«Изюминки» флотского театра

«Изюминки» флотского театра

Самобытный творческий коллектив дарит всё новые премьеры зрителям в погонах
Сцена из спектакля «Чужой ребенок».
© Марат Ткач
Самобытный творческий коллектив дарит всё новые премьеры зрителям в погонах
' + '' + ' ' + ''+ ' Сцена из спектакля «Чужой ребенок».
03 августа 2022, 11:35
Реклама

Для многих это будет откровением: в структуре Министерства обороны РФ пять профессиональных театров. Помимо широко известного столичного Центрального академического театра Российской армии успешно работают Театр Восточного военного округа и четыре театра на каждом из флотов. У этих коллективов своя специфика и особая связь с войсками. Чтобы прояснить присущие «военным театрам» нюансы, давайте познакомимся с Театром Балтийского флота.

От Кронштадта до Балтийска

Первое отличие флотского театра, что называется, на поверхности. Его выступления то и дело проходят непосредственно в воинских частях, на кораблях, в военно-морском госпитале. В последние годы такому непосредственному общению отчасти помешала пандемия COVID-19, но это перерыв временный.

География творческих маршрутов труппы Драматического театра Балтийского флота охватывает не только Кронштадт и Санкт-Петербург — артисты выступали перед военной аудиторией в Калининграде, Балтийске и еще в ряде гарнизонов, а также выезжали на учение «Запад». Регулярно организуются шефские и праздничные концерты.

Главный режиссёр театра Михаил Смирнов (слева).
© Марат Ткач
Главный режиссёр театра Михаил Смирнов (слева).

«Прием всегда очень теплый! — говорит главный режиссер театра Михаил Смирнов. — Наш зритель очень чуткий и всегда искренне и доброжелательно принимает артистов. Да и нам полезно такое живое общение со зрителями в погонах: они знакомятся с нами, мы изучаем свою публику, чтобы учитывать ее запросы при формировании репертуара».

Часть билетов на спектакли театра бесплатно распространяется среди моряков Ленинградской военно-морской базы.

Еще одна особенность — приобщение молодежи к театральному искусству. Не только матросов и курсантов, но и кадетов, юнармейцев, школьников. Очень тесное сотрудничество сложилось с Кронштадтским морским кадетским военным корпусом, со школами, в целом с молодежной аудиторией. Театр работает не только на передачу — идет постоянный диалог с юными зрителями, их педагогами и воспитателями. Что сегодня им интересно, какие проблемы волнуют? Зная это, театр в своих постановках затрагивает актуальные для них вопросы, ищет на сцене ответы на них.

Фронтовые «пятерки»

Главный зритель флотского театра — военнослужащие и члены их семей. Это изначальное предназначение и сложившаяся за более чем 90 лет традиция. Театр родился в Кронштадте в декабре 1930 года. Тогда после масштабных учений Краснознаменного Балтийского флота был дан концерт, на котором присутствовал народный комиссар по военным и морским делам и одновременно председатель Реввоенсовета СССР Климент Ворошилов. Он дал высокую оценку работе концертной бригады и предложил создать военно-морской театр. За реализацией дело не стало: в состав первой труппы вошли активисты художественной самодеятельности Кронштадта.

В 1934 году театр возглавил Александр Пергамент, который привел в коллектив талантливых профессиональных артистов — коллектив увеличился в четыре раза, до 100 человек. С труппой работали ведущие драматурги того времени: Всеволод Вишневский, Александр Крон, Константин Симонов...

Сцена из спектакля «Письма с фронта».
© Марат Ткач
Сцена из спектакля «Письма с фронта».

В 1940 году Театр Балтийского флота был перебазирован в Таллин, где и встретил Великую Отечественную войну. За четыре фронтовых года его труппа то и дело формировала выездные бригады — «пятерки», по количеству занятых артистов. Только за первый месяц войны они дали 900 выступлений.

Во время трагического Таллинского перехода в 1941 году на затонувших кораблях погибли шесть актеров… Труппа с полной самоотдачей работала в блокадном городе, ставила спектакли, в том числе «У стен Ленинграда», «Фронт», «Русские люди», «Офицер флота».

В некоторых представлениях на сцену выходило до 26 действующих лиц — по меркам военного времени очень много. Всего за годы Великой Отечественной войны театр дал свыше шести тысяч выступлений. Семь человек из коллектива были награждены орденом Красной Звезды, 15 — медалью «За боевые заслуги».

После войны в 1947 году театр перебазировали в Лиепаю, а в 1992-м он вернулся в город своего рождения — Кронштадт.

