Тень дракона на американском орле

Тень дракона на американском орле

Kонкуренция и перспективы развития военно-морских сил Китая и США
Три авиационные ударные группы ВМС США.
© U.S. Navy
Kонкуренция и перспективы развития военно-морских сил Китая и США
' + '' + ' ' + ''+ ' Три авиационные ударные группы ВМС США.
20 апреля 2022, 10:29
Реклама

В последнем ежегодном докладе Пентагона о военном потенциале Китайской Народной Республики (Military and Security Developments Involving the People’s Republic of China 2021), подготовленном для Конгресса США и опубликованном в ноябре прошлого года, Военно-морской флот Народно-освободительной армии КНР (ВМФ НОАК) назван крупнейшим флотом в мире. По состоянию на 2020 год в его составе было 355 боевых кораблей и подводных лодок, из них 145 — основных надводных корабля.

Программа строительства флота-2030

В 2020 году ВМФ НОАК, отмечается в докладе, в основном состоял из «современных многофункциональных платформ, оснащенных передовым противокорабельным, противовоздушным и противолодочным оружием и системами». Модернизация флота осуществляется в соответствии с поставленной перед ним задачей действовать в Мировом океане на большом удалении от Китая.

Ожидается, что состав ВМФ вырастет до 420 кораблей к 2025 году и до 460 кораблей — к 2030 году. Значительную часть этих сил составят крупные надводные корабли. Если писать обо всем ВМФ НОАК — статья получится длинной и кому-то не очень интересной, поэтому остановимся только на крупных кораблях.

Структура ВМФ НОАК.
© defense.gov
Структура ВМФ НОАК.

Сейчас в составе китайского флота два авианосца. Первый, «Ляонин», был перестроен из советского «Варяга» (однотипный российскому тяжелому авианесущему крейсеру «Адмирал Кузнецов») по проекту 001.

Второй, «Шаньдун», полностью построен по китайскому проекту 002. На верфи Jiangnan Shipyard Group в Шанхае сейчас строится головной в серии авианосец проекта 003. Это будет авианосец второго поколения. Его водоизмещение составит, предположительно, около 100 тыс. тонн. По этому показателю он сравняется с новейшим американским атомным авианосцем «Джеральд Р.Форд».

Китайский авианосец получит три высокотехнологичные электромагнитные катапульты. Два лифта с правого борта смогут одновременно поднимать по два самолета. Эти новинки позволят расширить номенклатуру корабельного авиакрыла, в частности, разместить на палубе самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления с фиксированным крылом, а также существенно повысить скорость подъема палубной авиации.

В ноябре 2021 года агентство Bloomberg, со ссылкой на доклад Центра стратегических и международных исследований, сообщило, что «Китай находится в трех-шести месяцах от спуска на воду своего третьего авианосца». Передача флоту может состояться в 2024 году.

По мнению Ника Чайлдса — старшего научного сотрудника по военно-морским силам и морской безопасности Международного института стратегических исследований, Китай к 2030 году будет иметь до шести авианосцев собственной постройки, то есть без «Ляонина», который к тому времени переведут в категорию учебного корабля. Само же китайское военное руководство сообщало о планах иметь не менее трех авианосных ударных групп (АУГ).

Каждая АУГ будет состоять помимо авианосца из четырех эсминцев проекта 052D, двух перспективных больших ракетных эсминцев проекта 055 четвертого поколения (по классификации НАТО — крейсер класса Renhai) и четырех фрегатов УРО проекта 054А.

Размещение вооружения на эсминце проекта 052D.
© wikipedia.org
Размещение вооружения на эсминце проекта 052D.

По данным на июль 2021 года, в боевом составе флота было 13 кораблей проекта 052D и шесть — проекта 052DL (литера «L» означает long, длинный, у кораблей этой модификации вертолетная палуба удлинена на четыре метра), еще шесть — строятся.

Эскадренные миноносцы проекта 055 — самые крупные в мире после новейших американских эсминцев типа «Замволт» (Zumwalt). Американцы за 11 лет построили два эсминца, третий находится в процессе строительства. А китайцы за восемь лет — четыре. Еще один сейчас проходит испытания, три спущены на воду для достройки, а один — на стапеле в процессе строительства. Планируется продолжать создание кораблей этого проекта до 2030 года.

Большой эскадренный миноносец пр. 55.
© Кадр из видео
Большой эскадренный миноносец пр. 55.

В 2019 году введены в строй два фрегата УРО проекта 054А. Всего в серии построены 32 таких корабля, не считая первых двух, построенных по проекту 054.

В 2022 году ВМФ НОАК получит третий универсальный десантный корабль (УДК) или, как его еще называют, — десантный вертолетоносный корабль-док (ДВКД) проекта 075. По водоизмещению он занимает промежуточное положение между французским УДК «Мистраль» и американским УДК «Америка».

