«Метеор». Первый боевой пароход России
29 марта 1823 года в городе Николаеве началось строительство первого русского военного парохода. Он получил имя «Метеор». Через два года пароход вступил в строй и нес службу на Черном море на протяжении четырнадцати лет. А Николаевская верфь с момента спуска «Метеора» на воду исправно пополняла ряды российского и советского флотов новыми боевыми кораблями. Пока не перешла после развала СССР в собственность Украины…
Эпоха пара. Начало
XIX век справедливо считают «веком пара и электричества». Промышленный прогресс пробивал себе путь в самых различных сферах человеческой жизнедеятельности. Не минул он и такую основополагающую для мировой торговли отрасль, как кораблестроение.
Изобретатель парохода Роберт Фултон был не единственным, кому пришла в голову идея установить паровую машину на судно. Но он первым воплотил эту идею в жизнь. Его изобретение привлекло к себе внимание и в России.
Император Александр I в 1813 году предоставил Фултону «государственную привилегию» на строительство русских пароходов. Но по причине слабого в те годы промышленного развития России американский изобретатель почти за три года так ничего создать и не смог.
Тогда монаршее благоволение перешло на русского инженера шотландского происхождения Карла Николаевича Бёрда, организовавшего к тому времени в России производство паровых машин. Шотландец с поставленной задачей успешно справился. В 1815 году в Санкт-Петербурге был спущен на воду пароход Бёрда, получивший имя «Елизавета».
После постройки нескольких пароходов с 1817 года начались регулярные рейсы между Петербургом и Ревелем (Таллином), а затем и между другими портами Балтийского моря. В том же году первый пароход был построен на Черном море. Все эти паровые колесные суда подлежали мобилизации для военных нужд, но собственно боевыми единицами они не являлись.
Пароходы осуществляли перевозку грузов и использовались для буксировки парусных военных кораблей. Со временем, однако, возникла необходимость иметь в военном флоте корабли, способные выполнять боевые задачи, а не только вспомогательные функции. И тогда был создан первый вооруженный русский пароход.
Рождение «Метеора»
Черноморский флот к концу первой четверти XIX века был, в сравнении с Балтийским, очень молод, но уже имел славные традиции. Неудивительно поэтому, что в строительстве военных паровых кораблей он опередил своего «старшего брата». В этом велика заслуга Алексея Самуиловича Грейга, сына прославленного адмирала екатерининской эпохи.
Командуя Черноморским флотом, он положил много сил на то, чтобы вверенный ему флот качественно не уступал ни одному иностранному. А так как военно-морские силы ведущих держав уже имели в своем составе не только вспомогательные паровые суда, но и вооруженные пароходы, Грейг не считал возможным допустить сильного отставания от них.
Создание российского парохода-первенца он поручил полковнику Корпуса корабельных инженеров Илье Степановичу Разумову, имевшему богатый опыт работы на верфях в Санкт-Петербурге и практиковавшемуся в Англии и Голландии. 29 марта (н.с.) 1823 года корабль был заложен. Отметим к слову, что на Балтике строительство первого парового военного корабля началось только через семь лет!
Командиром экипажа строящегося парохода назначили выпускника Черноморского штурманского училища поручика Григория Михновского. Впоследствии он стал одним из главных организаторов пассажирских и грузовых пароходных перевозок на Черном море.
27 июня (н.с.) 1825 года корабль, получивший имя «Метеор», был спущен на воду. После достройки на плаву и ходовых испытаний его приняли в боевой состав Черноморского флота (1826). Вооруженный четырнадцатью пушками, «Метеор» стал первым боевым пароходом России.
Как и все паровые суда тех лет, «Метеор» имел полное парусное оснащение. Три мачты с парусами обеспечивали ему ход во время ветреной погоды, но, в отличие от настоящих парусников, он и в полный штиль развивал весьма приличную для того времени скорость в шесть с половиной узлов (12 км/ч).
Достигалось это при помощи двух расположенных по бортам гребных колес с лопастями. Их приводила в движение паровая машина мощностью в 60 л.с. Она занимала среднюю часть трюма. Производителем парового двигателя был тот же инженер Карл Бёрд.
