Большой десантный ренессанс

Большой десантный ренессанс

В Черном море создана крупнейшая группировка больших десантных кораблей
Пётр Моргунов.
© npkb.ru
В Черном море создана крупнейшая группировка больших десантных кораблей
' + '' + ' ' + ''+ ' Пётр Моргунов.
16 февраля 2022, 10:33
Реклама

Военно-морской флот России в январе-феврале проводит серию учений в разных районах Мирового океана. Важный эпизод маневров будет разыгран силами ВМФ России и войск Южного военного округа в акватории Черного моря. Впервые здесь сформирована крупная группировка больших десантных кораблей. «Армейский стандарт» расспросил военного эксперта капитана 1 ранга запаса Василия Дандыкина о задачах и целях учения.

Черноморский флот России 10 февраля сообщил о заходе в Севастополь отряда из шести больших десантных кораблей. В его составе большие десантные корабли (БДК) «Королев», «Минск», «Калининград», «Петр Моргунов», «Георгий Победоносец» и «Оленегорский горняк».

За передвижением этого отряда, в составе которого три больших десантных корабля из состава Северного флота и три — Балтийского, на Западе следили особенно внимательно. Иностранные СМИ после того, как отряд кораблей двух флотов соединился в Северном море, высказывали немало версий.

Некоторые западные политологи связали дальний поход отряда кораблей с военными и военно-техническими мерами, которые Россия пообещала предпринять, если США и НАТО проигнорируют ее озабоченности в сфере безопасности. Поэтому отряду БДК иностранцы прочили поход чуть ли не до Кубы, Венесуэлы или Никарагуа, чтобы доставить туда какие-то военные грузы. Эти фантазии рассеялись после того, как отряд БДК в Атлантике взял курс на Гибралтар.

В Средиземном море отряд кораблей зашел в сирийский порт Тартус, где находится пункт материально-технического обеспечения ВМФ России. Там экипажи пополнили запасы и затем продолжили путь в сторону Босфора и Дарданелл. И вот теперь межфлотский отряд в главной военно-морской базе Черноморского флота — Севастополе. В Черном море, с учетом семи больших десантных кораблей Черноморского флота, собрались в общей сложности 13 БДК. Такая группировка создана впервые. Судя по всему, значительная часть этих кораблей примет участие в военно-морских учениях, которые пройдут в середине февраля в акватории Черного моря.

О времени учения и районах его проведения можно судить по уведомлению НОТАМ о закрытии значительной части акватории Азовского и Черного морей в связи с ракетно-артиллерийскими стрельбами в период с 13 по 19 февраля.

Флотские учения на море оценил военный эксперт капитан 1 ранга в запасе Василий Дандыкин.

Военный эксперт капитан 1 ранга запаса Василий Дандыкин.
© Кадр из видео
Военный эксперт капитан 1 ранга запаса Василий Дандыкин.

— В разных районах Мирового океана в январе-феврале проходят крупнейшие в современной истории российского Военно-морского флота учения и маневры. В них принимают участие свыше 140 кораблей и судов, 60 самолетов и вертолетов, порядка десяти тысяч военнослужащих. Учения проходят в акватории Северного моря, Балтики, Средиземного и Черного морей, в Атлантике, Индийском, Тихом океанах. Учение в Черном море — один из эпизодов боевой подготовки флота.

— К Черному морю сейчас особое внимание, в том числе из-за обстановки вокруг Украины…

— Да, обстановка там непростая, нервозная. Недавно президент России напомнил, что в доктринальных документах Украины содержатся положения о необходимости вернуть Крым, возможно, даже силой. Стали постоянными заходы в Черное море боевых кораблей нечерноморских государств НАТО — Великобритании, Франции, Испании…

Происходит усиление американской войсковой группировки в Румынии, куда сейчас направляют дополнительные подразделения. Эта черноморская страна НАТО, кстати, имеет свои военно-морские силы. Пусть и не очень большие, но серьезнее, чем у той же Украины.

Рядом Болгария — тоже член НАТО. О флоте Грузии говорить не будем, но тем не менее в порты этого государства очень часто заходят натовские военные корабли.

Ну, добавим еще мощные ВМС Турции, представляющей южный фланг НАТО.

Так что, думаю, наши учения в Черном море очень своевременны. Они способны успокоить некоторых очень уж воинственных членов НАТО, предостеречь их от возможных провокаций. А такие провокации, как помним, уже случались. Например, с тем же британским эсминцем HMS Defender у берегов Крыма.

— Сейчас в Черном море 13 больших десантных кораблей — семь из состава Черноморского флота, три — Северного и три — Балтийского. Это большие силы?