Десантный корабль пр. 75.
© Кадр из видео
Десантный корабль пр. 75.

Закладка головного в серии корабля, получившего имя «Хайнань», состоялась, по некоторым данным, не позднее января 2018 года. А в апреле 2021 года корабль уже вошел в боевой состав ВМС. Сейчас в составе китайского флота уже два УДК и третий проходит испытания. Всего планируется иметь шесть УДК.

Универсальный десантный корабль-док пр. 75.
© wikipedia.org
Универсальный десантный корабль-док пр. 75.

Подводный флот Поднебесной

Китай является первой азиатской страной и пятой страной в мире, которая обзавелась собственным атомным подводным флотом. И хотя в сравнении с надводным он выглядит скромнее по количеству вымпелов, зато постоянно модернизируется. Для его развития расширяется стапельное производство и совершенствуются технологии строительства.

За последние 15 лет Китай построил 12 атомных подводных лодок. В боевом составе ВМФ находятся шесть атомных ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) проектов 092 и 094, в том числе модернизированных, девять атомных многоцелевых подводных лодок (АПЛ) проектов 091 и 093 (и их модернизации) и 46 дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ).

Из неатомных лодок десять — российские, построенные по проектам 636 и 636М. Они вооружены противокорабельными ракетами. Еще две российские лодки проекта 877 постройки 1994–1995 годов пока эксплуатируются, но в ближайшем будущем будут выведены из боевого состава в связи с выработкой ресурса.

Остальные неатомные лодки Китай построил самостоятельно, по собственным проектам 039 (и его модификаций) и 041 — с анааэробной (воздухонезависимой) главной энергетической установкой, которую не смогли сделать в России на лодке проекта 677.

Ракетные подводные крейсера стратегического назначения пр. 094А. На заднем плане справа виден вход для лодок в подземную базу-укрытие.
© Jamestown Foundation
Ракетные подводные крейсера стратегического назначения пр. 094А. На заднем плане справа виден вход для лодок в подземную базу-укрытие.

Самый современный, головной в серии РПКСН проекта 094А был представлен в прошлом году на празднике в честь 72-й годовщины образования ВМФ НОАК.

По неподтвержденным официально данным, Китай в 2021 году приступил к строительству РПКСН проекта 096, который будет вооружен межконтинентальной баллистической ракетой JL-3. Гонконгская газета South China Morning Post (принадлежит Alibaba Group) заявила, что Китай примерно до 2025 года сможет «полностью интегрировать JL-3 в подводную лодку типа 096».

К 2025 году КНР, возможно, построит первую атомную многоцелевую подводную лодку проекта 093B с крылатыми ракетами, способными наносить удары по наземным целям.

В текущем десятилетии, как отмечено в документе Пентагона, НОАК, вероятнее всего, сохранит от 65 до 70 подводных лодок, заменив старые более современными. Так, 25 лодок проекта 039 первых модификаций A/B сохранятся лишь до 2025 года и постепенно будут заменены на новые.

«НОАК все чаще подчеркивает важность противоракетной обороны в достижении более широких целей Китая в области морского потенциала, включая защиту открытого моря и сохранение доступа к западной части Тихого океана и Индийскому океану», — отмечается в докладе Пентагона.

Впрочем, у Китайского дракона прекрасный аппетит, его интересы распространяются не только на Тихий и Индийский океаны, но и дальше — на Арктику и Южную Атлантику. В 2019 году в Китае вступил в строй головной в серии полярный ледокол отечественного производства «Снежный дракон-2». Свое первое арктическое плавание он выполнил в 2020 году.

Эсминец пр.055, универсальный десантный корабль-док пр. 075 и ракетный подводный крейсер стратегического назначения пр. 094А.
© Кадр из видео
Эсминец пр.055, универсальный десантный корабль-док пр. 075 и ракетный подводный крейсер стратегического назначения пр. 094А.

Не забыта Пекином и Африка. Об этом свидетельствует растущее внимание командования НОАК к военно-морской базе в Джибути и строительству второй базы в Бате, где уже есть морской порт, полностью построенный Китаем. Присутствие Корпуса морской пехоты НОАК в Джибути, точнее, в порту Дорале, совладельцем которого является китайская транспортная компания China Merchants Port Holdings Company Limited, позволяет Китаю оберегать от разных неожиданностей свои инвестиции в регион, а также служить гарантом безопасности для миллиона граждан КНР в Африке и полумиллиона — на Ближнем Востоке.

Завершая краткий обзор быстрорастущего военного потенциала ВМФ, можно сделать вывод, к которому пришел и Пентагон: в ближайшей перспективе НОАК сможет наносить высокоточные удары на большие расстояния со своих подводных и надводных кораблей с использованием крылатых ракет морского базирования, что в целом расширит проецирование китайской силы на остальной мир.

