По книгам и фильмам известно, что император Петр I, чье 350-летие отметили 9 июня, помимо управления государством пробовал себя и в других ипостасях: был и бомбардиром, и плотником, и матросом, и шкипером. Но мало кто знает еще об одной его штатной должности — старшего барабанщика Преображенского полка. Петр I знал толк в военной музыке, поэтому неудивительно, что в феврале 1703 года учредил Адмиралтейский оркестр, который и поныне радует нас превосходными выступлениями.
«Позорно» играть абы как…
Царским указом 29 человек из московского хора певчих дьяков капеллы передали в создаваемый оркестр Адмиралтейского приказа — учиться военной музыке. Год спустя морское ведомство перебралось в Санкт-Петербург, а с ним и Адмиралтейский оркестр. К тому времени этот коллектив сложился, поэтому, когда осенью началось строительство комплекса зданий Главного Адмиралтейства, Петр I велел час до полудня играть для строителей. Не только поднять им настроение для работы, но и самим совершенствовать музыкальные навыки и расширять репертуар. Дескать, «позорно» играть абы как — строители и прочие слушатели на смех поднимут! Посему программа становилась все изысканнее, а выступления постепенно превратились в настоящий концерт под открытым небом.
Вскоре сменилась «концертная» площадка — ею стала башня Главного Адмиралтейства, откуда музыка доносились далеко окрест. Длилось выступление по-прежнему ровно час — завершалось с полуденным выстрелом сигнальной пушки Петропавловской крепости.
В феврале 1711 года оркестр получил официальный статус: хор военной музыки Адмиралтейского батальона (в то время любой оркестр именовали хором). По штату в нем состояли 7 гобоистов и 10 барабанщиков.
Увы, вступивший в 1796 году на трон император Павел I военную музыку не жаловал — ему хватало простого барабанного боя. Предполуденные концерты прекратились, Адмиралтейский батальон был расформирован, но оркестр остался — вошел в структуру Училища корабельной архитектуры. В 1872 году оно было переведено в Кронштадт. Учебное заведение сохранила и пришедшая в 1917 году новая власть, изменив название и вернув на прежнее место дислокации — в Адмиралтейство. Выпускники Высшего военно-морского инженерного училища имени Ф.Э.Дзержинского прекрасно помнят свой оркестр.
На корабле, плацу и в зале
Страницы истории Адмиралтейского оркестра, связанные с этим прославленным военно-морским инженерным вузом — «Дзержинкой», заканчиваются в 1998 году: в результате реформирования коллектив музыкантов перешел под юрисдикцию командира Ленинградской военно-морской базы — ЛенВМБ.
Статус изменился, но круг решаемых повседневных задач в целом остался прежним. Флотские музыканты, как и их слушатели в погонах, тоже находятся в строю, готовы по приказу выехать в любую точку. Адмиралтейский оркестр обеспечивает большинство флотских мероприятий, проводимых в Северной столице: торжественные построения и ритуал подъема Андреевского флага, принятие присяги молодым пополнением, церемония закладки и спуска кораблей, возложение цветов к памятникам, встреча официальных делегаций. Везде свои тонкости и требования, которым надо соответствовать.
Важные задачи — подготовка и проведение военного парада в День Победы и участие в Главном военно-морском параде. Так, только на военном параде на Дворцовой площади 9 мая оркестр исполняет более 50 музыкальных произведений!
Еще один показатель виртуозного исполнительского мастерства и яркого красочного звучания — семь выпущенных компакт-дисков. Их названия говорят сами за себя: «50 лет Победы», «Ленинградские воспоминания», «Музыка Российской императорской гвардии» в двух частях, «Музыка воинской славы» и др.
По инициативе прежнего руководителя Адмиралтейского оркестра капитана 1 ранга Алексея Карабанова в Санкт-Петербурге проводится фестиваль, на котором военные музыканты и их коллеги исполняют лучшие произведения, посвященные флоту, а также представляют публике подлинные жемчужины в творчестве выдающихся композиторов. Дебют в 2000 году прошел успешно, и все эти годы «адмиралтейская» музыка очень благожелательно воспринимается петербуржцами и гостями города. В 2019 году фестиваль прошел в 20-й раз и возобновится, когда будут сняты все санитарно-эпидемиологические ограничения.
