Оружие музыки
Отгремели салюты в честь 77-й годовщины Дня Победы, прошли по улицам парадным строем войска и колонны «Бессмертного полка». «Священная война», «Катюша», «Смуглянка» и другие наши любимые песни можно было услышать по всей стране. Эти песни исполняет и широко известный Академический ансамбль песни и пляски Российской армии имени А.В.Александрова.
Одно из выступлений коллектива, посвященных Дню Победы, прошло на сцене Большого зала Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского. Программа «Нам дороги эти позабыть нельзя» открывала X Международный фестиваль искусств «Дню Победы посвящается…», в котором ансамбль принимает участие ежегодно.
Наш нештатный корреспондент встретился с начальником ансамбля — художественным руководителем, заслуженным артистом России, полковником Геннадием Саченюком и расспросил его о профессии военного дирижера.
— Геннадий Ксенафонтович, наверное, самый часто задаваемый вам вопрос: тяжело ли совмещать военную службу и профессиональное занятие музыкой?
— Я не единственный, кто совмещает в себе эти две ипостаси. Многие считают, что армия и творчество — это разные сферы. Но вместе с тем еще Суворов сказал: «С развернутыми знаменами и под звук оркестра войска взяли Измаил». Пожалуй, военная оркестровая музыка играет одну из значимых ролей в том, чтобы армия была сплоченной, чтобы она была устремлена к победам и чтобы все задачи решала успешно.
Конечно, любое искусство играет большую роль в становлении личности военнослужащего, как и любого другого. Это и театр, и кино, и музыка, и живопись. Если мы говорим о музыке, то еще во времена Советского Союза был создан военно-дирижерский факультет, где обучаются молодые люди, которые впоследствии становятся офицерами, руководителями военных оркестров, ансамблей и несут свое искусство в армейскую среду.
Это профессия, которая объединяет в себе качества и музыканта, и воина, и командира. Ведь дирижер — это командир, который должен настроить своих музыкантов на то, чтобы они делали свое дело правильно и с большим воодушевлением. Программа обучения будущих военных дирижеров направлена на охват всех сторон этой непростой профессии.
— Наверное, не случайно военные музыканты нередко выступают на дипломатических приемах?
— Совершенно верно. И Ансамбль Александрова многократно выступал на приемах, в том числе первых лиц государств, это важные страницы истории коллектива.
За историю своего существования ансамбль побывал с гастролями в 78 странах, представляя Россию и ее искусство зарубежной публике, своими выступлениями давал возможность слушателям других стран узнать нашу страну лучше, через песни и пляски соприкоснуться с загадочной русской душой, о которой так часто говорят.
— Вы вспомнили об Александре Суворове. Он является для военных примером?
— Думаю, у каждого человека, который рос в нашей стране, читал книги, ходил в театр, изучал историю и литературу на уроках в школе, — великое множество примеров из самых разных сфер. Например, у нас очень много доблестных полководцев, военачальников, чья судьба — образец мужества, бесстрашия и истинного патриотизма: Георгий Жуков, Константин Рокоссовский, Александр Суворов... Если мы говорим ближе к тематике нашего коллектива, то для нас, конечно, безусловный авторитет Александр Васильевич Александров, который внес весомый вклад в формирование жанра военной песни и военной пляски. Ансамбль под его руководством во время войны выступал в действующей армии, в том числе на передовой, перед тружениками тыла, перед ранеными в госпиталях.
— Не всем дается музыка, каждый понимает что-то по-своему. Как вы относитесь к людям, которые не имеют музыкального слуха? Жалеете?
— Думаю, гораздо важнее, чтобы у человека был развит музыкальный вкус, способность слушать и слышать. Музыкальный слух есть у каждого, только развит по-разному. Если человек с детства погружен в атмосферу музыкальной культуры и занимается музыкой, его слух и вкус обязательно развиваются. Очень важно, чтобы подрастающее поколение имело связь с музыкой, которая формирует человека как личность. Прежде всего — с классической и народной.
