«Тор» держит марку
Для военной техники нет лучшей проверки, чем ее применение в по-настоящему боевых условиях. Сегодня зенитный ракетный комплекс «Тор-М2» успешно держит непростой экзамен в ходе специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины.
От самолета до беспилотника
Подтверждение тому информация — регулярные сводки Минобороны РФ. Так, в середине мая сообщалось, что только одна батарея комплексов «Тор-М2» в зоне своей ответственности уничтожила два ударных вертолета вооруженных сил Украины (ВСУ), а также более 90 беспилотных летательных аппаратов различного назначения, в том числе десять беспилотников «Байрактар-ТБ2». Что и говорить, коэффициент полезного действия более чем убедительный.
В войсках комплекс хорошо известен: как-никак «Тор» появился ещё в советский период, в 1983 году, тогда же начались его испытания. На доработку и достижение необходимых тактико-технических характеристик ушло ещё три года. В частности, в числе предъявляемых заказчиком требований значилась не только борьба с самолетами и вертолетами противника, но и крылатыми ракетами, управляемыми авиабомбами. Кроме того, требовалось создать соответствующую эффективную систему радиолокации, способную своевременно выявлять и вести цели, преодолевать помехи.
Наконец в 1986 году ЗРК 9К330 «Тор» был принят на вооружение и начал поступать в войска. В зенитно-ракетном полку Сухопутных войск по четыре батареи, в каждой из которых по четыре 9К330 «Тор». Машины выпускались на гусеничном ходу, чтобы двигаться в общей колонне танков и БМП, обеспечивая прикрытие на марше.
С тех пор система «Тор» трижды подвергалась глубокой модернизации. Первый раз — спустя всего пять лет после принятия на вооружение, в 1991 году, до версии «Тор-М1». Затем в 2009-м — до «Тор-М2У», и в 2016-м зенитно-ракетный комплекс модернизировали до нынешнего уровня «Тор-М2», который является основным. Идут его регулярные поставки в войска.
Цели на «конвейере»…
Что представляет собой ЗРК «Тор-М2»? Комплекс решает задачи войсковой противовоздушной и противоракетной обороны на уровне «бригада–дивизия». Кроме того, может использоваться для прикрытия важных военных и гражданских объектов. Ему под силу поразить широкий спектр целей: самолеты тактической и армейской авиации, крылатые ракеты, вертолеты и беспилотники, авиационные ракеты класса воздух–земля, управляемые и корректируемые авиабомбы, противорадиолокационные ракеты.
На каждой боевой машине ЗРК «Тор-М2» имеется станция обнаружения целей, станция наведения и сопровождения ракет и целей, система навигации и привязки к местности, автономная система электропитания. Особо стоит остановиться на станции обнаружения целей. Она имеет высокую степень защищённости от помех, оснащена системой распознавания «свой–чужой», работает и во время движения.
Система способна не только одновременно обнаружить более 40 целей, но и выделить из них 10 наиболее опасных — экипаж в автоматическом режиме получает оптимальный вариант очередности их поражения.
Дальность обнаружения и сопровождения целей — до 32 км. Станция наведения сопровождает 4 цели, одновременно наводя до 8 ракет. Максимальная дальность поражения целей — 16 км, минимальная — 1,5 км на высоте 10 метров и 1 км на высоте более 100 метров. Время развёртывания — 3 минуты. Боекомплект на боевой машине — 8 ракет, время заряжения боекомплектом — 18 минут.
Стандартная ракета 9М331 одноступенчатая, твердотопливная, боевая часть — осколочно-фугасного типа. После запуска она вылетает из контейнера с помощью специальной катапульты со скоростью 25 м/с. На высоте 20 метров запускаются маршевые двигатели, разгоняющие ракету до скорости 700–800 м/с.
ЗРК «Тор-М2» может вести стрельбу в «конвейерном режиме»: как только первая ракета наведена на одну цель, на другую наводится следующая. Средства воздушного нападения уничтожаются в воздухе в кратчайший срок: первые четыре «очередью» с интервалом в 4 секунды. Причем как с огневой позиции, так и при движении на марше, что особенно важно в условиях активного противодействия противника.
