Модель-камера, цейхгауз и чумной доктор
В северной столице свыше 200 музеев. Среди них три особенных — они находятся в ведении Департамента культуры Минобороны РФ. У каждого своя история, уникальная постоянная экспозиция и новые проекты, рассчитанные на посетителей самых разных возрастов.
От «достопамятных и курьезных»
Само здание Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи — это уже история. Собрание музея было заложено Петром I в 1703 году, когда по его личному указанию на территории Петропавловской крепости построили специальный цейхгауз для хранения старинных артиллерийских орудий.
Открытию предшествовал сбор со всей Российской империи ценных экспонатов — «достопамятных и курьезных» орудий. Сначала цейхгауз именовался Залом достопамятных предметов Главного артиллерийского управления, а затем Артиллерийским музеем, который в 1868 году переехал в Новый арсенал в Кронверке. Здесь он располагается и сегодня. Величественное здание, план которого предложил император Николай I, построено в середине XIX века, и в 1860 году первым новоселом стало Артиллерийское ведомство.
При входе на обширную внешнюю территорию музея посетителей встречает памятник Михаилу Тимофеевичу Калашникову. Он создан скульптором Владимиром Курочкиным на основе его бронзовой композиции «Молодой конструктор старший сержант Калашников».
«С Михаилом Тимофеевичем наш музей связывала многолетняя дружба, а мне самому посчастливилось с ним познакомиться еще в период службы на Ржевском полигоне, — поделился директор музея Валерий Крылов. — Благодаря теплым дружеским отношениям с великим конструктором в собрании появились не только образцы разработанного им оружия (начиная с 1942 года), но и многочисленные личные вещи, подарки, преподнесенные ему главами государств, известными политиками и общественными деятелями, различными предприятиями. В 2012 году мы получили от Михаила Тимофеевича коллекцию его даров — их более двухсот. При жизни он не раз подчеркивал: «Коллекция даров должна служить людям!». К его 100-летнему юбилею открыли обновленную экспозицию «Калашников. Человек. Оружие. Легенда».
Один из крупнейших военно-исторических музеев мира обладает ценными коллекциями артиллерийского вооружения и боеприпасов, стрелкового и холодного оружия. Экспозиция размещена в 13 просторных залах на площади более 17 тысяч квадратных метров! Не так давно открыты новые экспозиционные залы: «История Отечественной войны 1812 года», «История Первой мировой», «Оружие Западной Европы XV–XVII веков».
Посетители музея могут увидеть ракетно-артиллерийскую и военно-инженерную технику, средства связи, знамена, военную форму одежды, произведения батальной живописи и графики, награды и знаки. Все это наглядное свидетельство истории армии и ратных подвигов защитников Отечества, которые должны служить примером прежде всего для молодежи.
Не случайно при музее создано молодежное объединение военно-исторических ассоциаций и подразделение музейной педагогики, поддерживаются тесные связи не только с военно-учебными заведениями Минобороны РФ, но и с гражданским и вузами, колледжами, школами.
Не забывают здесь и о самых юных. Так, в апреле откроется выставка игрушечных солдатиков, посвященная русской армии петровской эпохи. Солдатики созданы из всевозможных материалов и в разное время. Эти миниатюрные экспонаты показывают, как и чем воевали воины Петра I, каков был строй в тех или иных условиях боя.
Имея столь масштабную коллекцию военной техники, музей продолжает ее пополнять. В 2019 году, когда отмечалось 100-летие войск связи, благодаря поддержке со стороны командования Западного военного округа на территории музея организовали и открыли целую площадку образцов профильной техники — 25 единиц техники связи, которые и сегодня состоят на вооружении Российской армии.
Еще одно недавнее пополнение — свыше 30 единиц техники инженерных войск. Среди них установка разминирования УР-77 — знаменитый «Змей Горыныч», буровая установка БГМ-1, войсковая фильтровальная станция ВФС-10, тяжелый механизированный мост, автомобиль «КрАЗ-255» и два звена понтонно-мостового парка (береговое и речное), мастерская ремонта инженерного вооружения и другие спецмашины.
