Прикрывая Донбасс
В систему противовоздушной обороны любой территории, помимо истребительной авиации и зенитных ракет, входят радиотехнические войска, оснащенные радиолокационными станциями (РЛС) различного назначения. О том, какие РЛС помогают контролировать небо в зоне специальной военной операции, рассказывается в статье «Армейского стандарта».
Из семейства «Небо»
В зоне спецоперации с недавнего времени работают станции большой дальности 1Л125 «Ниобий-СВ». Эти радары защищают население Донбасса, прикрывают группировки российских войск. Станции «Ниобий-СВ» входят в состав одного из соединений Центрального военного округа.
Со стационарной позиции радар ведет обзор воздушной обстановки в радиусе нескольких сотен километров, выдает целеуказания войсковой системе ПВО С-300В. От ударов с воздуха РЛС прикрывают зенитный ракетно-пушечный комплекс (ЗРПК) «Панцирь-С1» и бойцы с переносными зенитными ракетными комплексами (ПЗРК).
В зависимости от места развертывания такая система ПВО может прикрывать почти весь Донбасс, даже контролировать значительную часть украинского воздушного пространства. Хотя авиация ВСУ сегодня, после невосполнимых потерь, угрозы фактически не представляет. А взлетающие единицы самолетов и вертолетов засекают «Ниобий-СВ» и другие РЛС, чтобы затем передать координаты огневым средствам ПВО.
1Л125 «Ниобий-СВ» из семейства локаторов «Небо», созданного Нижегородским научно-исследовательским институтом радиотехники (ФНПЦ ННИИРТ, входит в Концерн ВКО «Алмаз-Антей»). С конца нулевых НИИ разрабатывал новую РЛС для войсковой ПВО, получившую нынешнее обозначение «Ниобий-СВ». Эти станции есть в российской армии на всех стратегических направлениях.
«Ниобий-СВ» — передвижная РЛС на четырехосном шасси «КамАЗ». Легко может перемещаться, если возникает необходимость сменить позицию. А такие перемещения нередки, поскольку ВСУ с помощью натовских средств радиотехнической разведки не оставляет попыток атаковать наши РЛС. Например ракетами, идущими на радиолокационный сигнал.
На развертывание РЛС (вывешивание на домкратах, подъем активной фазированной антенной решетки большой площади, установка связи) уходит до 15 минут. Расчет станции три человека.
Рабочие диапазоны РЛС, принципы ее работы не разглашались. Однако известно, что «Ниобий-СВ» воздушную цель с эффективной поверхностью рассеивания (ЭПР) всего в 1 кв. м засекает на дальности не менее 400 км и на высотах до 40 км. РЛС автоматически сопровождает до 300 воздушных целей одновременно.
Изделия линейки «Ниобий» способны обнаруживать и сопровождать самолеты, вертолеты, беспилотные летательные аппараты, ракеты. Использование метрового диапазона упрощает обнаружение малозаметных объектов.
Понятно, что РЛС 1Л125, как и другие современные радиолокационные станции, может работать в составе нынешней войсковой ПВО. То есть взаимодействовать со всеми зенитными комплексами Сухопутных войск, от «Панциря» и «Тунгуски» до дальнобойных С-300В.
Еще один представитель того же семейства РЛС «Небо-Т». Эти радары также задействованы в спецоперации. Комплекс работает по всем частотным диапазонам, на редкость чувствителен, фиксирует не только традиционные для ПВО цели (самолеты, вертолеты, ракеты, беспилотники), но даже снаряды реактивных систем залпового огня (РСЗО). Все воздушные цели фиксируются станцией в радиусе свыше 300 км. Помехи от установок противника операторы РЛС научились быстро нейтрализовывать с помощью аппаратуры радиоэлектронной борьбы (РЭБ).
Наконец, для прикрытия акватории Черного и Азовского морей в зоне спецоперации подходит коротковолновая загоризонтная РЛС 5П21 «Подсолнух». Эта станция может одновременно отслеживать более 300 надводных и воздушных целей на площади около 150 тысяч квадратных километров. Причем круглосуточно и в любых климатических условиях. По каждой цели формируется информация от момента ее обнаружения до ухода из сектора.
