От разрядки к конфронтации
50 лет назад, 26 мая 1972 года, в Москве был подписано соглашение между СССР и США «Об ограничении стратегических вооружений», ставшее широко известным под аббревиатурой ОСВ. Его составной частью был «Договор об ограничении систем противоракетной обороны» (ПРО). Через четверть века, 27 мая 1997 года, Российская Федерация и Организация Североатлантического договора подписали в Париже Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности (Акт Россия — НАТО).
Два юбилея, 50 и 25-летний, дают нам повод совершить экскурс в историю и напомнить читателям «Армейского стандарта» о содержании заключенных соглашений, а также о том, как они соблюдались нашими геополитическими противниками.
Ядерный паритет
После победы в Великой Отечественной войне Советский Союз оказался в двойственном положении. С одной стороны, он не только превратился в военную сверхдержаву, но и завоевал огромный авторитет во всем мире. Тогда было очень сложно принизить роль нашей страны, нашего народа и нашей армии в победе над гитлеровским рейхом. Никакая пропаганда не могла посеять в людях сомнения относительно того, кому именно человечество больше всего обязано мирным небом над головой. Участники войны и очевидцы страшных событий были еще живы.
С другой стороны, Советский Союз привнес на алтарь Победы такие жертвы, что бывшим нашим западным союзникам быстрое восстановление страны казалось невозможным. И речь не только об огромных людских потерях. Мы лишились значительной части производственных мощностей, сотни городов и поселков лежали в руинах, разрушены были мосты, электростанции, порты и прочая инфраструктура, на восстановление которой требовались годы.
В то же время Соединенные Штаты Америки, благодаря Первой и особенно Второй мировой войнам, сказочно разбогатели. К ним перетекло 80% всех золотовалютных запасов планеты! Тяжелая промышленность в военные годы стремительно развивалась, будучи обеспечена заказами европейских стран, которые из-за необходимости закрыть свои насущные потребности не имели даже возможности торговаться с американскими дельцами. Был обеспечен гарантированный сбыт и для различной продукции американской легкой промышленности, а также сельскохозяйственного производства.
После создания атомной бомбы и применения ее против Японии США стали не только единственной экономической сверхдержавой, но еще и приобрели статус сверхдержавы военной. Монополия на атомное оружие поставила их в исключительное положение. По прогнозам западных аналитиков, у Советского Союза атомная бомба могла появиться не ранее 1960 года.
Но уже в 1949 году первая советская атомная бомба была успешно испытана! В 1953 году СССР первым испытал более мощное термоядерное оружие. А затем выиграл у США космическую гонку, запустив первый искусственный спутник Земли в 1957 году.
Создание ракет, способных выводить спутники в космос, в военном аспекте означало, что для нанесения ответного удара по США и их союзникам нашей стране не обязательно было иметь большое количество тяжелых бомбардировщиков дальнего действия. Ядерные заряды теперь могли доставлять ракеты, бороться с которыми в те годы было гораздо сложнее, чем с самыми совершенными самолетами.
Межконтинентальные ракеты обе соперничающие сверхдержавы стали размещать не только на суше, но и на подводных лодках. Довольно быстро была обеспечена техническая возможность для оснащения каждой ракеты не одной, а несколькими боеголовками. Не потеряла актуальность и стратегическая авиация.
К началу 70-х годов XX века совокупный ядерный потенциал противников по «холодной войне» достиг величин, позволявших несколько раз уничтожить всю человеческую цивилизацию. Советский Союз при этом нисколько не уступал объединенным силам НАТО. Развязанная Соединенными Штатами и их союзниками гонка вооружений фактически зашла в тупик: ядерная война привела бы к взаимному уничтожению.
Окончание «холодной войны»
Даже самым оголтелым западным милитаристам стало ясно, что одержать победу в военном конфликте с нашей страной у них нет никаких шансов. И тогда стали обретать силу голоса, требующие остановить ядерное безумие.
Советский Союз охотно пошел навстречу здравомыслящим американским и европейским политикам. После предварительных обсуждений между двумя сверхдержавами — СССР и США — было заключено временное соглашение «Об ограничении стратегических вооружений». Документ ограничил количество баллистических ракет и пусковых установок тем числом, которое в тот момент у них имелось.