Масштаб поступления этой техники теперь позволяет показать почти все задачи, которые сегодня выполняют инженерные войска. При этом вся поступившая в музей техника находится в исправном состоянии.
…и 2 тысячи кораблей
В 1709 году император Петр I основал в городе на Неве еще один музей. Тогда это была Модель-камера — хранилище кораблестроительных моделей и чертежей. В 1805 году учредили «Морской музеум», основой коллекции которого стало собрание экспонатов Модель-камеры. В 1908 году музею было присвоено имя его основателя, императора Петра Великого. Свое нынешнее название Центральный военно-морской музей получил в 1924 году.
Многие помнят его в здании Биржи на Стрелке Васильевского острова. Однако этот памятник архитектуры был мало приспособлен для обширной музейной экспозиции. В День Военно-морского флота 28 июля 2013 года военно-морской музей переехал в новое здание на площади Труда, 5. Здесь один из крупнейших морских музеев мира смог гораздо полнее представить наиболее ценные предметы из своей коллекции. Всего их более 700 тысяч(!), в том числе свыше 13 тысяч предметов корабельной техники, более 11 тысяч единиц холодного и огнестрельного оружия, свыше 62 тысяч произведений изобразительного искусства, около 300 тысяч фотографий, более 56 тысяч предметов формы одежды, наград и знаков, флагов и знамен. Музей обладает одним из богатейших в мире собраний моделей кораблей — около 2 тысяч. Целая армада!
Развиваются и филиалы музея. Так, важнейшим событием в жизни всей страны стал ввод в строй прекрасного Морского собора в Кронштадте. Еще один филиал — «Дорога жизни» на Ладожском озере — был не просто реконструирован, а получил современные выставочные павильоны с новым экспозиционным наполнением как в самом музее, так и на прилегающей территории. Инициатива такой капитальной реконструкции принадлежала министру обороны РФ генералу армии Сергею Шойгу.
Создана принципиально новая экспозиция в филиале на крейсере «Аврора». Корабельный музей, отражавший прежде практически одно событие, стал многоплановым, в котором представлены история отечественного кораблестроения, участие корабля в войнах, роль «Авроры» в подготовке кадров для флота.
Первым посетителем обновленной экспозиции на крейсере «Аврора» стал президент Российской Федерации Владимир Путин.
Как сообщил директор Центрального военно-морского музея Руслан Нехай, в 2021 году, несмотря на ограничения, связанные с COVID-19, посещаемость по сравнению с 2020 годом возросла на 49 процентов. Общее количество выставочных проектов увеличилось более чем вдвое. В прошлом году собрание музея пополнили полторы тысячи новых предметов, переданных на вечное хранение частными дарителями и организациями.
Если в 2020 году виртуальная посещаемость с помощью интернет-ресурсов составила 993 тыс. человек, то в 2021-м — 2 млн 618 тысяч. Это говорит о том, что главный морской музей России не только один из старейших, но и одновременно молодой, осваивающий новые подходы к сохранению истории флота, воспитанию молодого поколения.
Сегодня Центральный военно-морской музей один из наиболее динамично развивающихся и событийных музеев России. Трудно найти другой пример, когда музей за считаные годы сумел выйти на совершенно иной качественный уровень. Признанием достижений стало вручение главного приза профессионального музейного сообщества за победу в конкурсе «Музейный Олимп» в номинации «Музей года». Кроме того, ему был вручен приз губернатора Санкт-Петербурга за создание новой экспозиции филиала на крейсере «Аврора», признанной лучшей в городе.
«Война и мир» и… болезни
Военно-медицинский музей — самый молодой из трех петербургских музеев Минобороны РФ. В нынешнем году он отмечает 80-летие. Музей исторически связан с Великой Отечественной войной. Он был создан в ноябре 1942 года, поэтому теме войны и блокады уделяется особое внимание.
По-настоящему уникальной стала недавняя выставка «Музейщики на фронте». Во время войны по предложению руководителя музея военно-медицинской службы Красной Армии полковника медицинской службы Алексея Максименкова были сформированы специальные фронтовые бригады. В их состав входили руководитель, два художника, фотограф и патологоанатом. Первые выезды бригад начались осенью 1943 года и продолжались до конца войны. Фотографы и художники бригад побывали на всех фронтах Великой Отечественной войны. Многие их произведения вошли в золотой фонд мировой культуры.
