Броня Сибири
Профессиональные механики, которые знают «нутро» как отечественной, так и западной бронетехники, в зоне СВО на вес золота. Выпускники Омского автобронетанкового инженерного института — штучные специалисты, которые досконально знают матчасть, сами могут, если надо, эвакуировать подбитую технику с поля боя и, отремонтировав, снова пустить в бой, а еще — научить этому других.
Делегация Общественного совета при Минобороны побывала в кузнице кадров, где готовят профессиональных механиков-водителей танков, где учат «правильно думать и работать руками».
Учения
Наш автобус едет по одной из омских загородных трасс и неожиданно сворачивает в сторону. Через пару минут романтичный осенний пейзаж сменяют ...военные виды. За окном вдруг появляются танки, бронетранспортеры, в воздухе кружат беспилотники. Такое ощущение, что мы попали на съемки фильма о войне.
На самом деле, мы проезжаем полигоны, на которых курсанты старших курсов Автобронетанкового инженерного института отрабатывают практически навыки. В ведении института огромные территории, которые здесь называют «тактическим полем №1» и «тактическим полем №2». Они предназначены для отработки на практике полученных знаний. Курсантов не надо отправлять далеко на практику — закрепить знания можно прямо на территории института.
Справа от нас войска вовсю ведут «огневое воздействие на противника», едет колонна танков, слева жужжит беспилотник и тут же проходит эвакуация техники. Все танки, БМП, эвакуационная техника — словно только с передовой. Все максимально приближено к реальным боевым условиям. В какой-то момент в автобусе слышится грохот — от неожиданности некоторые пассажиры пригибают головы.
— Это работает танк, стрельба ведется холостыми боеприпасами, — предупреждает нас военный. — Все действия тактического отделения в бою привязаны к опыту СВО. На поле можете увидеть танки Т-72БМ, Т-90 и Т-80, а также современные средства борьбы с танками. Есть у нас и Т-14 «Армата».
На огромной территории института имеются не только тактические поля, но и химический инженерный городок, автодром, где курсантов учат вождению на гусеничных многоцелевых транспортерах МТ-ЛБ, бронетранспортерах, военных автомобилях, проводят занятия по эвакуации, танкодром и т.д.
Курсантов здесь готовят к реальным боям, поэтому на тактических полях занятия проводятся с учетом боевого опыта, полученного нашими бойцами в специальной военной операции. К слову, Автобронетанковый инженерный институт отправил в зону боевых действий порядка 17 тысяч своих выпускников. Восемь из них за полтора года стали Героями России.
— Наш вуз — технический, — рассказывает нам представитель института. — Мы готовим не командиров, а технических специалистов, которые обеспечивают правильную эксплуатацию, ремонт техники — что бронетанковой, что автомобильной. Так что наши курсанты умеют думать и работать руками...,
Два факультета в институте — автомобильные. Там готовят специалистов автотехнического обеспечения войск. Третий факультет исключительно для танкистов.
— Также есть батальон среднего профессионального образования, — рассказывает наш гид. — Здесь мы готовим будущих прапорщиков. Программа обучения рассчитана на три года.
Кроме того, в институте имеется специальный факультет, на котором обучается несколько тысяч курсантов из 30 дружественных государств, и не только из стран ближнего зарубежья, очень много представителей стран Африки, Ближнего Востока, Латинской Америки.
Институт идет в ногу со временем, подхватывая все новейшие тенденции СВО. Поэтому здесь есть Центр обучения операторов беспилотных летательных аппаратов. Большое внимание уделяется использованию беспилотников в интересах танковых подразделений.
— Это внезапно ворвавшиеся в спецоперацию средства, — рассказывает нам инструктор. — Беспилотники на переднем крае используют повсеместно, поэтому мы не можем игнорировать этот факт. Здесь мы не только изучаем квадрокоптеры и другие дроны, учимся им противостоять, но и сами собираем дроны-камикадзе.
По его словам, в институт доставляют комплектующие для беспилотников. Из них курсанты собирают дроны собственной конструкции и позже на тактическом поле учатся с ними работать.
— Современный вооруженный конфликт не похож на то, к чему мы готовились, поэтому нам приходится заполнять пробелы, — рассказывает представитель вуза. — Но хочу сказать, что у нас неплохо получается. У нас очень талантливая и продвинутая молодежь. Но самое главное, что у них есть к этому делу неподдельный интерес.
Неженский словарный запас
Наконец мы въезжаем на территорию института. Первым делом нас ведут в огромные ангары, в которых уже кипит работа. Будущие механики заняты вокруг «железа», преподаватели организуют учебный процесс и наблюдают за выполненными работами. Шум в ангаре — как на стройке, поэтому нашему сопровождающему приходится кричать, чтобы быть услышанным:
— Это наша учебно-производственная площадка. Здесь мы учим курсантов все делать руками — как колодки поменять на «КамАЗе», как установить запчасть, как ремонтировать. Они же придут в войска командирами ремонтного взвода или ремонтной роты. У них в подчинении будут солдаты-срочники, которых надо будет обучить. Чтобы обучить, надо и самому показать, и проконтролировать, чтобы работа была качественно выполнена.
