Секретный Герой России

Секретный Герой России

Портрет на фоне двух веков
© ОКР «Мозырь»
Портрет на фоне двух веков
30 сентября 2022, 12:47
Реклама

В подмосковной Коломне 14 сентября отметили 75-летие генерального конструктора АО «Научно-производственная корпорация «Конструкторское бюро машиностроения», академика РАН Валерия Михайловича Кашина. Человека неординарной судьбы, талантливого конструктора и организатора производства.

С Валерием Михайловичем я познакомился четыре года назад и до сих пор нахожусь под впечатлением от встречи с этим удивительным человеком. У него не было тогда времени на долгие разговоры. «Не затягивайте», — так, в самом начале нашей беседы, Валерий Михайлович, в то время заместитель генерального директора АО «НПО «Высокоточные комплексы» — генеральный конструктор АО «НПК «Конструкторское бюро машиностроения», кратко выразил свое отношение к просьбе рассказать о своей работе и жизни. Именно в такой последовательности, потому что работу, как известно, он всегда ставит на первое место.

Валерий Михайлович Кашин.
© НПК «КБМ»
Валерий Михайлович Кашин.

Я постарался «не затягивать», а перешел сразу к теме разговора, ради которого приехал к Герою Труда.

С первых фраз стало понятно, что философская мудрость и житейский опыт в этом человеке органично соединяются с юношеской восторженностью. Возможно, потому кажется, что от него исходит внутренний теплый свет.

Когда он о чем-то говорит, часто употребляет слово «очень»: очень много, очень легко, очень сильный, очень толковый, очень хороший… и ни разу не сказал: очень плохой. И еще невозможно не заметить удовольствия, которое он получает от жизни и от людей. Рассказывает обстоятельно, эмоционально, помнит людей по имени-отчеству. У него благодарная память.

Наша беседа, которую Валерий Кашин первоначально ограничивал строгими рамками расписания своего рабочего дня, все-таки затянулась, потому что — я это почувствовал — ему как человеку увлеченному и самому захотелось рассказать о пережитом, о том, что волнует его сегодня.

Гагарин позвал в космос

Валерию Кашину повезло: школьная пора у него пришлась на эпоху массового энтузиазма, время осуществления заветной мечты человечества — завоевания космоса.

«Я помню до сих пор октябрь 1957 года, когда запустили первый искусственный спутник Земли. Это была просто феерия», — рассказывал Валерий Михайлович.

Потом был сентябрь 1959 года и новая победа: советская автоматическая межпланетная станция «Луна-2» впервые достигла поверхности нашего ночного светила.

«Я сидел у приемника и ждал, когда «Луна-2» попадет в Луну. Я ждал именно 14 сентября — и она попала 14 сентября».

В тот день Валере Кашину исполнилось 12 лет. Ну а потом случилось главное космическое событие XX века — первый полет человека в космос. Им стал Юрий Гагарин на корабле «Восток».

«Это была фантастика, — вспоминал Кашин. — Все уже были больны ракетной техникой. Мы занимались в кружке ракетного моделизма, сами толкли в ступе древесный уголь, скупили в аптеках все таблетки карболена. Представьте, в Черновцах, где я жил с родителями, возник дефицит этого лекарства».

Валерий Кашин с председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым на X Международной выставке вооружения в Нижнем Тагиле 10 сентября 2015 г.
© НПК «КБМ»
Валерий Кашин с председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым на X Международной выставке вооружения в Нижнем Тагиле 10 сентября 2015 г.

Школа, где он учился, считалась одной из лучших в городе, а класс — одним из самых сильных в школе. Но и среди лучших учеников во все времена выделяются люди с особыми способностями. Валерий Кашин — из их числа. Школу он окончил с золотой медалью, а на вступительных испытаниях в Бауманке удивил даже преподавателей.

«Письменная математика для меня была несложной», — вспоминает Валерий Кашин. Устный экзамен принимал доцент кафедры высшей математики Юрий Иванович Малов. Он посмотрел ответы и сказал: «Я сейчас пойду покурю, а ты пока задачку реши». Кашин глянул на условия — надо было построить график. «Подождите, я уже решил». Юрий Иванович посмотрел на график и задал единственный вопрос о двух критических точках: «А это что такое?» «Сюда кривая никогда не должна прийти, это предельные значения», — бодрым голосом отрапортовал юноша. Малов посмотрел в экзаменационную ведомость, где уже стояла «пятерка» за письменный экзамен, и написал: «Отлично». Этот день Валерий Кашин тоже запомнил на всю жизнь — 5 августа 1965 года.

