведывавшего все интересующие его сведения о противнике, наши князья о грозном враге практически ничего не ведали. Трагедия на Калке если и не была совершенно забыта, то уж точно не особо занимала умы враждовавших друг с другом многочисленных отпрысков Рюрикова дома. Страшное поражение отнесли к числу досадных недоразумений, случившихся из-за стечения злополучных обстоятельств.

Распри между князьями никогда не затихали полностью. Не было ни одного года, в который не велась бы какая-нибудь междоусобная война. Воевали за уделы, за города, за села, за деревушки, за клочки земли. Вовлекали в войны и распри половцев, разорявших в счет оплаты владения противников.

Никто из князей не озаботился тем, чтобы что-то узнать о дальнейших планах свирепых врагов, которые всего 15 лет назад отпировали на раздавленных досками телах их собратьев Рюриковичей.

В 1234 году (через 11 лет после Калки), когда тумены Бату уже начали завоевание башкирских земель, новгородский летописец писал: «Том же лете, по грехам нашим придоша языци незнаеми, их же добре никто не весть: кто суть, и откеле изыдоша, и что язык их, и которого племени суть, и что вера их; а зовут я татары».

Фрагмент «Слова о погибели русской земли».
© wikipedia.org
Фрагмент «Слова о погибели русской земли».

«Тогда все возьмете»

Перед вторжением монголо-татары отправили к рязанским князьям послов, решив дать им шанс покориться добровольно. В качестве дани послы потребовали отдать хану десятую часть всего имущества князей. Юрий Рязанский, его братья, сыновья и племянники уже знали о силе врага, но принятие такого предложения означало для них позорную зависимость от кочевников.

Рязанцы считались самыми воинственными и опытными в битвах бойцами. Их земля лежала на окраине Руси и была неким форпостом на пути грабительских набегов половцев, с которыми рязанцы сражались чаще и удачнее, чем ополчения северных русских княжеств.

Выслушав послов, рязанские князья отпустили их, велев передать хану свой бескомпромиссный, гордый и поистине пророческий ответ: «Когда из нас никого в живых не останется, тогда все возьмете».

Послы Батыя после этого продолжили путь в русские земли с тем, чтобы предложить такие же условия великому князю Владимиро-Суздальскому Юрию Всеволодовичу, а рязанцы стали собирать войско для решительной битвы с наглым и страшным врагом.

Степняки

В середине декабря 1237 года войско, насчитывавшее от 7 до 12 тысяч человек, выступило навстречу полчищам монголо-татар. Битва у верховьев реки Воронеж была неравной, но рязанцы не отступили. Почти все они полегли на поле брани, предпочтя смерть бесчестью.

После победы, стоившей войску Бату–Субэдея немалых жертв, завоеватели вошли в пределы Рязанского княжества. По пути к его столице они дочиста разграбили и сожгли три небольших городка. Подступив к Рязани, взяли ее в плотное кольцо и начали непрерывный штурм, продолжавшийся 5 дней.

Монголо-татарские всадники.
© imtw.ru
Монголо-татарские всадники.

Отряды монголо-татар сменяли друг друга, в то время как защитники города валились с ног от вынужденного недосыпания и усталости. На шестой день, 28 декабря (по новому стилю), начали разрушительную работу стенобитные и метательные орудия, собранные под руководством китайских инженеров захваченными в неволю крестьянами из близлежащих селений.

Врагам удалось поджечь деревянные стены и частично их разрушить. Сразу же в эти проломы устремились тысячи свирепых варваров. Насилуя и убивая ради забавы, они никого не оставили в живых, а сам город вместе со всеми окрестными монастырями превратили в кучи дымящегося пепла.

Столь быстрое взятие Рязани и жестокость победителей произвели гнетущее впечатление на наших предков. Они привыкли считать, что степняки могут взять крупный укрепленный город только путем длительной осады, после того, как жителей заставит сдаться голод. Оставшихся в живых половцы не убивали, а забирали в плен, с тем чтобы потом отпустить их за выкуп или продать в рабство.