Заглянуть в день сегодняшний

Кронштадт — это крепость на острове Котлин. И хотя теперь с двух сторон его соединяет с Большой землей комфортная автодорога А-118, удаленность от петербургских театров сказывается, и этот культурный дефицит надо устранять. Что с успехом делает Драматический театр Балтийского флота. Об этом свидетельствует тот факт, что помимо кронштадтцев и жителей других районов Петербурга в зале часто можно встретить зрителей из Петергофа, Ломоносова, Сестрорецка, Всеволожска, Соснового Бора.

Конечно, в репертуаре присутствует морская тематика (как говорится, по штату положено), но требуется разнообразие: классика, легкие комедии. Те же детские спектакли, которые всегда идут на ура.

«Выбор материала для постановки происходит по-разному, — поясняет Михаил Смирнов. — Это творческий процесс, и тут не может быть какого-то однозначного пути. К примеру, ты можешь случайно натолкнуться на какое-то произведение, которое вдруг тебя взволнует, зацепит… Но самый главный критерий — это понимание сегодняшнего дня, актуальности будущей постановки. Поэтому если есть ощущение современности, какой-то живой необходимости, то выбором может быть и классика, и совершенно новая пьеса. У меня всегда в голове несколько произведений, которые бы мне хотелось поставить. И они ждут своего часа.

Сцена из спектакля «Счастье моё».
© Марат Ткач
Сцена из спектакля «Счастье моё».

Было бы интересно сделать спектакль про современный флот. На моей памяти есть разве что только пьеса Евгения Гришковца «Как я съел собаку», где он делится воспоминаниями о службе на Тихоокеанском флоте. Да, кое-что авторы присылают, но надо, чтобы совпало множество факторов: возможности театра, возможности труппы, качество драматургического текста. Бывает, например, что предлагают масштабные постановки, которые нашим небольшим коллективом попросту не реализовать, хотя бы потому, что требуется более полусотни актеров…»

Конечно, труппа сравнительно небольшая — порядка двадцати человек, и все они в той или иной степени задействованы. Более того, радуют зрителя новыми премьерами. Причем с такой регулярностью, что и именитые театры могут позавидовать. Только в минувшем 91-м театральном сезоне вышло пять новых спектаклей. Это чеховские «Три сестры», «Обыкновенный человек» по пьесе Бранислава Нушича, комедия Ноэла Кауарда «Неугомонный дух». Детей порадовали волшебные сказки «Новогоднее настроение» и «Царевна-лягушка».

Актер, костюмер и другие

Рядом с опытными актерами, такими как Владимир Филиппов, Александр Козлов, быстро проходит становление их молодых коллег. В какой-то мере это напоминает здоровый воинский коллектив, где именно к молодым матросам относятся участливо, поддерживают на первых порах. Такое в театральном мире очень ценится!

Есть ли в труппе проблемы с кадрами? Судите сами. Когда в 2015 году выпускница факультета искусств Санкт-Петербургского государственного университета Алёна Болдина, увидев объявление в одной из газет, пришла на просмотр в Драматический театр Балтийского флота, на два вакантных места в труппе претендовали 26(!) дипломированных актеров.

Перед детским спектаклем.
© Марат Ткач
Перед детским спектаклем.

«Все было необычно: члены художественного совета в полном составе внимательно смотрели, слушали — на подобных показах такое отношение редкость, — вспоминает Алёна. — После этого пообещали через две недели позвонить. Признаться, на это не особенно рассчитывала — конкуренция как при приеме в театральный вуз! И вдруг через две недели звонок: «Вы приняты в труппу».

Тогда из многочисленных претендентов в штат взяли Алёну Болдину и Ильдара Юсупова. Как потом рассказывал мне главный режиссёр Михаилом Смирнов, в выборе не ошиблись: молодые актеры сразу же были задействованы в нескольких спектаклях и вскоре получили заслуженное признание зрителей.

Любая постановка — это огромный труд всего коллектива. Помимо игры артистов важны сценография, бутафорский реквизит и костюмы, столярные и плотницкие работы, озвучивание и освещение. Вот почему, когда в этом году отмечался День работника культуры, командующий войсками Западного военного округа генерал-полковник Александр Журавлёв отметил и наградил не только трех актеров — Алёну Болдину, Александра Козлова и Владимира Филиппова, но и директора театра Павла Солодухина, заведующую труппой Елену Смирнову, главного бухгалтера Елену Зовдун, главного администратора Серафиму Белевич и костюмера Ольгу Осипенко.

Сцена из спектакля «Правда – хорошо, а счастье лучше».
© Марат Ткач
Сцена из спектакля «Правда – хорошо, а счастье лучше».

…Скоро начнется 92-й сезон, в котором Драматический театр Балтийского флота по-прежнему останется верен себе: быть актуальным для людей, нести им высокие моральные ценности, развивать опыт предыдущих поколений актеров. Это коллективу по плечу — здесь работают настоящие профессионалы, по-настоящему любящие свое дело.

Реклама
Реклама