Во время учебы в Бауманке настоящим подарком стало общение с преподавателями-практиками. Они непосредственно участвовали в создании новых образцов ракетной техники. «Мы расспрашивали их о том, о чем не писали в газетах», — вспоминает Валерий Кашин.

По мере того как студент Кашин входил в оружейную тематику, ему становилось интересней учиться, а тема дипломной работы вообще стала главной в его жизни на многие годы. Получилось это так. Борис Орлов был научным консультантом в 3-м Центральном научно-исследовательском институте Министерства обороны СССР, в котором делали обзоры зарубежной научно-технической информации. Однажды он принес статью из какого-то журнала и передал Кашину со словами: «Поисследуйте, насколько это достоверно и можно ли так решить задачу». В публикации речь шла о разработке зенитно-ракетного комплекса малого радиуса действия Javelot, предназначенного для уничтожения низколетящих целей.

© Кадр из видео

«У нас тогда возникла проблема в этой области», — пояснил мне Валерий Михайлович.

Принцип создания защиты путем одновременного подрыва в воздухе боевых частей восьми ракет показался ему перспективным. Дипломный проект состоял из конструкторской проработки и исследовательской части с оценкой эффективности. Научным руководителем был Анатолий Иванович Бакулин, а консультантами — сотрудники 3-го института. Они присутствовали на защите диплома, госкомиссию возглавлял начальник Главного управления опытных работ Министерства оборонной промышленности СССР Петр Дмитриевич Коновалов.

Работу Валерия Кашина отметили, заметили и предложили остаться в аспирантуре. Из четырех групп в аспирантуру отобрали трех человек.

Ученик Непобедимого

В культовом фильме «Семнадцать мгновений весны» любимец советских телезрителей Вячеслав Тихонов в образе Макса Отто фон Штирлица высказал такой постулат об условиях жизни ученых за рубежом: им нужно много хлеба с маслом, уютный домик в горах, в сосновом лесу. Конечно, это литературная гипербола. Советский, а ныне российский ученый может ограничить свои потребности скромной квартирой, без домика, гор и соснового леса. Но без собственной крыши над головой невозможно обойтись любому человеку. Эту истину не требовалось доказывать семье Валерия Кашина, ведь он жил в общежитии для аспирантов МВТУ, а его жена — в Черновцах, где училась в ординатуре. С семейно-холостяцкой жизнью они давно хотели покончить, но не видели способа, как это сделать.

Переносной зенитный ракетный комплекс «Верба».
© НПК «КБМ»
Переносной зенитный ракетный комплекс «Верба».

Когда Кашин учился уже на втором курсе аспирантуры, его пригласил к себе в кабинет завкафедрой Борис Орлов. Рассказал, что к нему обратился начальник Конструкторского бюро машиностроения — КБМ — Сергей Павлович Непобедимый с просьбой порекомендовать ему толковых аспирантов для работы в отделе перспективных исследований, при этом обещал решить квартирный вопрос.

«Мы слышали эту фамилию, знали, что в КБМ создан переносной зенитно-ракетный комплекс «Стрела-2». Для нас тогда это была фантастика — с трудом представляли себе, как можно ракету запускать с плеча», — рассказывает Валерий Кашин.

И, забросив на время работу над диссертацией, Кашин переехал в Коломну.

Приехавшие в КБМ аспиранты были молоды и, несомненно, талантливы. Им повезло, что они попали в отдел перспективных исследований, который подчинялся непосредственно начальнику КБМ и располагался на том же, пятом этаже, где и кабинет Непобедимого. Перед молодыми конструкторами поставили задачу как можно чаще выдвигать самые фантастические идеи. Как шутили в отделе — ни дня без комплексов.

Главный (с 1988 года — генеральный) конструктор Сергей Павлович Непобедимый периодически приглашал молодежь на заседания технического совета, где внимательно заслушивал каждого. Молодыми дарованиями он, как могло показаться, даже хвастался перед министром оборонной промышленности СССР. В то время этот высокий пост занимал Сергей Алексеевич Зверев. Он иногда приезжал в Коломну на производственные совещания. Заседания шли подолгу и часто заканчивались поздно ночью. Когда все уже были порядком уставшими, Непобедимый выпускал «на сцену» молодежь из отдела перспективных исследований с их фантастическими идеями.

Валерий Кашин запомнил одно из таких ночных бдений: Сергей Алексеевич сидит, горячий чай похлебывает из стакана с подстаканником, а молодые конструкторы рассказывают ему о своих проектах — один фантастичнее другого.

Через год Кашин стал конструктором первой категории, через полтора — замначальника сектора, потом — начальником лаборатории, в 1981-м возглавил отдел, который занимался разработкой «изделия 171» — комплекса активной защиты (КАЗ) шахтных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет.