Имеется возможность обмениваться информацией о средствах воздушного нападения между двумя боевыми машинами — это увеличивает зону обнаружения целей. Если сравнивать вероятность поражения объектов с ЗРК «Тор» ранней модификации, то она возросла более чем вдвое — точность доходит до 99 процентов. Иными словами, если цель вошла в зону поражения, то она обречена.
Скорость движения ЗРК «Тор-М2» по шоссе — до 80 км/ч, по грунту — 30 км/ч. Запас хода по топливу — 500 км. Расчёт боевой машины — 3 человека.
Климатические условия на работу практически не влияют, так как комплекс выполняет задачи при температуре от +50 до -50 градусов Цельсия. Способен успешно действовать в горной местности на высоте до 3000 метров. Не помеха и скорость ветра до 30 м/с.
И в Арктике тоже!
Кстати, о климате. В связи с возрастающей значимостью Арктической зоны, разработан комплекс для войсковой ПВО, решающей задачи в условиях Крайнего Севера, — ЗРК «Тор-М2ДТ». Впервые комплекс был представлен на параде Победы в 2017 году, когда еще проводились его государственные испытания. В феврале 2018-го на территории 4-го Государственного центрального межвидового полигона успешно прошли испытательные стрельбы.
Визуально ЗРК «Тор-М2ДТ» представляет собой двухзвенный вездеход, созданный на базе шасси транспортёра ДТ-30 грузоподъёмностью 30 тонн на гусеничном ходу. Причём гусеницы не простые, а с грунтозацепами, что позволяет без проблем передвигаться не только по болотистой местности, но и по ледовым торосам, а также форсировать водные преграды.
Учитывая суровый климат Арктики (запас морозоустойчивости до -60 градусов), для экипажа в первом звене созданы условия для проживания. Тут можно и отдохнуть, и приготовить пищу, и привести себя в порядок — есть запас воды для нужд гигиены.
Второе звено — это уже сама боевая машина ЗРК с боезапасом в 16 зенитных управляемых ракет. Тактико-технические характеристики поражения целей аналогичны ЗРК «Тор-М2».
На Международном военно-техническом форуме «Армия-2020» был представлен колёсный вариант ЗРК «Тор-М2К». Он также отличается повышенной проходимостью благодаря специальным шинам с низким удельным давлением. Клиренс (дорожный просвет) машины — 40 см. Мощный дизельный двигатель в 390 л.с. позволяет развивать на шоссе скорость до 80 км/ч.
Продолжение следует
…Сегодня совершенствование ЗРК «Тор» продолжается на предприятии-изготовителе — Ижевском электромеханическом заводе «Купол», где активно ведутся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Первые направлены на разработку перспективного средства ПВО малой дальности, вторые — на модернизацию серийно выпускаемых изделий. После принятия ЗРК «Тор» на вооружение в 1986 году прошло уже три волны глубоких модернизаций, кардинально повысивших его боевые возможности.
В позапрошлом году завершились госиспытания модернизированного комплекта средств связи для ЗРК «Тор-М2». Это важный шаг в улучшении не только разведывательных, но и боевых возможностей. Например, теперь комплекс может выступать в качестве командной машины для менее мощных «коллег»: зенитных пушечно-ракетных комплексов, переносных зенитно-ракетных комплексов и др. Выигрыш обоюдный: в их интересах может использоваться станция обнаружения целей ЗРК «Тор-М2», а для самого комплекса в ряде случаев не потребуется использовать дорогостоящие ракеты — по переданному целеуказанию их поразят средства ПВО «меньшего ранга». Сегодня это весьма актуально из-за резко возросшего количества используемых малоразмерных беспилотников — к чему стрелять из пушек по воробьям.
Улучшение всех тактико-технических характеристик — процесс непрерывный. Например, расширяется зона поражения целей, повышается помехоустойчивость аппаратуры, идет дальнейшая автоматизация и роботизация боевой работы, появляются новые возможности по перехвату малоразмерных, низколетящих и высокоскоростных средств воздушного нападения, внедряется современная элементная база.
Словом, ЗРК «Тор» хотя и относительный старожил в войсковой ПВО, но держит марку. Опять же, об эффективности комплекса говорит тот факт, что его модификации находятся на вооружении ряда стран СНГ, а также армий Венесуэлы, Греции, Египта, Ирана, Китая, Йемена и др.