Индия достаточно давно и масштабно использует беспилотные авиационные системы в войсках. Беспилотники большой продолжительности полета MALE-класса эксплуатируются в сухопутных войсках, ВВС и ВМС. В 2005 году Индия стала одним из первых покупателей израильских беспилотных разведчиков Heron. Однако теперь интерес индийских военных вызывают не только разведывательные, но также разведывательно-ударные системы.
В течение довольно длительного времени Индия реализовывает собственную программу создания средневысотного беспилотного летательного аппарата большой продолжительности полета. Он является олицетворением надежды руководства страны на то, что национальные вооруженные силы однажды будут использовать не только импортируемые системы, но и свои собственные.
Работы по созданию беспилотного летательного аппарата Rustom II («Воин») были начаты более десяти лет назад и велись под эгидой Организации оборонных исследований и разработок Минобороны Индии (DRDO) агентством ADE (Aeronautical Development Establishment). В них также участвовали государственные компании Hindustan Aeronautics Limited и Bharat Electronics Limited. Стоимость работ первоначально составляла 1540,74 крор рупий (1 крор — 1 млн рупий; $1 — 76 рупий), а позднее была увеличена до 1786 крор рупий.
Затягивание сроков привело к необходимости рассмотреть закупку иностранных беспилотников. Так, в 2019 году Индия заявила о заинтересованности в приобретении американских систем MQ-9B Reaper. Сделка по поставке 30 высотных беспилотников Reaper на общую сумму порядка $3 млрд была одобрена администрацией Трампа. В случае реализации этой инициативы Индия стала бы единственной не входящей в состав блока НАТО страной-обладательницей этих высокотехнологичных систем.
ВМС Индии на основе аренды получили от США для оценки возможностей два беспилотника MQ-9B (системы были поставлены в морской модификации SeaGuardian). Оценка эта была в целом положительной. Тем не менее сделка так и не состоялась. Маятник качнулся в обратную сторону — индийские власти снова заговорили о необходимости национальных разработок. Не исключено, что причиной пересмотра отношения к закупке стала и высокая стоимость.
TAPAS, он же RUSTOM II
В качестве национального ответа вновь вспомнили об аппарате RUSTOM II. Вероятно, чтобы лишний раз не напоминать о не очень удачном опыте, разработку переименовали. Перспективный индийский беспилотник теперь именуется TAPAS 201 (Tactical Air-Borne Platform for Surveillance-Beyond Horizon — Тактическая воздушная платформа для наблюдения за горизонтом). Это многоцелевой беспилотный летательный аппарат, предназначенный для всех трех видов вооруженных сил Индии.
Планер беспилотника построила частная индийская компания Zephyr Aerospace. Сам летательный аппарат выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным прямым крылом, размах которого 20,6 метра, и Т-образным хвостовым оперением. Максимальная взлетная масса — 3500 кг, включая 350 кг полезной нагрузки. Для сравнения, единственный дрон подобного класса в российской армии — это «Орион». Он имеет взлетную массу в 1 тонну и полезную нагрузку порядка 200 кг.
Индийский дрон выполняет взлет и посадку «по-самолетному» на аэродромные взлетно-посадочные полосы. Для этого аппарат оснащается трехстоечным убираемым колесным шасси. Оно было создано индийским научно-исследовательским подразделением по боевым машинам CVRDE (Combat Vehicles Research and Development Establishment), входящим в структуру DRDO.
В качестве силовой установки использованы два винтовых двигателя, размещенные под консолями крыла. Первоначально аппарат был оснащен двумя российскими турбовинтовыми двигателями 36Т мощностью 100 л.с. каждый производства НПО «Сатурн». Однако в дальнейшем они были заменены двигателями собственного производства. В 2017 году сообщалось, что аппарат будет оснащен двумя двигателями мощностью 180 л.с. В качестве возможного назывался вариант с использованием 220-сильных двигателей.
TAPAS проектировался с расчетом на обеспечение 24-часовой продолжительности полета на крейсерской скорости 175 км/ч (максимальная скорость достигает 225 км/ч). Практический потолок беспилотника заявлен на отметке 10668 метров.
По информации разработчиков, TAPAS имеет возможность выполнять полет в автоматическом режиме, включая взлет и посадку. Кроме того, сообщалось об оснащении беспилотника системой уклонения от столкновений в воздухе.
Лаборатория военной радиоэлектроники DRDO разработала для TAPAS систему передачи данных. Радиус действия аппарата по радиоканалу составляет 250 км (350 км при использовании ретранслятора).
