«Секретный» флот России в XXI веке

«Секретный» флот России в XXI веке

Будущие лейтенанты эсминца «Лидер» в этом году пойдут в первый класс
Концептуальная визуализация нового корвета проекта 20386.
© ЦМКБ «Алмаз»
Будущие лейтенанты эсминца «Лидер» в этом году пойдут в первый класс
' + '' + ' ' + ''+ ' Концептуальная визуализация нового корвета проекта 20386.
22 июля 2022, 10:45
Реклама

В последнее воскресенье июля в России традиционно отмечают День Военно-морского флота. На главном военно-морском параде в Санкт-Петербурге многомиллионная аудитория телезрителей видела корабли, подводные лодки и суда многих классов и различного назначения. Несмотря на зрелищность и наглядность парада, он не дает полного представления о том, какой же флот XXI века строит Россия.

Самый простой способ получить ответ на этот вопрос — заглянуть в Программу кораблестроения до 2050 года (ПВК-2050), утвержденную Президентом РФ в мае 2014 года. Но она не предназначена для обнародования. Более того, с ней знакомы даже не все высшие офицеры ВМФ. Российским адмиралам лучше известны планы строительства кораблей ВМС США, чем своих собственных. И на это есть особые причины. В них разбирался «Армейский стандарт».

На обломках советского ВМФ

Степень секретности российской кораблестроительной программы прямо пропорциональна степени неопределенности экономической деятельности в Мировом океане. Этим, в частности, объясняется длительный — более десяти лет — срок разработки ПВК-2050.

О ее необходимости впервые заговорили чуть ли не на следующий день после первой инаугурации Владимира Путина, в 2000 году. Спустя 78 дней после вступления в должность Президента РФ, Владимир Путин полдня провел в конференц-зале Центра стратегических разработок. Здесь шла защита кандидатской диссертации главкома ВМФ Владимира Куроедова на тему: «Стратегия государства по защите и реализации национальных интересов России в Мировом океане». После доклада диссертанта началась дискуссия, продолжавшаяся около двух часов. Все это время в ней участвовал и Владимир Путин.

Корвет «Гремящий» проекта 20385.
© ПО Севмаш
Корвет «Гремящий» проекта 20385.

Так вырабатывались общие подходы к решению вопроса о том, какой флот нужен России, исходя из морской деятельности государства. В начале XXI века, после четырех лет горбачевской «перестройки» и девяти лет ельцинского безвременья, в морской деятельности царили хаос, разруха и бесправие.

В автореферате диссертации главком ВМФ Владимир Куроедов написал: «Особую остроту возникающие проблемы приобретают в связи с неудовлетворительным состоянием морской деятельности в наиболее важных сферах, включая сферу обороны и обеспечения национальной безопасности; социально-экономическую сферу; сферу международно-правового обеспечения морской деятельности и другие. Незамедлительного решения требуют общие проблемы организации морской деятельности Российской Федерации».

А спустя еще 19 дней произошла трагическая гибель атомного подводного ракетного крейсера (АПРК) «Курск», которая показала, что Северный флот — на тот момент самый боеспособный в Военно-морском флоте России — тяжело болен. Возможно, констатация этого факта отодвинула на четыре года разработку кораблестроительной программы. Это были годы борьбы между пессимистами и оптимистами, между континентальным и пространственным морским мышлением в строительстве Вооруженных сил РФ.

Удручающее сомнение в технологической способности страны содержать современный океанский флот отразилось в первом варианте плана развития ВМФ на период до 2040–2050 годов. Его основным пунктом стал отказ от защиты интересов страны в океанах, и, как следствие, предпочтение в строительстве небольших кораблей, предназначенных для действий в 200-мильной исключительной экономической зоне.

Концептуальное изображение атомной подводной лодки 5-го поколения проекта 545 «Хаски».
© hisutton.com
Концептуальное изображение атомной подводной лодки 5-го поколения проекта 545 «Хаски».

«Мы уходим от кораблей большого класса, имеющихся сегодня и оставленных нам советским временем, и переходим к кораблям многофункционального применения», — заявил тогда главком ВМФ Владимир Куроедов.

