Севморпуть. Шлагбаум для иностранных кораблей

Севморпуть. Шлагбаум для иностранных кораблей

От конфронтации к сотрудничеству и обратно
Атомный ледокол.
© rosatom.ru
От конфронтации к сотрудничеству и обратно
' + '' + ' ' + ''+ ' Атомный ледокол.
31 августа 2022, 09:59
Реклама

Правительство России не собирается закрывать Северный морской путь (СМП) для иностранного судоходства. В статье 5.1 Кодекса торгового мореплавания РФ дано определение СМП. Акватория Северного морского пути — это водное пространство, прилегающее к северному побережью России, охватывающее внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую зону и исключительную экономическую зону. На востоке это пространство ограничено линией разграничения морских пространств с США и параллелью мыса Дежнева в Беринговом проливе. На западе — меридианом мыса Желания до архипелага Новая Земля, восточной береговой линией архипелага Новая Земля и западными границами проливов Маточкин Шар, Карские Ворота, Югорский Шар.

Севморпуть.
© Соцсети
Севморпуть.

«Армейский стандарт» разбирался с экономической, дипломатической и военной составляющими Севморпути и пришел к выводу, что они тесно взаимосвязаны.

Россия прирастает Арктикой

Правительство России не повторит ошибки Михаила Федоровича. Первый русский царь из династии Романовых в 1616 году запретил торговым людям под страхом смертной казни добираться морским путем из Архангельска в Мангазею — первый русский заполярный город в Сибири. Опасения Михаила Федоровича, что иностранцы хотят колонизировать Русский Север, не были беспочвенными. С начала XX века историки Инна Любименко, Виктор Виргинский (Гуревич) и Чарльз Даннинг (Ch. Dunning) независимо друг от друга начали находить в архивах Туманного Альбиона документы XVII века, подтверждающие планы захвата русских территорий и, в частности, Мангазеи.

Однако запрет мореплавания оказался плохим способом защиты региона. Когда в 1620 году царь разрешил судоходство, Мангазеи уже не существовало — город умер без торговли.

Сегодня страны Арктического региона, и не только они, требуют открыть Севморпуть для свободного судоходства. Судоходство Россия не отменяла, но свободным оно будет только в той степени, в которой это выгодно для экономического развития российского сектора Арктики. Такова позиция Кремля.

Сейчас Россия развернула гигантские стройки по берегам северных морей. Строится горно-обогатительный комбинат по добыче и переработке свинцово-цинковых руд и производству концентрата на базе месторождения Павловское в Архангельской области. Осваиваются Томторское месторождение редкоземельных металлов и новые алмазные россыпи в Якутии, сульфидное месторождение Масловское в Норильске, комплексное золотомедное месторождение Песчанка на Чукотке. Баимская рудная зона, Сырадасайское месторождение коксующихся углей, «Сегежа Запад» и «Арктик СПГ-2» — это лишь часть проектов, о которых упоминали на совещании по вопросам развития Арктической зоны, проведенном Президентом РФ Владимиром Путиным 13 апреля 2022 года. А всего в Арктике сейчас реализуется более 460 проектов. Всем им нужен как воздух Северный морской путь.

Атомный ледокол «Ямал».
© wikipedia.org
Атомный ледокол «Ямал».

Арктические проекты и СМП дали импульс развитию разветвленной транспортной инфраструктуры. Она включает железнодорожный Северный широтный ход, портовую и аварийно-спасательную службы, спутниковую систему мониторинга и связи. Идет строительство ледокольного и грузового флотов, судов-газовозов арктического класса и других объектов арктической транспортной инфраструктуры. Президент Владимир Путин потребовал максимально нарастить темпы работ по ее созданию.

В рамках развития портовой инфраструктуры ведется строительство четырех терминалов. На российских верфях в разной степени готовности четыре атомных ледокола, в том числе уникальный ледокол «Лидер». До 2030 года планируется построить еще шесть. На Адмиралтейских верфях завершено строительство первой в мире ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс». На ее базе будут проводиться океанологические, биологические, экологические исследования.

«Вряд ли другие страны построят нечто подобное в обозримом будущем. Прочность корпуса такая, что судно сможет на два года вмерзнуть в лед и дрейфовать. Это позволит попасть в те уголки Арктики, куда чрезвычайно сложно добраться, и туда, где вообще никогда (никто) не бывал», — сказал министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации Александр Козлов.

По словам генерального директора Адмиралтейских верфей Александра Бузакина, в сентябре из Мурманска платформа отправится в первый рейс, в октябре ее вморозят в лед. Инженеры на практике оценят, как она работает, а потом технические сотрудники уступят место ученым, и начнется полномасштабная экспедиция.

В августе открылась регулярная каботажная линия между Санкт-Петербургом и Владивостоком. А к 2025 году заработает регулярная транзитная линия. Всего планируется построить 132 судна для Арктики, которые будут ходить за ледоколами.