Валерий Кашин и министр обороны РФ Сергей Шойгу на полигоне Капустин Яр 27 июня 2013 года.
© Кадр из видео
Валерий Кашин и министр обороны РФ Сергей Шойгу на полигоне Капустин Яр 27 июня 2013 года.

Непобедимый стал приглашать Кашина на различные совещания, даже на те, которые не касались тематики отдела, на испытания изделий, за которые Кашин лично не отвечал, как, например, на пуски «Оки». Часто отправлял на разные совещания в Москву, а также для решения основных вопросов в ЦК КПСС, в Военно-промышленную комиссию, в Минобороны. Таким образом, вводил перспективного, подающего надежды конструктора в тот круг людей, которые принимали важные решения в области обороны.

Может, Валерию Кашину просто показалось, что Сергей Павлович выделил его из коллектива, начал опекать и выдвигать? Сегодня мы, к сожалению, не можем задать этот вопрос выдающемуся конструктору советского оружия с такой говорящей фамилией. Но точно знаем ответ на него: «Не скрою, с первых дней работы В.М.Кашина в КБМ я наблюдал за его становлением как специалиста, конструктора и инженера с широким видением научно-технических проблем и умением найти оптимальный путь решения сложных задач. По мере служебного роста он проявил себя и как умелый организатор дела — смело берет на себя ответственность за принятие важных решений, умело отстраивает техническую политику КБМ в соответствии с вызовами времени. Моей большой мечтой является возрождение предприятия в его былой славе под руководством В.М.Кашина… Меня очень радует, что Валерий Михайлович думает не только о сегодняшнем дне КБМ, но и о его будущем», — написал Сергей Непобедимый в своей книге воспоминаний «Оружие двух эпох» (Оружие двух эпох. Записки генерального конструктора ракетных комплексов /С.П.Непобедимый. — М.: 2010. С. 425).

Ученик сохранил верность учителю и оправдал его надежды.

Камчатская ПРО

Идея комплекса «171» выросла из разработки системы активной защиты бронированных объектов. Валерий Кашин вспомнил свою дипломную работу и кандидатскую диссертацию, где речь шла о массированном встречном противодействии атакующим целям. Теперь все эти наработки тоже могли пригодиться.

Член Политбюро ЦК КПСС, министр обороны СССР Дмитрий Федорович Устинов поддержал предложение КБМ создать защиту для шахтных пусковых установок комплекса Р-36М2 (на Западе известен как Satan — «Сатана») таким образом, чтобы тяжелые ракеты могли выжить после нанесения ракетно-ядерного удара противником и нанести ответный удар.

Сверхзвуковые многоцелевые ракеты «Атака».
© НПК «КБМ»
Сверхзвуковые многоцелевые ракеты «Атака».

В 1984 году вышло секретное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о выделении больших финансовых и материальных ресурсов для строительства испытательной базы на Камчатке. Вглубь полуострова по личному указанию Дмитрия Устинова направили два военно-строительных батальона общей численностью в тысячу человек. С Большой земли вглубь Камчатки доставили более 200 вагонов грузов специального назначения. Их везли по железной дороге до Владивостока, потом морским транспортом до Усть-Камчатска, оттуда в мае, по большой воде, баржами по рекам Камчатка и Еловка до пункта разгрузки, а дальше — машинами еще 50 километров.

Всего в проекте участвовали 250 предприятий из 22 министерств и ведомств. «У нас были свои вертолеты, самолеты, были условия, которые позволяли работать», — рассказывает Валерий Кашин.

В 440 километрах к северу от Петропавловска-Камчатского и примерно в 20 километрах севернее действующего вулкана Шивелуч в тундре развернули измерительный пункт и пункты наблюдения, комплекс «171» и городок испытателей.

Суть испытаний состояла в следующем. По боевому полю камчатского полигона «Кура» Ракетные войска стратегического назначения и Военно-морской флот ежегодно выполняют испытательные и контрольные стрельбы баллистическими ракетами. Задача испытателей — с помощью объекта «171» засечь и электронным пуском условно уничтожить имитатор атакующего боевого блока, который, как предполагалось, должен иметь ядерное снаряжение.

В конце 80-х годов по крайней мере однажды был осуществлен реальный маловысотный неядерный перехват. Он произвел неизгладимое впечатление на самих испытателей. Всё происходило ночью. Ракета летела с Байконура примерно 20 минут. Была объявлена пятиминутная готовность. На чистом небе, свободном от облаков, сияли звезды. И вдруг среди них ярко вспыхнула новая звезда. Она быстро увеличилась в диаметре и разлетелась фейерверком, осветившим половину небосвода. Ночь на несколько секунд сменилась днем — стало светло. Из фейерверка возник огненный шар размером с полную луну, раздались звуки взрывов, и от шара в разные стороны вырвались протуберанцы. Упавший в ту ночь на землю боевой блок был прошит множеством мини-снарядов, а в ряде мест разорван.