Иными словами, речь шла о кораблях 4-го и 3-го рангов, даже не 2-го ранга. О кораблях 1-го ранга — крейсерах и эсминцах — речь вообще не заходила. Что касается авианосцев, то их Куроедов считал, кораблями туманного будущего. «Авианосец — это вопрос следующего десятилетия, сегодня говорить об этой составляющей флота рановато», — говорил главком ВМФ.

Тот план развития ВМФ после отставки автора — адмирала Куроедова — был существенно изменен. Долгосрочная программа военного кораблестроения на период до 2050 года, утвержденная Президентом РФ в мае 2014 года, является компромиссом между приверженцами континентального и пространственного морского мышления. Компромисс заключается в том, что сначала надо построить флот для защиты экономической зоны, и лишь спустя десятилетия Россия вернется в Мировой океан.

«Я планов наших люблю громадье»

В ходе выполнения ПВК-2050, как не раз заявляли представители Главного штаба ВМФ, корабельный состав количественно не увеличится и не сократится, останется примерно таким же, как в 2014 году, а вот качественно он изменится. По данным ежегодного бюллетеня «Военный баланс» Международного института стратегических исследований, к концу 2013 года ВМФ имел в своем составе боевых кораблей, катеров и подводных лодок 263 единицы, кроме того — восемь подводных лодок специального назначения, 260 надводных кораблей спецназначения и морских судов обеспечения, 376 рейдовых судов и катеров. Всего: 907 единиц.

До 2031 года планируется построить более 600 надводных кораблей, подводных лодок и судов обеспечения вспомогательного флота. Таким образом, примерно на 70% ВМФ будет состоять из новых кораблей и судов, построенных в период до 2031 года.

Концептуальная визуализация нового корвета проекта 20386.
© ЦМКБ «Алмаз»
Концептуальная визуализация нового корвета проекта 20386.

«Как известно, в ближайшее время доля современных образцов вооружения и техники в ВМФ должна составить 70%», — доложил Верховному Главнокомандующему главком ВМФ адмирал Николай Евменов на совещании по вопросам перспективного развития ВМФ, которое проходило 9 января 2020 года.

Если из общей численности корабельного состава исключить 376 рейдовых судов и катеров, которые могут строиться по отдельному плану создания новой инфраструктуры базирования ВМФ, то флот, согласно ПВК-2050, получит до 550 новых кораблей, подводных лодок и судов обеспечения. Большая часть их уже находится в серийном строительстве.

Подводные лодки

До 2031 года будет построено по проекту 955А «Борей-А» 12 ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН). Пять уже находятся в боевом составе Северного и Тихоокеанского флотов. Еще пять — в разной степени готовности на стапелях производственного объединения «Севмаш» в Северодвинске. Последние два — пока только в планах. Заключение контракта на их строительство ожидается в 2023 году, когда высвободятся две строительные бригады после передачи флоту РПКСН «Генералиссимус Суворов» и «Император Александр III». При сохранении сегодняшних темпов строительства последние в серии крейсера войдут в боевой состав не ранее 2030 года.

В это же время будет закончено и серийное строительство многоцелевых атомных подводных лодок с крылатыми ракетами (АПЛКР) по проекту 885М «Ясень-М». В строю пока только три лодки: две — в 11-й дивизии Северного флота и одна — в 10-й дивизии Тихоокеанского флота. По плану к 2031 году на каждом флоте должно быть по шесть лодок. При этом в 11-й дивизии останется самая первая лодка «Северодвинск», построенная по проекту 885. Корпуса трех последних лодок — с 10 по 12 — еще не закладывались. Строительство 8-й и 9-й лодок продолжается на «Севмаше». Флаг на них планируют поднять не ранее 2027 года.

Необитаемый подводный аппарат «Клавесин-2Р-ПМ».
© hisutton.com
Необитаемый подводный аппарат «Клавесин-2Р-ПМ».