Для музыканта слух необходим, но не менее важна духовная зрелость, внутреннее наполнение и содержание, позволяющие осмысленно исполнять произведения и выполнять свою творческую работу по убеждению.
Абсолютный слух — это не самое главное в жизни. У каждого человека есть сильные стороны, достижения и достоинства. Именно их надо замечать в первую очередь.
В репертуаре ансамбля есть песни Андрея Дементьева. Это талантливый поэт, патриот, человек настоящей русской души. Одно из его известных стихотворений «Никогда ни о чем не жалейте» заканчивается такими строками:
«Пусть другой гениально играет на флейте,
Но еще гениальнее слушали вы».
Понимаете, о чем это? Нужно уметь слышать мир, окружающих, себя.
Как говорят у нас в профессии: вы больше слушайте, чем говорите, тогда то, что вы говорите, будет более осознанно звучать.
Возможно, мы бежим по жизни и не видим той красоты природы, мира, которая нас окружает. Молодым людям советую больше слушать, читать. Тогда, я уверен, наша страна будет процветать, будут хорошие специалисты в самых разных сферах, ведь не только музыка может формировать человека, но и все, что нас окружает.
— У вас случались неожиданные ситуации во время концертов?
— Работа артиста в принципе — импровизация. Иногда бывает, что-то пошло не так. И тут помогают вывести ход концерта на задуманный уровень и опыт, и профессионализм, и стремление выполнить задачу по максимуму.
Был один забавный случай на гастролях в Турции: на концерте на сцену вышла собака, прямо во время исполнения «Казачьей кавалерийской» — пляски, в которой артисты работают с саблями в руках, много прыжков и трюков. Мы понимаем, что для собаки это было травмоопасно, к тому же могло вызвать у нее реакцию.
Но ведь концерт остановить нельзя. Пришлось держать непрошеного гостя левой рукой и дирижировать одной правой, вместе с тем оркестр и артисты балета благополучно выполнили свою работу на ура, а собаку все же удалось удержать. (Улыбается.)
— Что вы чувствовали, когда впервые вышли на сцену?
— На сцену я вышел еще в более юном возрасте, чем вы, и, конечно, волнение было колоссальным. Думаю, что его испытывает любой человек, впервые выходящий на сцену. Вместе с тем он испытывает желание выступить и желание сказать себе: «я вышел, я держал свои эмоции под контролем, я справился с волнением и выступил хорошо».
У меня есть опыт и сольных выступлений на сцене, и в составе духового оркестра, и в качестве дирижера ансамбля. Поэтому с уверенностью могу сказать: эмоции и ощущения от работы в команде и в одиночку — несомненно, разные. Ведь в команде ты в крайнем случае можешь положиться на коллег, а во время сольного выступления приходится рассчитывать только на себя.
Волнение присутствует, как известно, даже у великих мастеров. Не знаю, кто может не волноваться. Думаю, если человек — настоящий профессионал, он всегда перед выходом на сцену испытывает творческий подъем и волнение.
— У вас основной инструмент — тромбон, но оркестровая часть ансамбля состоит не только из духовых инструментов, это и струнно-смычковые, народные инструменты, клавишные, ударные. Бывает сложно работать с исполнителями на других инструментах?
— Спасибо за вопрос, Филипп. Он очень правильный. Но начинал я свое обучение с народного инструмента — домры: проучился более трех лет и познал азы совсем юным человеком. Потом перешел в класс тромбона. Принципы звукоизвлечения совсем разные, поэтому есть четкое понимание того, как устроена школа струнных инструментов и как работают духовики.
Более того, и в музыкальном училище, и в консерватории, на военно-дирижерском факультете, есть такой предмет, как «Ознакомление». Это знакомство с самыми различными инструментами, чтобы у будущего дирижера было понимание, как все-таки музыкант играет на том или ином инструменте, какие основные трудности, что может или не может этот инструмент.
Для военного дирижера это необходимо. Ведь военные дирижеры еще проходят такой предмет, как «Инструментовка, аранжировка». И когда военный дирижер расписывает какое-либо произведение на тот или иной состав инструментов, он должен знать, какой из них что может, а что не может.