Минобороны не будет ждать

Интенсивное экономическое развитие Арктической зоны возможно только в условиях обеспечения ее безопасности и надежной военной защиты. Поэтому Министерство обороны РФ в соответствии с указанием Президента России от 11 апреля 2020 года №Пр-649 разработало проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

Военный дизель-электрический ледокол проекта 21180М «Евпатий Коловрат».
© wikipedia.org
Военный дизель-электрический ледокол проекта 21180М «Евпатий Коловрат».

Необходимость внесения изменений вызвана еще и тем, что Конвенция ООН по морскому праву, другие международные конвенции и Полярный кодекс никак не регулируют проход через внутренние морские воды и территориальное море в некоммерческих целях военных кораблей и государственных судов. Они обязаны лишь придерживаться морских коридоров и схем разделения движения судов.

С учетом этих «белых пятен» в морском праве Минобороны и подготовило проект федерального закона.

Правительство России 4 августа передало законопроект в Госдуму, а 8 августа его рассмотрел Комитет по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры. После 8 сентября депутаты его обсудят на пленарном заседании в первом чтении.

Возникает вопрос: а почему предложенный Минобороны законопроект более двух лет пролежали в правительстве под сукном? Ответ в дипломатической форме можно найти в словах Президента России. «Вы знаете, что сейчас в результате действий недружественных стран ряд транспортных, логистических цепочек нарушен. Некоторые иностранные компании не в полной мере или вовсе не исполняют свои контрактные обязательства. Безусловно, в текущей ситуации это создает для нас определенные трудности, но у нас есть все ресурсы и все возможности, чтобы быстро найти альтернативные решения, а в долгосрочной перспективе еще и больше укрепить нашу независимость от внешних факторов», — сказал Владимир Путин на совещании в апреле этого года.

База Северного флота «Арктический трилистник» на острове Земля Александры.
© wikipedia.org
База Северного флота «Арктический трилистник» на острове Земля Александры.

Россия терпеливо ждала, когда Запад излечится от своего психического расстройства. Не дождалась. И теперь России надо самой позаботиться о развитии новых транспортных коридоров и логистических цепочек. А еще — укрепить свои позиции в Арктике и прищемить хвост недружественным странам, которые самонадеянно думают, что, несмотря на их русофобство, для них, как и прежде, сохранят комфортный режим судоходства в российском Арктическом регионе, установленный в 1998 году. Забудьте, господа, о том времени, оно уже стало достоянием истории. С этой осени правила для вас изменятся.

Прежде всего это коснется порядка организации прохода по Севморпути иностранных военных кораблей и других государственных судов.

Россия по-прежнему строго соблюдает Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года, в том числе право мирного прохода через свои территориальные воды для военных кораблей и подводных лодок. Если только они не выполняют любые маневры с оружием, не собирают информацию об обороне и безопасности, не занимаются рыболовной, исследовательской или гидрографической деятельностью, а также любой другой деятельностью, не имеющей прямого отношения к проходу.

Создание помех функционированию систем связи или сооружений и даже пропаганда с целью посягательства на оборону и безопасность — это повод запретить иностранному кораблю или подводной лодке проход через территориальные воды, указано в статье 17 Конвенции ООН по морскому праву.

А правовой режим внутренних морских вод, в отличие от территориальных, устанавливается каждым государством по собственному усмотрению, чем и воспользовалась Россия.

Для Пелоси пропуска нет

Кстати, о пропаганде. Если любительница острых политических ощущений Нэнси Пелоси решит вдруг прокатиться по Севморпути на единственном американском ледоколе тяжелого класса «Полярная звезда» (USCGC Polar Star), то российский МИД, вероятнее всего, ей откажет в этом удовольствии. Но не сразу. В соответствии с законопроектом, подготовленным Минобороны РФ, ей предложат подать заявку на проход государственного судна береговой охраны США по СМП не позднее, чем за 90 суток (раньше — за 45 суток) до предполагаемой даты начала путешествия по Российской Арктике. Срок согласования заявки с Минобороны и ФСБ проектом закона не оговорен.

Межвидовое тактическое учение сил арктической группировки Северного флота.
© mil.ru
Межвидовое тактическое учение сил арктической группировки Северного флота.

В ответе МИД укажет маршрут движения, иные параметры и условия прохода. Одним из таких условий будет, например, обязательное присутствие на борту российского лоцмана. Подробная информация о форме запроса, условиях и порядке получения разрешения на проход будет публиковаться в «Извещениях мореплавателям». Из чего можно предположить, что всякий раз условия будут обновляться.

Но как обидно будет через три месяца услышать твердое «нет!». А еще обиднее — за сутки до отплытия услышать «да!», а за несколько часов до входа на трассу СМП — сакраментальное «нет!» или уже после захода на трассу — приказ: «Повернуть назад!» Законопроектом предусмотрена и такая ситуация.