К 75-летию Великой Победы был воссоздан Музей военно-медицинской службы Красной Армии, с которого в годы войны в Москве началось формирование нынешнего музея. Большой интерес у посетителей вызывают экспозиции «Военно-санитарный музей», а также «Музей медицины вооруженных конфликтов», где речь идет и о том, что дал опыт Великой Отечественной войны для военной медицины. В нынешнем году открылся Музей блокадной медицины с собранием редких экспонатов.
«Сегодня вопрос стоит так: не чем мы воевали, а с кем и что мы сделали, — говорит директор музея Анатолий Будко. — Почему Красная Армия вошла в Европу? Увы, от некоторых западных политиков можно услышать абсурдный ответ: она пришла, чтобы ее захватить. Поэтому наш музей без всякой политики пытается аргументированно показать: в годы Второй мировой войны наша армия боролась с нацизмом — освобождала Европу от «коричневой чумы». Для этого на своей площадке открыли Музей памяти жертв нацизма. В экспозицию в числе прочих вошли подлинные материалы Нюрнбергского процесса».
Есть и неожиданные проекты. Так, в феврале открылась выставка «И клятву верности сдержали…». Вопросы медицины на страницах романа Л.Н.Толстого «Война и мир». В творческом багаже великого писателя нашлось немало статей и заметок, в которых он размышляет о болезнях, вопросах жизни и смерти. На выставке можно узнать, какие заболевания были у самого Льва Николаевича и как он относился к медицине XIX века.
Разделы экспозиции расскажут о том, чем болели герои романа «Война и мир», отчего они умирали и чем их лечили. Посетителям расскажут о болезни старого князя Николая Болконского, беременности и тайне смерти Элен Безуховой, а также о «новомодном» заболевании Анны Павловны Шерер. Отдельная часть экспозиции посвящена медицинскому обеспечению зарубежных походов русской армии 1805–1807 годов и Бородинского сражения. Здесь же рассказ о ранениях князя Андрея Болконского, одного из любимых героев писателя; насморке Наполеона и др.
Задел на будущее и одна из важнейших задач — работа с самыми юными посетителями: воспитанниками довузовских военно-учебных заведений Минобороны РФ, юнармейцами, школьниками и даже дошколятами. В музее сформирован комплекс программ, рассчитанных на детскую и школьную аудитории и ориентированных на патриотическое воспитание. Причем и подача материала не тривиальная, а вызывающая интерес у юных посетителей: квест «Дойти до Берлина», программы «Блокадная елка», «Детство, опаленное войной» и др.
Не случайно Военно-медицинский музей стал победителем конкурса правительства Санкт-Петербурга «Музейный Олимп» как лучший в номинации «Музей — детям».
К нестандартным формам можно отнести и пользующееся популярностью музейное представление «Вечер Анатомического театра». В ходе него зрителей ожидает встреча с чумным доктором, анатомом и его очаровательной помощницей. Представление интерактивное: участники получают возможность погрузиться в атмосферу Средневековья, ощутить радость открытий Возрождения, примерить на себя роль аристократа, священника, профессора медицины или студента-медика, художника или простого горожанина.
…Как ни удивительно, но отчасти повышению интереса к военным музеям Санкт-Петербурга способствовала… пандемия коронавирусной инфекции. Люди из-за санитарных ограничений были вынуждены довольствоваться виртуальными визитами. Но одно дело картинка на экране монитора, и другое — увидеть реальные экспонаты своими глазами, послушать экскурсовода и по ходу задать ему вопросы.
Музейщики сегодня стараются удовлетворить возросший интерес посетителей. Для этого не только работают над сложившейся экспозицией, сохраняя классические традиции, но и задействуют современные мультимедийные и интерактивные технологии. Иными словами, идут в ногу со временем, не забывая о неизменной основной цели: обращаясь к славным страницам истории Отечества, формировать позитивный образ его защитника.