В случае с монголо-татарами все оказалось совершенно по-другому. Кроме конницы у них были и самые настоящие инженерные войска, позволявшие быстро добиваться нужного результата. А кровожадность новых врагов, убивавших ради самого убийства, поражала даже видавших виды средневековых обывателей.

Дружина Коловрата

Разграбив рязанскую землю и оставив за собой лишь дымящиеся развалины, войско Бату–Субэдея направилось к Коломне. Почти на выходе из пределов княжества его арьергард был неожиданно атакован дружиной численностью в 1700 человек, возглавляемых боярином Евпатием Коловратом.

Во время нападения варваров на Рязань этот храбрец находился в Чернигове с Ингварем, одним из рязанских князей. Забрав его дружину и присоединив к ней черниговских добровольцев, он поспешил на помощь родной земле. Но, прибыв туда, увидел только обезлюдевшую пустыню. Немногие уцелевшие присоединились к маленькому войску боярина. Желая отомстить врагу за его жестокость, воины Евпатия бросились в погоню, настигли монголо-татар и неустрашимо ринулись в бой.

Евпатий Коловрат.
© Картина Андрея Шишкина
Евпатий Коловрат.

Их яростный порыв привел к замешательству в рядах татарского арьергарда. Легенда гласит, что враги решили, будто это восстали из мертвых погибшие богатыри рязанские. Сам Батый, следовавший по монгольской традиции непосредственно перед арьергардом, подвергся серьезной опасности.

На помощь хану вынуждено было броситься все войско. Посланный против Евпатия багатур Хостоврул с целым туменом обещал Батыю привести его живым, но в поединке с русским героем пал от его руки. Согласно легенде, только применив против дружины Евпатия метательные орудия, враги смогли ее одолеть. Пленить монголо-татарам удалось одних только раненых, коих было совсем немного. Все остальные предпочли смерть плену.

Тело погибшего богатыря Бату-хан повелел отдать выжившим и, в знак уважения к их мужеству, приказал отпустить всех, не причинив им вреда. Внук великого завоевателя смог достойно оценить воинскую доблесть.

Битва у Коломны

В первых числах января 1238 года монголо-татары подошли к Коломне, где их встретило 15-тысячное русское войско. Оно состояло главным образом из воинов владимиро-суздальской земли, во главе которых стоял сын великого князя Всеволод Юрьевич. Были в войске и рязанцы во главе с князем Романом, братом погибшего при обороне Рязани князя Юрия.

Русский дружинник.
© imtw.ru
Русский дружинник.

Войско Бату–Субэдея понесло серьезные потери во время полевого сражения с рязанцами, при штурме Рязани и в бою с дружиной Евпатия Коловрата. Но все же численный перевес татар был подавляющим. Несмотря на это, сражение получилось упорным и ожесточенным. Оно стало главным эпизодом в описании похода на Русь Рашид-ад-Дином.

В этой битве пал сын Чингисхана Кульхан, что тоже подтверждает напряженный характер сражения, длившегося, по некоторым оценкам, целых три дня. Но победу в нем все же одержало монголо-татарское войско. Это открыло ему путь в землю великого княжества Владимиро-Суздальского.

Первым городом на пути Бату в этом сильнейшем из русских княжеств стала небольшая тогда еще Москва. Она оказала врагу серьезное сопротивление. Руководил обороной города воевода Филипп Нянька. Пять дней москвичи отражали непрерывный штурм, но в итоге уступили намного превосходящим силам противника. Как и в других взятых монголо-татарами городах, все жители Москвы были безжалостно вырезаны, а сама она сожжена.

Последствия

Нашествие продолжилось и привело к страшному разорению всей северо-восточной Руси, которое в летописях названо «погибелью Рускыя земли». Позже монголо-татары огненным смерчем прошлись и по южным русским княжествам, уничтожив десятки городов и отбросив нашу прародину далеко назад в ее историческом развитии. Началась черная полоса двухвекового ордынского ига.