Однако план, как говорят на флоте, не догма, а только руководство к действию. АПЛКР «Ульяновск», заложенную 28 июля 2017 года по проекту 885М «Ясень-М», решено достраивать по проекту 985.3 как атомную подводную лодку специального назначения (АПЛСН). Об этом стало известно в начале прошлого года. В этой связи остается открытым вопрос о строительстве дополнительно еще одной АПЛКР по проекту 885М, потому что в дивизии должно быть шесть лодок. Это число определено особенностями графика их боевого применения и технического обслуживания.

Остаются неопределенными и дальнейшие планы строительства лодок по проекту 985. Речь пока идет о трех АПЛСН. Каждая строится по индивидуальному проекту: «Белгород» (пр. 985.2), «Хабаровск» (пр. 985.1) и «Ульяновск» (пр. 985.3). Первую — «Белгород» — планируется передать флоту уже в текущем году, а последнюю — «Ульяновск» — в 2025 году.

По неподтвержденной информации, все три лодки являются носителями оружия «судного дня» — ядерных суперторпед «Посейдон». Тех самых, о которых в 2018 году рассказал президент Владимир Путин.

Создание и передача флоту нового оружия входит в Госпрограмму вооружения до 2027 года. Суперторпеды вместе с подлодками-носителями составят так называемую океанскую многоцелевую систему. Ее создание, возможно, будет продолжено после 2030 года с учетом опыта эксплуатации первых трех лодок.

Чтобы закрыть тему атомного подводного флота остается добавить, что небольшая часть находящихся сейчас в боевом составе РПКСН проекта 667БДРМ «Дельфин», атомные подводные ракетные крейсера (АПРК) проекта 949АМ «Антей», многоцелевые и крейсерские атомные подводные лодки различных проектов еще послужат. Срок эксплуатации каждого крейсера и каждой лодки будет зависеть от технического состояния и возможности продлить ресурс в ходе капитального ремонта с модернизацией и заменой ракетного вооружения.

Продолжение строительства неатомных подводных лодок (НАПЛ) по проекту 677 «Лада» будет зависеть от результатов труда конструкторов-двигателистов. Первоначально ВМФ хотел заказать 20 субмарин, но из-за неудачи, постигшей конструкторов анаэробной энергетической установки, главком ВМФ адмирал Владимир Высоцкий в феврале 2012 года сделал попытку преодолеть оборонное лобби и вообще отказаться от лодок 677-го проекта.

«В существующем виде «Лада» ВМФ России не нужна», — сказал Владимир Высоцкий. Говорят, что в том числе и за эти слова адмирал лишился должности главкома, а строительство головной лодки «Санкт-Петербург» продолжили. Она и две последующие останутся с традиционной энергетической установкой.

Контракты на строительство еще трех НАПЛ подписаны в 2019-м (два контракта), и в 2020-м (один контракт). Закладка первых двух субмарин состоялась 12 июня 2022 года. Очевидно, ждали, что удастся создать анаэробные энергетические установки, над которыми конструкторы бьются уже более 40 лет.

Макет необитаемого подводного аппарата типа 2М39 «Посейдон» на морском судне обеспечения «Академик Александров» в ноябре 2019 г.
© wikipedia.org
Макет необитаемого подводного аппарата типа 2М39 «Посейдон» на морском судне обеспечения «Академик Александров» в ноябре 2019 г.

Если они оправдают возложенные на них надежды, строительство лодок по проекту «Лада» продолжится и в третьем десятилетии. На пятой в серии (шестой по порядковому счету) лодке флаг планируют поднять в 2027 году.

Продолжается строительство дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) проекта 636,3 для 19-й бригады Приморской флотилии разнородных сил ТОФ. Шестая в бригадном комплекте ДЭПЛ «Якутск» должна быть передана флоту в 2024 году.

Пять лет назад в Вилючинске началось формирование управления новой бригады подводных лодок, для которой предназначались боевые «единички» проекта 636,3, переданные затем в 19-ю бригаду. Вероятно, после 2024 года, после окончательного решения по лодкам 677-го проекта, станет ясно, когда на Камчатке начнется воссоздание 182-й бригады, расформированной в 2011 году, и какими лодками она будет укомплектована.