Оперативно-тактический ракетный комплекс (ОТРК) «Искандер-М».
© НПК «КБМ»
Оперативно-тактический ракетный комплекс (ОТРК) «Искандер-М».

С 1985 по 1991 год Валерий Кашин возглавлял сначала ведущий тематический отдел, потом стал замначальника, а позже — начальником тематического отделения и головой отвечал за комплекс «171» в рамках опытно-конструкторских работ «Мозырь». Неудивительно, что его не так часто могли видеть в Коломне родные и близкие. По полгода он проводил на Камчатке, руководя подготовкой и проведением испытаний. По словам Валерия Кашина, это была уникальная работа «с фантастическими результатами».

В той походной жизни, насыщенной большой интересной деятельностью, соответствующей масштабам Советского Союза, был только один недостаток — долгая разлука с семьей.

Государственные испытания экспериментального образца комплекса «171» остановились в сентябре 1991 года. С развалом Советского Союза завершилось финансирование, работа не получила дальнейшего развития. Все участники испытаний во главе с Валерием Кашиным вернулись в Коломну.

В декабре 2012 года в «Известиях» со ссылкой на источник в Минобороны РФ появилась информация о том, что в военном ведомстве принято принципиальное решение возобновить испытания комплекса активной защиты шахтных пусковых установок. Комплекс составит последний рубеж противоракетной обороны. Он должен уничтожать объекты, которые сумели прорваться сквозь завесу существующих противоракет ближнего перехвата 53Т6 «Газель» и С-500 «Прометей». Но это уже другая история…

Дело жизни

Орденом Почета Валерий Кашин награжден за выполнение оперативной задачи по вооружению вертолетов авиации ФСБ России. Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени — за всепогодный противотанковый ракетный комплекс 9К123 «Хризантема-С».

Самоходный противотанковый ракетный комплекс «Хризантема-С».
© НПК «КБМ»
Самоходный противотанковый ракетный комплекс «Хризантема-С».

К званию «Герой Труда Российской Федерации» представлял министр обороны РФ Сергей Шойгу. На вопрос: «За что?» — Кашин загадочно улыбнулся: «А вот этого я вам сказать еще не могу, подождите немножко». «Об этом еще не пишут», — добавил Кашин.

В указах Президента РФ о присвоении этого высокого звания всегда одна и та же стандартная формулировка: «За особые заслуги перед государством и народом». В том, что заслуги действительно особые, нет сомнений. При этом генеральный конструктор Кашин награжден в числе первых: на оборотной стороне его золотой медали «Герой Труда Российской Федерации» значится номер с цифрой «25». Это все, что известно, говоря официальным языком документа, об «особых трудовых заслугах перед государством и народом» Валерия Михайловича Кашина. Остальное — под грифом «совершенно секретно», даже Указ Президента РФ секретный, и сама церемония вручения золотой медали в Кремле проходила тоже в обстановке секретности, отдельно от других награжденных.

С должным пониманием отнесемся к этому обстоятельству: еще не время раскрывать все военные тайны страны, о которых даже не догадывается потенциальный противник. А у секретного героя и без того немало заслуг перед государством и народом, о которых можно и нужно рассказать открыто.

Передача очередной партии комплексов «Искандер-М» в войска.
© Кадр из видео
Передача очередной партии комплексов «Искандер-М» в войска.

При непосредственном участии Валерия Кашина созданы уникальные образцы высокоточного оружия. Среди них — ракетные комплексы «Искандер-М» и «Хризантема-С», «Игла-С» и «Верба», семейство ракет «Атака» и «Штурм». Коломенские ПЗРК успешно конкурируют с изделиями американской Raytheon Company, производящей ПЗРК Raytheon (в переводе с английского звучит слишком пафосно и поэтому немножко наивно и смешно: «Божественный луч»). Еще один конкурент — французская компания MBDA (Matra BAE Dynamics Alenia), ведущий европейский разработчик и производитель ракетных систем, в том числе зенитных ракет нового поколения Mistral 3. Вот, собственно, и весь список конкурентов КБМ на рынке вооружений.

Работа, которой сегодня занимается Валерий Кашин, имеет стратегическое значение для обороноспособности страны. Мысли генерального конструктора заняты вопросами создания системы распознавания образов, принципиально новых ракетных двигателей для полетов на больших скоростях. Он по-прежнему гордится результатами опытно-конструкторской работы, полученными в ходе испытаний комплекса «171» на Камчатке, и при этом заглядывает далеко вперед.

Реклама
Реклама