Беспилотные лазутчики

Беспилотные лазутчики

Легкие мультикоптеры берут на себя решение разведывательных задач над полем боя
БЛА ZALA 421-24.
© zala-aero.com
Легкие мультикоптеры берут на себя решение разведывательных задач над полем боя
' + '' + ' ' + ''+ ' БЛА ZALA 421-24.
20 июня 2022, 09:44
Реклама

Опыт действий в рамках специальной военной операции, проводимой Вооруженными силами России на Украине, позволил на практике выявить некоторые направления развития военной беспилотной авиации. В частности, востребованными оказались мини-беспилотники вертолетного типа, так называемые мультикоптеры. «Армейский стандарт» предлагает обзор новинок в этом сегменте дронов.

Беспилотные мультикоптеры получили широчайшее распространение в последние годы. Развитие технологий позволило реализовать неплохой функционал с точки зрения наблюдения, а выход мировых разработчиков на гражданский рынок обеспечил новым системам массового потребителя. Коммерческие эксплуатанты, а также физические лица, часто использующие такую технику в личных интересах на уровне хобби, своим массовым спросом обеспечили отрасли существенные инвестиции, сделав предлагаемые решения еще более доступными.

Вместе с тем, военными подобные системы довольно долго воспринимались как совершенно гражданские вещи, практически игрушки, недостойные внимания. Опыт действий подразделений народной милиции ДНР и ЛНР, имеющих такие системы в собственном распоряжении, показал перспективность таких систем. Наличие простых мультикоптеров даже бытового класса у подразделений низшего звена — отделения, взвода, артдивизиона — позволяло оперативно получать собственные данные видовой разведки «за холмом», чаще «за домом», и, как следствие — сберегать жизни бойцов, а также повысить эффективность действий в целом.

Как правило, в упомянутых ситуациях использовались доступные на коммерческом рынке беспилотники зарубежных производителей, главным образом из КНР. Китайская продукция доминирует в данной категории. Очевидно, что сам факт иностранного производства практически исключает возможность рассмотрения таких систем в качестве возможных вариантов оснащения ими регулярных подразделений российских Вооруженных сил. Давно действует правило оснащать свою армию продукцией отечественной «оборонки». Однако наличие незакрытой ниши портативных беспилотных аппаратов вертикального взлета-посадки ставит задачу изучения возможных отечественных вариантов.

В первую очередь могут быть рассмотрены системы, разработанные компаниями, уже поставляющими беспилотные системы российскому военному заказчику. Например, «Эникс» и СТЦ. Кроме того, в числе претендентов стоит упомянуть входящую в состав концерна «Калашников» компанию ZALA, чьи барражирующие боеприпасы уже были замечены в Сирии и на Украине. Ну и, наконец, стоит обратить внимание на разработки компаний, ранее поставлявших свои системы для других силовых структур, или коммерческих эксплуатантов — «НЕЛК» и «Беспилотные системы».

«Эникс»

Казанская компания «Эникс» — один из традиционных поставщиков беспилотников Министерству обороны России. Она поставляет российским военным как воздушные мишенные комплексы, так и портативные беспилотники, такие как «Элерон-3СВ». В дополнение к ним компания в инициативном порядке разработала собственный дрон вертолетного типа. Беспилотный аппарат «Веер» реализован по схеме квадрокоптера — на концах четырех лучевых балок установлены тянущие винты, традиционно для подобных аппаратов приводимые в движение индивидуальными электродвигателями. Взлетная масса базовой версии беспилотника с типовой полезной нагрузкой массой 1 кг составляет 4 кг. Максимальная продолжительность полета в данном варианте — 1 час, а радиус применения — 10 км.

Основная задача «Веера» — разведка в ближнем радиусе действия, где использование беспилотников самолетного типа невыгодно или неудобно. Аппарат комплектуется в двух вариантах полезной нагрузки. В первом случае это камера с десятикратным увеличением, передающая изображение в HD-качестве. Во втором — трехспектральная камера дальней и ближней инфракрасных областей спектра и видимого диапазона.

Вместе с тем, разведкой и наблюдением возможности «Веера» не ограничиваются. Он также может быть носителем сбрасываемых грузов, в числе которых, к примеру, могут выступать гранаты Ф-1 и РГД-5.

СТЦ

Компания «Специальный технологический центр» (СТЦ) из Санкт-Петербурга известна в сфере беспилотной техники в основном своим мобильным беспилотным комплексом «Орлан-10». Он стал самым массовым российским беспилотником, наиболее широко используемым в войсках. Между тем, «десятка» не единственный беспилотник в линейке компании, присутствует в ней и мультироторный «Орлан-К6». Он представляет собой платформу с шестью роторами, стартовой массой 4 кг и целевой массой до 1 кг. Максимальная продолжительность полета гексакоптера 40 минут, радиус действия может достигать 5 км.

БЛА «Орлан К6».
© vpk.name
БЛА «Орлан К6».

Целевая нагрузка — гирокомпенсированная плановая фотокамера, телевизионная камера высокой четкости или тепловизионная камера с гирокомпенсацией наклона. Также беспилотник может нести сбрасываемые грузы. Управление комплексом полностью автоматизированное и выполняется из единой программы управления «Орлан 2Д-НПУ».

ZALA

Продуктовый ряд входящей в состав концерна «Калашников» ижевской компании ZALA включает две мультироторные системы. Первая из них — ZALA 421-22 — это октокоптер (восьмивинтовой) максимальной взлетной массой около 8 кг.