Стороны констатировали, что в ядерной войне не может быть победителей, а любые попытки добиться преимущества над потенциальным противником посредством создания развернутой системы, защищающей свою территорию от его ракет, бесперспективны и опасны из-за провоцирования дальнейшего увеличения ударной мощи, необходимой для преодоления такой системы.
«Учитывая, что эффективные меры по ограничению систем противоракетной обороны явились бы существенным фактором в деле сдерживания гонки стратегических наступательных вооружений и привели бы к уменьшению опасности возникновения войны с применением ядерного оружия», СССР и США заключили по этому поводу соответствующий договор.
Процедура торжественного подписания исторических документов состоялась 26 мая 1972 года в Москве. С американской стороны подписи поставил лично прибывший для этой цели президент США Ричард Никсон. От лица нашей страны соглашение и договор подписал Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев.
Можно сказать, что все человечество, уже двадцать лет балансировавшее на краю пропасти, в тот день сделало первый робкий шаг в противоположную от обрыва сторону. По крайней мере неуклонному сползанию во мрак и небытие был положен предел. Температура ледяного дыхания «холодной войны» перестала стремиться к абсолютному нулю, в нем появились первые веяния тепла.
Соглашения в Москве создали прочную основу для дальнейшего снижения международной напряженности и подписания в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1 августа 1975 года). Этот документ официально зафиксировал факт окончания «холодной войны».
Но, несмотря на такие совместные достижения в деле укрепления мира на Земле, наши противники в ушедшей, как казалось, в прошлое «холодной войне» не оставили мыслей о сокрушении Советского Союза. Они только сменили стратегию: не имея сил разрушить нашу державу извне, перешли к развалу ее изнутри. К сожалению, эта политика дала им желанные плоды.
Воспользовавшись искренним желанием советского народа жить в мире со всем человечеством, наши «заклятые друзья» преуспели. Временное ослабление экономики, ошибки во внутренней национальной политике и бесхребетность власти привели к тому, что в 1991 году Советский Союз перестал существовать.
«Мир, дружба, жвачка»
Граждане бывшего СССР искренне полагали, что отход от коммунистической идеи упраздняет все главные противоречия во взаимоотношениях с Западом и окончательно ведет ко всеобщему миру и взаимопониманию. Мы верили, что шутливый лозунг «мир, дружба, жвачка» обрел реальный смысл и стал вектором внешней политики не только у нас, но и в Америке, и в Западной Европе. Очень скоро, однако, нам пришлось убедиться в несоответствии этих ожиданий реальности.
Упразднение Организации Варшавского договора не привело к такому же самороспуску Североатлантического альянса. Еще большее недоумение вызвало то, как прошло объединение Германии. Поглощение Восточной ее части Западной привело к тому, что бывший форпост социализма в Европе тоже стал частью НАТО, хотя предварительно оговаривалось, что территория бывшей ГДР не будет использована для размещения военных контингентов альянса.
Если бы американцы остановились хотя бы на этом, их, хоть и с некоторой натяжкой, все же можно было бы считать джентльменами. Но, к сожалению, все громче стали раздаваться голоса, вещающие о том, что «двери НАТО открыты», а проамериканские правительства бывших социалистических стран гурьбой устремились к этим «дверям».
Такое положение не могло не вызвать настороженности со стороны России. Но нас заверяли в искренней дружбе и даже давали понять, что и Российская Федерация, в общем-то, может влиться в альянс. Разговоры эти, конечно же, оставались только разговорами, и велись они для оправдания и прикрытия уже тогда планировавшегося расширения НАТО и продвижения этого блока к границам нашей страны.
Продолжая такую политику обмана, Россию в 1994 году пригласили принять участие в программе «Партнерство во имя мира», никого и ни к чему по сути не обязывающей. Проще говоря, нас водили за нос.
Итогом всех этих политических игр стало подписание 27 мая 1997 года в Елисейском дворце в Париже «Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора» (Акт Россия — НАТО).
С момента подписания документа прошло 25 лет. Агрессивный блок за это время вплотную придвинулся к нашим границам, приняв в свои члены не только большую часть стран бывшего социалистического лагеря, но и три прибалтийские республики бывшего СССР. На очереди была Украина. Со всеми вытекающими для нас чрезвычайно опасными последствиями…