«Боевая сила-2045»

Нельзя сказать, что Пентагон испугался нарастающей силы ВМС НОАК, но скрыть свою обеспокоенность ему плохо удается. Сейчас в США критикуют Дональда Трампа, который в свою бытность президентом сократил финансирование ВМС, а заодно и Байдена — за то, что он увеличивает финансирование военных расходов без учета опережающего роста инфляции.

Согласно проекту бюджета на 2023 финансовый год планируется потратить на оборону $813 млрд, из них $773 млрд обещаны непосредственно Пентагону.

Художественная визуализация подводной лодки класса «Колумбия».
© Изображение ВМС США
Художественная визуализация подводной лодки класса «Колумбия».

Расходы на ВМС оценены в $41 млрд (для сравнения, весь российский оборонный бюджет, по некоторым оценкам, составляет $47 млрд). Если кому-то сумма покажется заоблачной, то для руководства ВМС — сущий мизер. Например, бюджет ВМС на 2022 финансовый год предусматривал расходы только на начало строительства головной в серии новой атомной ракетной подводной лодки стратегического назначения «Колумбия» в объеме более $3 млрд и авансирование второй лодки этого типа — на 1,6 млрд. То есть более 10% бюджета «съели» не то что строительство, а только начало строительства двух ракетоносцев. А ведь в указанную сумму $41 млрд должно уложиться еще и строительство других новых кораблей и модернизация уже имеющихся.

Поэтому в министерстве военно-морских сил (по российской терминологии — главкомате ВМС) не без оснований волнуются: хватит ли денег на реализацию программы развития ВМС «Боевая сила-2045» (Battle Force 2045). Она была представлена министром обороны США в октябре 2020 года на специальном интерактивном совещании (special webinar) в Центре стратегических и бюджетных оценок (The Center for Strategic and Budgetary Assessments).

Согласно программе Соединенные Штаты должны увеличить корабельный состав ВМС до 355 единиц к 2034 году и до 500 единиц — к 2045 году. В это число войдут от 140 до 240 беспилотных или частично управляемых экипажами надводных кораблей и подводных лодок. Они должны будут заниматься постановкой глубоководных мин, наносить ракетные удары, вести наблюдение и выполнять роль ложных целей-приманок.

До 70 единиц, вместо предусмотренных ранее 52, планируется довести и количество «обычных» надводных боевых кораблей небольшого тоннажа. Для этого возобновится строительство фрегатов — многоцелевых боевых кораблей, меньших по размеру, чем эсминцы типа «Арли Берк», но также способных эффективно выполнять задачи сопровождения авианосных и амфибийно-десантных ударных групп. Это позволит высвободить эсминцы для более сложных задач.

Эскадренный миноносец США «Замволт».
© wikipedia.org
Эскадренный миноносец США «Замволт».

Количество десантных кораблей хотят довести до 50–60 единиц. Преимущество в их строительстве планируется отдать легким десантным кораблям, которые, как отмечено в документе, необходимы прежде всего для перевозки подразделений морской пехоты вокруг островов в Тихом океане.

Десантных кораблей-доков типа «Сан-Антонио» и универсальных десантных кораблей типа «Америка» станет меньше. На основе проекта УДК предлагается развернуть группировку легких авианосцев, которые выступят в качестве поддержки атомных авианосцев, число которых предполагается сократить с нынешних 11 до 8 единиц.

Впрочем, эти «хотелки» еще могут меняться в зависимости от складывающейся обстановки. «Мы ожидаем, что будут необходимы дополнительные исследования для определения надлежащего состава флота авианосцев большей и меньшей мощности, однако для ведения масштабного конфликта и поддержания нашего глобального присутствия потребуется от 9 до 11 атомных авианосцев при содействии до шести легких авианосцев», — заявил в октябре 2020 года Марк Эспер, занимавший в то время пост министра обороны США.

Подводные приоритеты Америки

В 2026–2035 годы планируется радикально обновить состав подводных сил ВМС США. Сейчас в строю находятся атомные подводные лодки трех типов: стратегического назначения с баллистическими ракетами (Submersible Ship ballistic-missile Nuclear — SSBN); с управляемыми ракетами (Submersible Ship Guided-missile Nuclear —SSGN) и атомные ударные подводные лодки (Submersible Ship Nuclear — SSN), которые тоже имеют на вооружении крылатые ракеты типа «Гарпун» и «Томагавк».

Схематическая визуализация подводной лодки класса «Колумбия».
© Weapons of The World
Схематическая визуализация подводной лодки класса «Колумбия».