— Откуда вы черпаете вдохновение при создании произведений?
— Сказать, что я пишу свои произведения, уже нельзя. Только немного, в основном делаю инструментовки, о чем мы с вами сейчас говорили. Да, в юности были какие-то произведения, но сейчас я не столько пишу музыку, сколько занимаюсь организацией работы ансамбля.
Черпать вдохновение можно откуда угодно. Выйдите на улицу, может, вы проходили, не видели той красоты, что нас окружает. Остановитесь, посмотрите на зеленую траву, деревья, ожившие с приходом весны. Вы многое откроете для себя, вы откроете мелкие детали, в которых и кроется великое.
— Сложно ли в организаторском плане было набрать в коллектив настоящих профессионалов после трагедии в 2016 году?
Справка «АС»
В декабре 2016 года большая группа артистов Ансамбля Александрова была командирована в Сирию, для выступления перед российскими воинами. Однако самолет потерпел крушение в районе Сочи. Погибли 64 артиста, включая начальника ансамбля — художественного руководителя генерал-лейтенанта Валерия Халилова.
— Формирование любого коллектива — это всегда сложно.
В 2017 году был объявлен конкурс. Первый этап проходил в режиме онлайн, в ансамбль поступало множество обращений от артистов со всей России.
Это говорит об особой генетической черте русского народа — приходить на помощь в трудную минуту. Среди соискателей было много молодых людей, отбирались лучшие из лучших. В итоге из двух тысяч заявок было отобрано сто пятьдесят, и уже этих претендентов мы пригласили в Москву на «живые» прослушивания и просмотры.
В состав отборочной комиссии вошли руководители ведущих музыкальных коллективов Москвы, со многими из которых наш ансамбль связывает многолетняя дружба: народная артистка России Александра Андреевна Пермякова — художественный руководитель Государственного академического русского народного хора имени М.Е.Пятницкого, народный артист России, профессор Лев Конторович — художественный руководитель и главный дирижер Академического большого хора «Мастера хорового пения», заслуженный деятель искусств России профессор Г.А.Дмитряк — художественный руководитель и главный дирижер Государственной академической хоровой капеллы России имени А.А.Юрлова, доцент кафедры хорового дирижирования Московской консерватории Е.К.Волков — главный хормейстер камерного хора при Академическом камерном оркестре «Musica viva», педагоги по вокалу ансамбля Александрова — народные артисты России профессор И.И.Раевский и профессор К.П.Лисовский и, конечно, наши хормейстеры и балетмейстеры.
Велась кропотливая, каждодневная работа. Благодаря сплоченности творческих сил ансамбля, опыту хормейстеров, хореографов, артистов хора и балета — профессионалов своего дела, большому терпению и труду, состав был восстановлен, непрерывно увеличивается исполняемый новым составом репертуар, создаются новые произведения и концертные программы.
Добавлю, что для того, чтобы создать хор, мало собрать в одном месте отличных вокалистов. Нужны время и огромная работа, чтобы эти артисты стали хором, чтобы их голоса сливались в стройном звучании, которое способно проникнуть в глубину души и тронуть сердце. В этом и заключается хоровое искусство.
То же можно сказать и про танцевальную группу: ежедневные репетиции, которые неизменно начинаются с часового занятия у станка. Большой труд и стремление к совершенствованию профессионального мастерства.
Коллектив формировался не один месяц и даже не один год. По сути, набор в ансамбль продолжается.
Некоторые люди приходят работать в ансамбль и проникаются этой идеей и этим жанром настолько, что работают на протяжении всей жизни. История ансамбля знает много примеров, когда артисты отдают службе в коллективе всю сознательную жизнь: приходят совсем юными и с гордостью несут звание «александровец» на протяжении десятков лет. В их трудовых книжках значится единственное место работы — дважды Краснознаменный, ордена Красной Звезды Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А.В.Александрова.
Пожалуй, почти каждый слышал или знает о музыкальной элите нашей армии — Ансамбле имени А.В.Александрова, а услышать и увидеть его вживую — счастье! Теперь я это знаю не понаслышке.