От Ростова-на-Дону до Архангельска
Немного статистики: каждые три дня коллектив где-нибудь играет — на борту корабля, на плацу или в концертном зале. В год — свыше сотни мероприятий. В нынешнем июньском календаре выступление 8-го числа на Фонтанной площади Ростова-на-Дону в рамках I Всероссийского фестиваля искусств «Петровские ассамблеи». 11 июня в Малом зале Санкт-Петербургской филармонии Адмиралтейский оркестр представит музыкальную программу «Русский вальс как символ исторических свершений». Затем в День России примет участие в Дефиле духовых оркестров. Ранее по сложившейся традиции музыканты поздравили юных слушателей с наступающим Международным днем защиты детей. Не где-нибудь, а на баке крейсера «Аврора»!
Петербургская публика взыскательна и даже в какой-то мере избалована — хватает прекрасных музыкантов, да и известные заезжие коллективы то и дело дают концерты. Поэтому показательно, что Адмиралтейский оркестр выступает на самых престижных площадках Северной столицы: в Большом зале филармонии, Капелле, Государственном Эрмитаже, Большом концертном зале «Октябрьский».
Благодаря военным оркестрам в городе на Неве возрождается «парковая музыка». Это возвращение к традициям, заложенным еще Петром I. Именно при нем музыканты в погонах помимо выполнения прямых служебных обязанностей по соответствующему обеспечению жизни войск регулярно привлекались на различные общегородские и светские мероприятия, давали по вечерам концерты для публики.
Надо отдать должное: Адмиралтейский оркестр всегда готов. К примеру, музыкантам хватило недели, чтобы отрепетировать программу и успешно выступить в прошлом году на IX фестивале военных духовых оркестров «Дирекцион-Норд. Дервиш» в Архангельске.
Праздник, торжество и красота
Казалось бы, музыканты оркестра не просто настоящие профессионалы, а, без преувеличения, виртуозы. Репертуар опять же отточен, но тем не менее репетиции обязательны.
«Как известно, нет предела совершенству, — считает нынешний начальник Адмиралтейского оркестра старший лейтенант Никита Игнатов. — Концерт — это праздник, это торжество, это красота. Поэтому музыканты относятся к выступлениям очень ответственно. Красота заключается в мелочах и нюансах, а значит, их нужно заранее учесть, потратить на это время на репетиции. Тогда можно быть уверенным, что очередной концерт пройдет успешно».
Пример профессионального роста подает сам руководитель. Никита Игнатов в 2009 году поступил в Московское военно-музыкальное училище, где осваивал трубу и проявил интерес к дирижированию и инструментовке. В 2013-м, окончив училище с отличием, поступил в Военный институт военных дирижеров Военного университета, за успехи в учебе и активную научно-творческую деятельность получал стипендию министра обороны Российской Федерации. Получив диплом с отличием, лейтенант Игнатов был назначен на должность военного дирижера артиллерийской бригады, с июля 2019 года он — военный дирижер Адмиралтейского оркестра, а теперь вот уже год как является его начальником.
«Профессия дирижера многогранна, — говорит он. — Это симбиоз руководителя, организатора и самое главное — музыканта. Нужно чувствовать музыку, понимать и знать ее и еще многое, что с этим связано».
Растут в профессиональном отношении и музыканты оркестра. Так, в этом году завершила учебу в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и получила диплом по специальности «Музыкально-инструментальное искусство» с отличием единственная представительница прекрасного пола в оркестре — флейтистка Полина Аксанычева.
В чем секрет творческого долголетия коллектива? В нем бережно сохраняют наработанное предыдущими поколениями музыкантов и в то же время идут в ногу со временем. Есть проверенные «ударные» произведения (например, «Калинка», танец «Яблочко»), которым, учитывая последние тенденции и вкусы аудитории, придают новое звучание. Ведь основная флотская аудитория — это матросы и курсанты, молодые ребята, поэтому задача двуединая: не исключая новшеств, воспитывать молодежь на лучших образцах отечественной культуры.