1 октября 2020 года ВМС заключили контракт на строительство стратегического ракетоносца нового поколения SSBN типа «Колумбия». Предполагается, что первый подводный крейсер войдет в боевой состав не ранее 2030 года. В период с 2026 по 2035 финансовый год руководство ВМС рассчитывает ежегодно закупать по одному ракетоносцу серийной постройки. Об этом говорится в докладе Пентагона Конгрессу США от 31 марта 2022 года (Navy Columbia (SSBN-826) Class Ballistic Missile Submarine Program: Background and Issues for Congress).

Всего планируется построить 12 стратегических ракетоносцев. Они предназначены для замены 14 SSBN класса «Огайо», строительство которых велось с 1976 по 1997 год и которые намечается постепенно выводить из состава флота в период с 2027 по 2039 год. Первый ракетоносец должен войти в состав ВМС к концу 2030 года, последний — в 2042 году (он останется в строю до 2084 года).

Каждый ракетоносец типа «Колумбия» будет нести службу в течение 42 лет. За это время он выполнит 124 боевые службы продолжительностью по 77 суток.

Основным оружием крейсера станут 16 ракет «Трайдент II D5» с восемью боеголовками каждая. По количеству ракет — на четыре меньше, чем на «Огайо».

Одной из проблем остается финансирование. Программа строительства через 15 лет угрожает поглотить половину бюджета закупок ВМС США. Однако командование ВМС утверждает, что гарантирует финансирование закупок на период 2021–2035 годов и найдет источники для дополнительного финансирования в размере $4 млрд в год. И это вновь подчеркнуто в докладе Пентагона от 31 марта, где отмечено, что программа строительства SSBN нового поколения является приоритетной для ВМС, и она будет финансироваться в любых условиях, даже за счет других программ флота.

Схематическая визуализация подводной лодки класса «Колумбия».
© Weapons of The World
Схематическая визуализация подводной лодки класса «Колумбия».

Программой «Боевая сила-2045» предусмотрено также увеличение количества многоцелевых подводных лодок (SSN) до 70–80 единиц. «По крайней мере ВМС необходимо в кратчайшие сроки начать строить ежегодно по три подводные лодки типа «Вирджиния», — говорил Марк Эспер в 2020 году. Однако найти дополнительно $3,4 млрд на третью лодку не удается, поэтому их по-прежнему сдают по две в год. И конгрессмены решили, что так будет продолжаться до 2030 года.

Увеличение числа SSN будет осуществляться частично за счет модернизации и продления срока службы семи из 26 лодок типа «Лос-Анджелес». Очевидно, это относится к лодкам, построенным в первой половине 90-х годов прошлого века или даже чуть ранее.

Вместе с тем руководство ВМС призывает правительство вкладывать больше средств в разработку нового типа усовершенствованной многоцелевой подводной лодки, известной под индексом SSN(Х). Впервые о ней заговорили еще в 2014 году, рассматривая в качестве замены SSN класса «Вирджиния».

В августе прошлого года Военно-морской институт США опубликовал «Доклад конгрессу об ударной подводной лодке SSN(X) нового поколения», подготовленный специалистами Исследовательской службы конгресса, в котором отмечено, что командование ВМС надеется начать закупки SSN(X) с 2031 финансового года.

Изменение структуры авианосных сил, наращивание численности многоцелевых АПЛ, постройка фрегатов нового поколения и обширного флота безэкипажных и опционально обитаемых надводных кораблей и подводных аппаратов разного назначения, наконец, расширение логистических возможностей ВМС США — все это позволит, как рассчитывают в Вашингтоне, сохранить лидерство внутри НАТО, а вместе с союзниками по Североатлантическому альянсу — и во всем мире.

Раньше американские правящие круги были уверены, что солнце на небе светит только для Америки. Однако начиная с прошлого десятилетия тень китайского дракона все больше закрывает от солнца американского орла. И не замечать эту тень становится все трудней.

В условиях четвертой научно-технической революции государство с полуторамиллиардным населением, активно осваивающее современные технологии, может добиться в экономике ничуть не меньшего, чем США. А первым последствием этой революции станет колоссальный разрыв в доходах между странами-победителями и проигравшими. Если в обостряющейся конкуренции за место в мировой иерархии кто-то попытается применить оружие, это приведет к глобальной катастрофе, потому что человечество никогда еще не обладало таким могуществом, как теперь, такой властью над природой, пространством, коммуникациями, над собственным существованием.

Остается слабая надежда на небиологический интеллект, который будет в миллиарды раз разумнее биологического. По предсказанию технического директора Google и одного из самых известных технологических футурологов Рэймонда Курцвейла (Raymond Kurzweil), небиологический интеллект появится в 2044 году, то есть за год до окончания реализации программы «Боевая сила-2045». Хотелось бы, конечно, чтобы он появился пораньше, потому что сегодня налицо все признаки возвращения биологического интеллекта западных политиков к состоянию пещерного мышления с ограниченным набором смайликов.

Реклама
Реклама