Восемь электродвигателей с тянущими винтами смонтированы на концах четырех попарно перекрещивающихся балок. Максимальная продолжительность полета может превышать 35 минут, а радиус действия не менее 5 км. Компания сообщает, что аппарат разработан для проведения аэросъемки, лазерного сканирования, доставки грузов. Конструкция позволяет комбинировать до трех целевых нагрузок одновременно. При этом аппаратура совместима с другими беспилотниками в линейке компании.

Вторая система данного типа — квадрокоптер ZALA 421-24. Максимальная взлетная масса 3,6 кг. К фюзеляжу крепятся 4 складываемые балки, на концах которых размещены 2 двигателя с тянущими и 2 двигателя с толкающими винтами. Подобная конструкция позволяет быстро развертывать систему, приводя ее из транспортного в полетное положение.

Беспилотник может выполнять полеты максимальной продолжительностью не менее 30 минут. Управление осуществляется с помощью ручного контроллера (КРВ) и допускает работу из подвижного транспортного средства. Используемый радиоканал обеспечивает контроль над аппаратом в радиусе не менее 3,5 км.

«Беспилотные системы»

Еще она ижевская компания — «Беспилотные системы», коллектив которой был сформирован в том числе за счет выходцев из ZALA, предлагает семейство легких аппаратов Supercam. В их линейке присутствуют и два мультироторных аппарата — квадро- и гексакоптеры.

Квадрокоптер Supercam X4, как сообщается, способен находиться в воздухе до 40 минут и проводить оперативный мониторинг в режиме реального времени на дальности до 4 км в любое время суток и при ограниченно сложных метеоусловиях.

В качестве полезной нагрузки могут использоваться фотокамера с разрешением 24 мегапикселя на гиростабилизированном подвесе, видеокамера 4К на гиростабилизированном подвесе или тепловизор. По информации компании, благодаря встроенному автопилоту и автоматическому планированию полетного задания полностью исключается человеческий фактор при эксплуатации аппарата.

Supercam X6M2.
© ГК Беспилотные системы
Supercam X6M2.

Второй из упомянутых аппаратов — шестивинтовой Supercam X6M2 — способен проводить оперативный мониторинг в режиме реального времени на дальности до 10 км в любое время суток. Продолжительность полета — до 55 минут. Беспилотник может быть оснащен целевыми нагрузками на гиростабилизированных платформах с круговым обзором для достижения наилучшего качества изображения, модулем автоматического сопровождения и удержания цели, а также системой сброса различных нагрузок и устройств.

НЕЛК

Плотно работающая с российскими силовыми структурами отечественная компания «НЕЛК» предлагает, пожалуй, самую широкую среди российских разработчиков гамму аппаратов мультироторной схемы различной размерности, включая аппараты не только на аккумуляторных батареях, но и с гибридной силовой установкой.

Гексакоптер НЕЛК-В6.М1 имеет взлетную массу до 9 кг, включая до 3 кг полезной нагрузки. Аппарат способен находиться в воздухе до 40 минут, выполняя полеты в радиусе до 5 км. Полезная нагрузка быстросъемная, взаимозаменяемая.

НЕЛК-В4-ДВС.
© nelk.ru
НЕЛК-В4-ДВС.

НЕЛК-В12 — 12-роторный мультикоптер для доставки малогабаритных грузов массой до 10 кг и проведения воздушной оптико-электронной разведки местности и объектов. Максимальный радиус действия 5 км. Продолжительность полета, в зависимости от массы полезной нагрузки — до 20 минут.

НЕЛК-В4.М1 — квадрокоптер максимальной взлетной массой около 12 кг. Предназначен для воздушной разведки и наблюдения. Радиус действия по радиоканал до 5 км. Аппарат может выполнять полеты продолжительностью до 55 минут, неся до 1,5 кг разведывательной аппаратуры.

Замыкает линейку 20-килограммовый мультикоптер НЕЛК-В4-ДВС с гибридной силовой установкой. Используемый в ее составе двухтактный двигатель внутреннего сгорания обеспечивает высокую продолжительность полета, достигающую трех часов. В качестве целевой нагрузки устанавливаются малогабаритные гиростабилизированные оптико-электронные системы для круглосуточного и всепогодного мониторинга местности; поиска, обнаружения и сопровождения объектов в видимом и тепловизионном спектре. Также дрон может выполнять доставку и сброс грузов массой до трех килограммов. Радиус действия по каналу передачи телеметрии и сигналов управления до 30 км.

Перспективы

Недооценка полезности малоразмерных беспилотных аппаратов в войсках — довольно типичное явление для армий мировых держав, склонных считать их недостойными внимания. Но несмотря на имеющиеся органические недостатки малая цена такого рода изделий, делающая их практически расходным материалом, обеспечивает в итоге неплохое соотношение эффективности-стоимости, а следовательно, дает основание для более внимательного рассмотрения их в качестве возможных средств оснащения подразделений низшего звена.

Открывается возможность для дальнейших действий по насыщению войск нужными средствами. Тем более что относительно невысокая стоимость систем не будет являться существенным отягощением для бюджета.

Наличие существующих наработок у отечественных компаний промышленности должно обеспечить максимально быстрое их введение в опытную эксплуатацию в войсках для определения всех плюсов и минусов, а также лучшего понимания военными предоставляемых мультикоптерами возможностей и формулирования перспективных требований к будущим комплексам.

Реклама
Реклама