Все подводные лодки рассчитаны как минимум на 30 лет эксплуатации. Значит, построенные до 2030 года лодки 4-го поколения должны будут прослужить как минимум до 2060 года. Постепенно им на смену придут лодки 5-го поколения, строительство которых начнется с 2031 года. Но их облик окончательно не сформирован.

Меньше всего информации о РПКСН 5-го поколения. Это объясняется отсутствием опытно-конструкторских работ (ОКР) в области ракетных комплексов. Все просто: без ракет нет ракетоносца. Сначала надо решить, какой будет ракета — тяжелой или легкой. От этого зависит водоизмещение крейсера. С уверенностью можно сказать, что это будет не «Булава-2».

Больше конкретики в планах относительно многоцелевой атомной подводной лодки. До 2018 года проводилась научно-исследовательская работа (НИР) под шифром «Хаски», на этапе ОКР проекту присвоили номер 545 шифр «Лайка».

В области неатомного подводного судостроения не первый год идут работы по созданию НАПЛ проекта 777А «Калина». Однако все это не больше, чем одно из направлений конструкторской мысли, которые не оформлены в конкретные предложения.

Надводные корабли

На «Северной верфи» продолжается строительство фрегатов по проекту 22350. Построено два, шесть находятся на заводе в разной степени готовности. Закладка еще двух ожидается в ближайшее время. Окончание их строительства обозначено рубежом 2029 года. После этого будет продолжено строительство фрегатов по модернизированному проекту 22350М.

Госконтракт на их разработку и строительство головного корабля уже подписан, но его закладка отодвигается примерно на два года. Сейчас уточняется техзадание, идет проектирование. Строительство должно начаться после 2024 года.

Корвет «Сообразительный» проекта 20380.
© paluba.media
Корвет «Сообразительный» проекта 20380.

Фрегаты проекта 11356Р «Буревестник», или как неофициально назвали эту серию — «царские адмиралы»: «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и Адмирал Макаров» — при благоприятном стечении обстоятельств продолжат службу на Черноморском флоте примерно до середины XXI века. Меньше повезло трем другим кораблям этого проекта. Два из них в недостроенном виде проданы ВМС Индии, а третий — «Адмирал Корнилов» — окончательно застрял на судостроительном заводе «Янтарь» без комплекта газотурбинных агрегатов М7Н. Их поставлял Научно-производственный комплекс газотурбостроения (НПКГ) «Зоря» — «Машпроект» в городе Николаеве. Киев запретил поставки в Россию. Сегодня же даже астрологи не берутся предсказать, что станет с предприятием и городом к концу года.

На заводах «Северная верфь» и Амурском судостроительном продолжается строительство корветов сразу по двум проектам: 20380/III — для ближней морской зоны и 20385 — для дальней морской и океанской зон. Всего к 2031 году флот рассчитывает иметь пять бригад охраны водного района, сформированных из этих кораблей: две — на ТОФ и по одной — на Северном, Балтийском и Черноморском флотах.

Особняком идет, вернее, стоит с октября 2016 года строительство головного корвета «Дерзкий» проекта 20386. «Дерзкий» разительно отличается от своих старших собратьев архитектурой корпуса, конструктивом и оружием. Впервые в нем реализован принцип модульности вооружения. Сроки сдачи опытового корабля неоднократно переносились с 2020 года. Сейчас обозначен новый рубеж готовности — 2023 год.

Закладная доска корвета «Дерзкий» проекта 20386.
© smrpk.ru
Закладная доска корвета «Дерзкий» проекта 20386.

В 2023 должны поднять флаг на большом десантном корабле (БДК) «Владимир Андреев», а в 2024 году — на БДК «Василий Трушин» проекта 11711/II. Оба корабля предназначены для ближней и дальней морских зон.

И наконец, главное событие на рубеже десятилетий — закладка в 2020 году универсальных десантных кораблей «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко» проекта 23900. Правда, флот их получит не ранее 2028 и 2029 года соответственно, если этому радостному для каждого моряка событию ничто не помешает.