Лишившись значительной части населения, множества так и не отстроенных после сожжения городов и сел, безжалостно уничтоженных памятников материальной и письменной культуры, Русь долго не могла отойти от этого ужасного потрясения. Ее юго-западную половину русское население стало покидать и переселяться в менее опасную северо-восточную часть.

Карта захвата русских земель Польшей и Литвой.
© wikipedia.org
Карта захвата русских земель Польшей и Литвой.

А на опустевшие киевские, переяславские и черниговские земли потянулись переселенцы из галицко-волынских земель, в скором времени захваченных католиками-поляками. Западные земли тоже оказались завоеваны иноземцами, включившими их в состав Великого княжества Литовского.

Единый до монголо-татарского нашествия русский этнос оказался разделен на части, постепенно все более и более отдалявшиеся друг от друга, вплоть до осознания себя разными нациями. Даже последовавшее через несколько веков воссоединение не могло уже сгладить образовавшиеся различия, и мы сегодня наблюдаем печальные последствия разделения восточных славян.

Хоть и говорят историки, что ордынское иго имело не одни только отрицательные, но и положительные стороны (например, значительное снижение накала междоусобных конфликтов), все же трудно отрицать, что цена за это оказалась слишком высокой.

И все же монголо-татарское нашествие — часть нашей истории. Несомненно, эти ее страницы относятся к числу самых печальных. Но мы можем гордиться тем, что предки наши после всех потрясений и нелегких испытаний не растворились в других нациях, а смогли выстоять, восстановить независимость и впоследствии создать одно из крупнейших государств в мировой истории.

Н.М. Карамзин.
© Картина Тропинина В.А.
Н.М. Карамзин.

Справка «АС»

«Покорив окрестности Дона и Волги, толпы Батыевы вторично явились на границах России; завоевали Мордовскую землю, Муром и Гороховец, принадлежавший Владимирскому храму Богоматери. Тогда жители Великого Княжения снова обеспамятели от ужаса: оставляя домы свои, бегали из места в место и не знали, где найти безопасность».

Николай Карамзин. «О монгольском нашествии на Юго-Западе Руси».

***

«В 1236 году этот Батый, собравши 300000 войска, вошел в землю болгарскую, опустошил ее, а в следующем году татары явились в рязанских пределах и потребовали от тамошних князей десятины от всего, от людей и от скота. «Когда никого из нас не останется, тогда все будет ваше», — отвечали князья. Батый взял Рязань, опустошил всю страну, потом, двигаясь далее на север, разбил войско великого князя Юрия у Коломны, сжег этот город, сжег Москву и 3 февраля 1238 года осадил Владимир, откуда великий князь выехал на Волгу собирать войско. 7 февраля Владимир был взят и сожжен».

Сергей Соловьев. «Русская история».

***

«Из 300 русских городов Великого княжества Владимирского монголы захватили лишь 14, а целый ряд городов (Углич, Кострома, Тверь, Ростов и другие), приняв предложенный монголами компромисс, вообще избежали разрушения, связанного со взятием».

Лев Гумилев. «Бремя таланта».

***

«Нашествие Батыя застигло Рязанское княжество в тот момент, когда, казалось бы, приумолкли усобицы рязанских князей, когда сгладились и отношения Рязани с соседним Владимирским княжеством... Но ни владимирские, ни черниговские князья не пришли ему на помощь, когда войска Батыя вошли в пределы Рязанского княжества. Батый встретил разрозненное сопротивление русских княжеств. Положение на Руси было почти то же, что и при авторе «Слова о полку Игореве», с тем только различием, что теперь последствия разъединения оказались во сто крат тяжелее».

Дмитрий Лихачев. «Великое наследие. «Повесть о разорении Рязани Батыем».

Реклама
Реклама