Если корабль или судно уже находится на трассе СМП, проход может быть оперативно приостановлен в территориальном море или внутренних водах путем передачи навигационных предупреждений. Пусть знает старушка Пелоси, что здесь не Тайвань, «здесь климат иной», в котором живут суровые с виду люди, но очень добрые внутри. Наше «нет!» — это не борьба с американской пропагандой, а забота о безопасности американского ледокола, членов его команды и пассажиров.

И еще. Нахождение на борту ледокола человека, занимающего третье место в американской административной иерархии, не дает права на проход по СМП без получения предварительного разрешения. Исключение составляют только корабли и суда, на которых находятся главы государств и правительств, и на корабли и суда, их сопровождающие, как это было указано в постановлении Правительства РФ от 2 октября 1999 года №1102. Но для недружественных стран в Российской Арктике такая изменчивая погода! А ледовая обстановка, увы, не считается с дипломатическим иммунитетом.

На недовольных воду возят

Одним словом, с обеих сторон СМП поставят шлагбаумы для кораблей, подводных лодок и государственных судов из недружественных стран. Вход — строго по пропускам и по одному. Эта вторая «фишка» законопроекта от Минобороны. До настоящего времени правительство выдавало разрешение на одновременное плавание в районах СМП не более чем трем единицам плавсредств — будь то военный корабль, подводная лодка или государственное судно. После принятия нового закона в районах СМП разрешено будет находиться не более одной единице.

Мы служим на макушке Земли.
© mil.ru
Мы служим на макушке Земли.

Но и одна — это уже много. Военному кораблю или подводной лодке совершенно нечего делать в районах СМП, кроме как вести разведку. Летом 1940 года Советское правительство только один раз разрешило пройти по Севморпути немецкому вспомогательному крейсеру «Комета» (Komet) под командованием капитана 1 ранга Роберта Эйссена, и этого оказалось достаточно для того, чтобы в годы Великой Отечественной войны гитлеровцы глубоко проникли в советский сектор Арктики.

После войны следы их пребывания находили на островах архипелагов Новая Земля и Земля Франца-Иосифа, в дельте Лены и на берегах Неелова залива. Последняя находка — опорный пункт Кригсмарине, имевший большой запас топлива, — была сделана спустя 40 лет после окончания войны, во второй половине 80-х годов прошлого века.

Сегодня кажется уже невозможным несанкционированное проникновение в районы СМП. На западе через проливы Маточкин Шар и Югорский Шар, а также через основной судоходный пролив Карские Ворота даже белуга незаметно не проплывет. С севера районы СМП прикрывают военные базы Северного флота «Арктический трилистник» на острове Земля Александры и «Северный клевер» на острове Котельный. На востоке, после Берингова пролива, при движении по СМП в западном направлении все маршруты и районы тоже находятся под контролем Минобороны и погрансил ФСБ.

Нетрудно предположить, что Госдеп и минобороны США еще выразят свое недовольство новым законом России. Одним из пунктов их протестов может стать полный запрет для военных кораблей транзитного прохода через проливы Дмитрия Лаптева (между материком и Ляховскими островами) и Санникова (у острова Котельного). В отличие от права мирного прохода через территориальное море прибрежного государства, право транзитного прохода допускает все, что запрещено законопроектом Минобороны РФ: свободное плавание военных кораблей и подводных лодок, причем для последних — в подводном положении, подъем в воздух любых летательных аппаратов, пополнение запасов на ходу.

На Земле Александры испытали экологически безопасную новую технику для Арктической.
© mil.ru
На Земле Александры испытали экологически безопасную новую технику для Арктической.

США в своих требованиях на пользование Севморпутем опираются на Конвенцию по морскому праву 1982 года, в соответствии с которой припроливные страны не должны препятствовать транзитному проходу, и он не может быть приостановлен. С точки зрения США, право транзитного прохода не исключает даже проведение военных учений и маневров. Вот только когда другие страны подписывали Конвенцию, США высокомерно «курили в сторонке», поэтому сегодня не могут пользоваться конвенционным правом транзитного прохода.

Тем не менее США пытаются добиться реализации этого права в рамках инициированной еще в 1979 году программы Freedom of Navigation. Она курируется Госдепартаментом совместно с министерством обороны. В ход идут переговоры, ноты дипломатических протестов, демонстрация флага и даже военно-морские учения с привлечением боевых кораблей ВМС США.

Но осуществляемое американцами давление на Иран и Оман не подходит для отношений с Российской Федерацией. Поэтому все, на что способны американские военные, это совершить прогулку на Северный полюс со стороны Атлантики и Канады. А до Северного морского пути им не дотянуться. В российском секторе Арктики может быть только один хозяин, и это — Россия.

Реклама
Реклама