«Подсолнух» контролирует надводную и воздушную обстановку в пределах 200-мильной экономической зоны, выдает информацию о ней на командные пункты береговой системы наблюдения и сил береговой охраны для применения оружия.
Превзошли американцев
Следующий шаг в сфере слежения за воздушным пространством — информационная система мониторинга с элементами искусственного интеллекта. Создает такую систему Радиотехнический институт имени академика А.Л.Минца (РТИ) и НПК «Научно-исследовательский институт дальней радиосвязи» (НИИДАР). Новинка позволит, к примеру, контролировать обстановку в ближней и дальней морских зонах Черного моря в режиме реального времени, предотвращать провокации кораблей НАТО в этом регионе.
Получая данные от различных источников, разнородных технических средств, система автоматически обрабатывает информацию и формирует сведения об актуальной обстановке. При этом непрерывно накапливает собственную базу данных, позволяющую уточнять судоходную обстановку.
Применяя в обработке информации элементы искусственного интеллекта, система выявляет нестандартные ситуации, обнаруживает потенциально опасные объекты. Возможные провокации со стороны кораблей НАТО делают систему просто необходимой.
Избрав путь инноваций, российские радиоэлектронщики преуспели и в импортозамещении. Более того, замена чужестранных деталей и элементов пошла только на пользу отечественной технике. Есть убедительные тому примеры.
Радиозавод «Полет» в Челябинске оснастил радиолокаторы своими комплектующими взамен аналогов из США. Разработка позволяет видеть обстановку в небе в радиусе 400 км. Элементы четырех американских усилителей были заменены на отечественные. Испытания показали: отечественное оборудование более совершенное, нежели образцы из США.
«Полет» все больше ориентируется на собственные разработки. Уровень импортозамещения в ряде позиций достигает 90 процентов. А импортозамещение, как известно, значительно ослабляет ущерб от действия многочисленных экономических санкций.
Локатор подмышкой
Холдинг «Росэлектроника» госкорпорации Ростех разработал портативную многофункциональную радиолокационную станцию для защиты объектов критически важной инфраструктуры. Эта РЛС сколь необходима сегодня, столь и долгожданна. В том числе она нужна подразделениям, уязвимым от беспилотников.
Станция может обнаруживать малогабаритные дроны на расстоянии более 1000 метров, в том числе летящие на сверхмалых высотах. РЛС создана на отечественной элементной базе, весит всего 5 кг. То есть это носимое устройство.
Принцип работы новой РЛС основан на использовании эффекта Доплера-Белопольского. Станция проводит селекцию движущихся целей. Она способна по вращению винтов обнаруживать даже малозаметные дроны в режиме зависания. Устройство можно применять и для поиска наземных объектов. Например, обнаружить автомобиль на расстоянии более десяти километров.
Развитие беспилотных технологий ужесточает требования безопасности на критически важных объектах. Поэтому основная задача новой радиолокационной станции — поиск низколетящих малогабаритных воздушных целей и других угроз. В частности, наземных роботизированных комплексов. РЛС может одновременно сопровождать до 32 целей, работать совместно с другими системами радиолокационного мониторинга. Станция уже прошла предварительные испытания.
Компании Ростеха создают целую линейку средств борьбы с беспилотниками различного класса. Среди них многофункциональный мобильный комплекс «Рать» с системой лазерного уничтожения, комплекс противодействия беспилотникам «Атака-DBS», электромагнитные ружья.
Взгляд сквозь стену
Поле для совершенствования радаров еще огромное. К примеру, израильская компания Camero-Tech разработала портативный радар нового поколения Xaver 1000. Он позволяет «видеть» объекты за стенами. Радар предназначен для разведывательных подразделений, спасателей и правоохранительных органов.
Станция получила алгоритм отслеживания целей на основе искусственного интеллекта и функцию, которая позволяет обнаруживать статические объекты за стенами. Высокое разрешение визуализации позволяет распознавать даже части тела человека. Xaver 1000 может определять позу человека за стеной, классифицировать цели по типам.
Радар имеет штатив для установки системы и сенсорный экран с диагональю 10,1 дюйма. Xaver 1000 может записывать полученные данные, чтобы затем анализировать действия подразделения.
По не проверенным пока данным, в России подобные разработки также ведутся.