Вместе с корветами проекта 20386, УДК проекта 23900 станут первыми надводными кораблями океанской зоны, построенными в истории современной России.

Итог такой: Россия ушла от строительства кораблей большого класса, и в обозримом будущем уже не вернется к ним.

Взгляд за горизонт

После 2031 года в соответствии с ПВК-2050 на российских верфях должны быть заложены некие принципиально новые безэкипажные или частично управляемые экипажами морские платформы, которые придут на смену кораблям 4-го и 3-го рангов. Однако их трудно будет назвать традиционными терминами «корабль» или «подводная лодка». Предощущение появления таких платформ связано со строительством автономных необитаемых подводных аппаратов «Посейдон» и «Клавесин».

Атомная суперторпеда «Посейдон» и необитаемый подводный аппарат «Клавесин» (внизу жёлтый).
© hisutton.com
Атомная суперторпеда «Посейдон» и необитаемый подводный аппарат «Клавесин» (внизу жёлтый).

Их конструктивным отличием станет модульность набора оружия, которое можно будет менять, как набор деталей в конструкторе LEGO — под поставленные задачи и районы боевых действий.

Само оружие тоже должно претерпеть сильные изменения в сторону увеличения поражающей способности, основанной на новых физических принципах. Важное место в системе вооружения будут занимать средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и противодействия, которые из средств защиты превратятся в средство нападения.

Система управления роботизированными боевыми платформами получит искусственный интеллект, способный самостоятельно решать сложные тактические задачи на основе данных, получаемых от различных сенсоров, размещенных в космическом, воздушном и морском пространствах.

Как ни фантастично это сегодня звучит, но боевые платформы для сетецентрических операций — уже ближайшее будущее российского флота, чего не скажешь о шансе начать строительство российских авианосцев. Нет, они, конечно, появятся в составе флота, по крайней мере, включены отдельной строкой в ПВК-2050. Однако каждый новый главком ВМФ, похоже, вздыхает с облегчением, когда тяжелый груз создания авианосцев перекладывается на погоны следующего флотоводца.

Макет тяжёлого авианосца проекта 23000 на выставке «Армия 2015».
© wikipedia.org
Макет тяжёлого авианосца проекта 23000 на выставке «Армия 2015».

Сложность проблемы заключается в ее комплексном характере.

Первая проблема — место строительства. Нужных верфей в России нет. Потребуется переоборудовать существующие эллинги под строительство двух авианосцев — строить один технологически не имеет смысла.

Второе. Без кораблей боевого обеспечения, входящих в авианосную ударную группу (АУГ), авианосец будет так же беззащитен, как «Москва» на якорной стоянке у острова Змеиный. Следовательно, для эскорта каждого авианосца потребуется построить два-три крейсера, столько же эсминцев и фрегатов. Пока из этой триады строятся только фрегаты.

Третье. Необходимы два полка корабельной авиации, включающей пилотируемые и беспилотные летательные аппараты, и специальная подготовка летчиков-операторов. Пока на Северном флоте, например, готовят только операторов беспилотников.

Четвертое. Нужно развернуть строительство судов снабжения для обеспечения полной автономности АУГ в Мировом океане.

И наконец, в-пятых — строительство инфраструктуры базирования. Для понимания проблемы: за 31 год эксплуатации на Северном флоте единственный российский авианесущей крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» так и не получил своего причала.

Все эти проблемы, видимо, решено отработать в процессе будущей эксплуатации УДК проекта 23900, для которых тоже понадобятся и корабли эскорта, и инфраструктура базирования. Следовательно, строительство авианосцев откладывается еще как минимум на 18 лет — до 2040 года. До этого времени, возможно, состоится закладка опытового корабля 1 ранга, такого, как атомный эсминец проекта 23560 «Лидер».

Макет перспективного эсминца проекта 23560 «Лидер».
© militaryrussia.ru
Макет перспективного эсминца проекта 23560 «Лидер».

Уверен, лейтенанты, которые будут служить на нем, в этом году пойдут пока только в первый класс общеобразовательной школы.

Реклама
Реклама