— На моей памяти, а я лейтенантом начинал служить на Черном море, таких учений не было. Никогда такое большое количество больших десантных кораблей не участвовало в учениях. Хотя в советское время такая возможность была. Были и малые десантные корабли, и корабли на воздушной подушке «Зубр», «Джейран». Сегодня в Черном море собраны приличные силы десантных средств.

— А что о кораблях можно сказать?

— Основная масса из них — польской постройки. Строились в основном в 80-е годы, в начале 90-х. Один из кораблей этой серии — БДК «Ольшанский» — при разделе Черноморского флота отошел Украине. Сейчас он, кстати, находится в Севастополе. Украина его так и не забрала после 2014 года.

В составе Черноморского флота есть большие десантные корабли российской постройки. Например, «Саратов». Это так называемые «лесовозы», которые приспособили под выполнение десантных задач. Это тоже ветераны морских десантных сил.

Но есть и более современные. Например, «Моргунов» — второй серийный БДК проекта 11711. Это чисто российское детище, построенное в Калининграде. С улучшенными характеристиками, с возможностью нести два вертолета на палубе.

Большие десантные корабли совершают поход вокруг Европы.
© Кадр из видео
Большие десантные корабли совершают поход вокруг Европы.

— Корабли явно не просто так шли вокруг Европы в Черное море…

— Учение с участием больших десантных кораблей предполагает отработку десантирования сил и средств на полигоны. Могу предположить, что это будет полигон «Опук», который находится на побережье между Керчью и Севастополем. Обычно на таких учениях отрабатывается посадка десанта на корабли, загрузка техники, потом высадка на неподготовленное побережье.

Один большой десантный корабль берет на борт до 300 военнослужащих со штатным вооружением. То есть две усиленных роты. Думаю, задействуют более десяти больших десантных кораблей. Такой отряд способен высадить на побережье полноценное соединение морской пехоты.

Кстати, в десантной операции могут участвовать вместе с морскими пехотинцами и подразделения Новороссийской дивизии ВДВ. Такое тоже бывало.

— Межфлотский переход БДК — явление нечастое?

— Такие дальние походы больших десантных кораблей постоянно совершались в советское время. Это была обычная практика. Наша морская пехота находилась, к примеру, в Персидском заливе, у побережья африканских стран — Анголы, Мозамбика, Сомали. Это были и тихоокеанцы, и черноморцы, и балтийцы. По шесть-восемь месяцев проводили в походах.

К сожалению, в 90-е годы морской пехоте, как наиболее боеспособному роду войск, пришлось воевать в горах, выполнять несвойственные задачи в контртеррористической операции на Северном Кавказе. Их называли горные морпехи. И Северный флот, и Тихоокеанский, отчасти Черноморский и Балтийский направляли туда своих морских пехотинцев.

Что касается задач по предназначению, то определенные навыки и практики в те годы были потеряны. Сейчас отрадно, что морская пехота начинает заниматься своей непосредственной главной задачей — высадкой десанта на оборудованное и необорудованное побережье.

Появляются новые корабли. На Балтике еще два больших десантных корабля усовершенствованного проекта строятся. Они уже по своим возможностям занимают промежуточное место между большим десантным кораблем и универсальным десантным кораблем-вертолетоносцем. Заложены два универсальных десантных корабля в Керчи. В какой-то степени это направление переживает ренессанс.

Мы имеем два соединения морских пехотинцев на Тихом океане, соединения и части на Северном флоте, на Балтике, Черном море, Каспии.

— Учение в Черном море — это демонстрация наших возможностей?

— Думаю, да. Мы показываем свои возможности на случай любого обострения обстановки. А информационная паранойя, как видите, идет по всем направлениям, зашкаливает. Мы показываем, что мы можем делать. Можем высадить крупный морской десант, обеспечить огневое прикрытие. Можем защитить нашу территорию, тот же Крым. Очевидно, что это будет большая практика и для экипажей, и для морских пехотинцев.

Экипажи некоторых десантных кораблей имеют большой опыт. Они участвовали, например, в так называемом «Сирийском экспрессе» — по доставке личного состава и грузов в Сирию во время проведения там операции наших ВКС. Тогда основную нагрузку на себя приняли черноморцы. Важно, чтобы подобный опыт был у экипажей кораблей других флотов.

В целом, считаю, такие учения необходимы. Они добавят военным морякам уверенности в своих силах. Да и важны в качестве моральной поддержки жителей Крыма, в адрес которого нет-нет да и раздаются угрозы из Киева.

Реклама
Реклама