Корабль был относительно небольшим. При длине в 36,6 метра и ширине в 6,1 метра он имел водоизмещение в 261 тонну. Но, несмотря на небольшие размеры и относительно малый калибр пушек, «Метеор» стал первым полноценным боевым пароходом Русского императорского флота.
Славный боевой путь
В 1828 году началась очередная Русско-турецкая война, и «Метеор» сразу же принял в ней самое непосредственное участие. С началом боевых действий в должность командира корабля вступил опытный военный моряк лейтенант Александр Скрягин. Григорий Михновский остался на «Метеоре» в качестве штурмана.
Имевший небольшую осадку (2,2 метра), пароход идеально подходил для действий в прибрежных водах. Там он и отличился. При высадке десанта возле турецкой тогда крепости Анапа «Метеор» продемонстрировал все преимущества парового корабля перед парусными. Он маневрировал на мелководье, невзирая на направление ветра, и огнём своих пушек сильно помогал нашим десантникам, сумевшим закрепиться на берегу.
Так благодаря «Метеору» успешно началась осада Анапы. Через месяц эта мощная крепость пала, и с тех пор город стал неотъемлемой частью России. Командовавший русской эскадрой Грейг получил возможность воочию убедиться в отличных боевых качествах своего детища и в целесообразности строительства боевых пароходов для русского флота.
После этого «Метеор» участвовал в блокаде сильно укрепленной турками Варны. Вместе с другими кораблями русского Черноморского флота не раз обстреливал турецкие позиции и, что еще важнее, не позволял судам противника доставлять в крепость подкрепления и припасы.
В июле 1878 года император Николай I, лично посетивший русскую армию у Варны, отбыл морем в Одессу на прославившемся впоследствии фрегате «Флора». «Метеор» сопровождал фрегат вместе с бригом «Меркурий», тем самым, что навечно вписал свое имя в историю русского флота. Вот уж поистине славная компания подобралась!
После принятия капитуляции Варны в октябре 1828 года Николай I решил возвратиться от болгарских берегов в Одессу на парусном линейном корабле «Императрица Мария». «Метеор» сопровождал линкор с монаршей особой на борту на случай штиля и других непредвиденных обстоятельств. Вместо штиля кораблям пришлось выдержать жестокий шторм, продолжавшийся несколько суток, но, продемонстрировав отличные мореходные качества, парусник и пароход благополучно прибыли в Одессу.
Также «Метеор» принял участие во взятии болгарских приморских городков Василько и Агатополь. Всюду, куда бы ни направляло его командование, этот первенец парового военного флота России приносил огромную пользу!
После войны «Метеор» прослужил в Черноморском флоте всего десять лет, после чего был разобран. Некогда инновационный боевой корабль устарел. Но интересно, что паровая машина «Метеора» оказалась вполне исправной и была впоследствии установлена на другой военный пароход.
Банкротство
«Метеор» — первый боевой корабль, построенный на славной Николаевской судоверфи. Вслед за ним здесь были построены сотни кораблей. Именно здесь строились броненосцы Черноморского флота, сходили со стапелей наши дредноуты. Именно здесь Советский Союз смог спустить на воду все свои авианесущие крейсера. Но в 1991 году случилась величайшая геополитическая катастрофа XX века…
Советского Союза не стало, а в новой Украине Николаевский судостроительный завод медленно, но верно деградировал. С 2009 года корабли и суда на нем уже не строились, осуществлялся только их ремонт. Робкая попытка восстановить производство путем включения завода в состав государственного концерна «Укроборонпром» (2010) ни к чему не привела. Завод продолжал умирать, пока, наконец, в октябре 2020 года не был признан банкротом.
Сегодня неизвестно, что ждет город Николаев в будущем. Лишившись своего градообразующего предприятия, он привлек внимание натовских генералов и адмиралов в качестве удобной базы для враждебных действий против Крыма и южных морских рубежей России. Недавно эта вражеская база была уничтожена ударами наших ракет.
Это, несомненно, отрадно. Но может быть, за этим шагом последует и другой? Может быть, история славной Николаевской судоверфи еще не закончена? Может, недалеко то время, когда с ее стапелей будут сходить на воду новые авианосцы российского флота? Поживем — увидим, как говорится.