Характерное утолщение в носовой части намекает на размещение антенны спутникового канала связи. Вместе с тем деталей, касающихся этой системы, обнародовано не было. Известно, что спутниковая связь намного увеличивает радиус действия аппарата.
Что касается полезной нагрузки, то на борту беспилотника могут быть размещены различные комбинации аппаратуры, включая многоканальную оптикоэлектронную систему наблюдения, РЛС с синтезированной апертурой, аппаратуру радио- и радиотехнической разведки.
TAPAS является многофункциональным, и несмотря на большую нацеленность на задачи разведки, наблюдения и рекогносцировки, он также может применяться для нанесения ударов бортовым вооружением, точный состав которого пока достоверно не известен. Сообщалось, что более ранняя и более легкая модель Rustom-I с грузоподъемностью 95 кг может нести 2 противотанковые управляемые ракеты Helina с инфракрасной головкой самонаведения и тандемной кумулятивной боевой частью. Дальность действия — 7–8 км.
TAPAS в его нынешнем виде теоретически может нести до 8 таких ракет массой 43 кг каждая. Также предполагалось, что в состав вооружения могут входить две управляемые авиабомбы с лазерной системой наведения калибром 100 кг.
Текущее состояние
TAPAS совершил свой первый полет 15 ноября 2016 года на полигоне в Чаллакере, который является испытательным центром DRDO. Спустя два года, в 2018 году, беспилотник выполнил первый полет с новыми двигателями местного производства. В августе 2020 года TAPAS совершил полет с новой оптикоэлектронной системой, позволяющей ему работать на большой дальности.
В 2022 году официальные представители компании-разработчика заявили о том, что Центр летной годности и сертификации военной техники (CEMILAC) теперь должен сертифицировать беспилотник, проверив прочность конструкции планера и подтвердив безопасность эго эксплуатации.
По словам руководителя ADE Ю.Дилипа (Y.Dilip), аппарат уже в ближайшем будущем должен поступить на вооружение. Позитивный настрой, по его словам, в частности, обеспечивает удачная конструкция планера. Кроме того, руководитель ADE отметил, что индийские военные впечатлены передовой системой наземного управления беспилотником.
Не известно, будет ли продолжена работа над повышением характеристик или военное ведомство Индии пошло на снижение требований. Известно только, что в ходе испытательных полетов была достигнута высота в 8380 метров, что существенно ниже изначально заявленной цифры. Кроме того, подтвержденная испытаниями максимальная продолжительность полета пока составляет лишь порядка 18 часов, что на треть меньше первоначально заявлявшихся суток непрерывного полета.
Сообщалось, что компания Hindustan Aeronautics Limited (HAL) планирует в 2022 году изготовить первые пять беспилотников TAPAS. Ожидается, что необходимая документация для производства будет получена в мае. В период с сентября по апрель 2023 года HAL будет осуществлять поэтапную сборку аппаратов. Видимо, это будут предсерийные образцы, которые пройдут опытную эксплуатацию в войсках для получения наиболее полной обратной связи от военных.
Индийские танцы
Конфликты текущих лет показывают высокую интенсивность использования беспилотных авиационных систем, в том числе MALE-класса. Применяются такие беспилотники и вне боевых действий, в ходе пограничного и морского воздушного патрулирования. Наконец, предполагается, что само наличие на вооружении систем, обладающих функционалом, присущим аппаратам такой размерности, может в определенной мере являться фактором сдерживания.
Указанные преимущества обладания разведывательно-ударными беспилотниками заставляют страны, видящие себя в числе лидеров современного мира, серьезно рассматривать возможности получения и постановки таких систем на вооружение, что ярко демонстрирует пример Индии. Она могла бы применять такие системы для контроля обстановки в акватории Индийского океана, а также на границе с Пакистаном в Джамму и Кашмире и в восточном Ладакхе, где имеется некоторая напряженность с Китаем.
Несмотря на имеющиеся сложности, Индия не бросает свой не слишком удачливый проект MALE-класса даже при наличии ряда доступных для страны иностранных альтернатив. Очевидно, что серьезность намерений вызвана не только «эмоционально-патриотическим» аспектом, но и вполне рациональным. При всей равноудаленности Индии от центров силы и дружеских международных связях этой страны вопросы зависимости от зарубежных поставок и, соответственно, вопросы проведения суверенного курса во внешней и внутренней политике, конечно, также имеют место.
Вместе с тем, успех в реализации национального проекта зависит от множества факторов, среди которых финансовые далеко не самые важные. Важнее наличие на национальном уровне необходимых технических компетенций, а также политической воли для верного управления процессом. Иначе индийские танцы вокруг перспективного беспилотника под флагом «Make-in-India» продолжатся, но желаемый результат останется недосягаем.