Подхожу к первой группе курсантов, которые пыхтят над огромным «куском железа». Оказывается, у железа есть название — двигатель «КамАЗа».
— Сложно научить обслуживать двигатель? — спрашиваю у преподавателя, который даже во время разговора не отводит взгляда от учебного процесса.
— Этому — да. Его же не просто нужно снять, а потом поставить и отрегулировать
— Это чтобы деталей лишних не осталось?
— Почему лишних? — все же на секунду отвлекается преподаватель. — У нас лишние детали никогда не остаются.
У второй учебной группы прошу на пальцах объяснить, чем занимаются курсанты. На мой непрофессиональный взгляд, они просто что-то крутят и вертят.
— Идет замена опорного катка. Сейчас каток напрессовывают на балансир, — отвечает опытный преподаватель, похожий на трудовика. Большая часть сказанного не понята. Но в конце разговора вдруг доходит:
— То есть курсанты сейчас меняют колесо у БМП?
— Да, заменяют опорный каток, — настаивает специалист.
У преподавателя в руках толстенная тетрадка — оказывается, это инструкция — по памяти, да еще с первого раза опорный каток не заменишь.
— Тут расписан текущий ремонт ходовой части, все операции указаны, показано, какими инструментами пользоваться. Если что-то не получается, я помогаю.
— А есть нормативы?
— Нормативы есть, но мы же пока учимся. Главное — сделать правильно.
— С первого раза получается?
— Не всегда, — признается преподаватель.
Тем временем курсанты уже успели напрессовать каток на балансир, поставить на сетом гайку и закрутить ее с определенным усилием.
— А один может такое сделать? — спрашиваю у преподавателя.
— Может. Но, как правило, работает экипаж — наводчик, командир и механик-водитель.
На соседней площадке — бронемашины, танки, «КамАЗы» в разрезе. Здесь курсанты изучают внутренности боевых коней, вернее, их электромеханику. Сложно поверить, но кусок железа, оказывается — это точно продуманная, высокотехнологичная штука. Такого количества проводов я еще нигде не видела.
— Здесь все макеты в разобранном виде. В реальном корпусе, конечно же, все закрыто. Но тут курсанты изучают внутреннее строение машин, чтобы было понимание — от какого блока куда и какой жгут идет, и в случае неисправности могли ее устранить.
Будущие техники, похоже, повторяют алгоритм медиков, которые обязаны знать анатомию человека... Вопрос только один: реально ли все это запомнить?
— Конечно, реально, — убеждает нас преподаватель. — Они же учатся пять лет! Отличие военного вуза от гражданского в том, что у курсантов после обеда ежедневная так называемая самостоятельная подготовка — сампо, когда они под наблюдением командиров готовятся к будущим занятиям. У студентов гражданских вузов такой формы учебы нет. Старательный занимается, а разгильдяй занимается своими делами. Кроме того, у нас после теоретических занятий обязательно идет практика. Иначе в голове не отложится.
Трофеи и роботы
Тем временем на стоянке военной техники члены делегации Общественного совета облепили какие-то боевые машины. Оказывается, это не простая техника, а затрофеенные натовские машины с полей СВО.
Периодически из зоны спецоперации приходят воодушевляющие новости о том, что мы не только подбиваем натовскую военную технику, но и успешно вывозим ее на свою территорию. Так, совсем недавно в Россию перегнали четыре современных, нашпигованных электроникой танка «Леопард-2». Так вот, отдельные, в наилучшей сохранности единицы техники противника попадают сюда — в институт. Сейчас тут пока три трофея. Один из них «Буцефал» — переделанный украинский бронетранспортер БТР-4Е.
— У противника же нет ничего своего, — рассказывает нам офицер. — Да, бронетранспортер украинский, но все слеплено из иностранных комплектующих. Допустим, у этого — движок немецкий, марки «Мерседес». У этого, как видите, уже двери сделаны. Они, кстати, очень тяжелые, и легко отрубят пальцы, если вовремя не убрать руку. Украинцы, кроме того, сделали остекление. И хотя это бронестекло, все равно это слабое место у машины.
По словам военных, в институте не просто радуются трофеям, а детально изучают их. В первую очередь вот такие слабые места, как окно в бронетранспортере.
— Чтобы потом нашим бойцам было понятно, куда из чего и как стрелять, где у него бронезащита уязвима, — говорит офицер. — Нам это все очень интересно. Любопытно проследить научную мысль западных конструкторов. У них одно видение — у нас свое. Попадаются интересные мысли. Но наша техника все равно значительно продуманнее и лучше.
Пристально изучался в институте и самый массовый американский бронетранспортер в истории — M113. Обещают доставить в ближайшее время и другую технику. Не исключено, что появится тут и один из подбитых «Леопардов».
В вузе есть и совершенно уникальная лаборатория, в которой курсанты могут воплотить в жизнь все самые смелые задумки. Омские курсанты занимаются различными изобретениями и даже получают патенты. Многое из того, что было не только придумано, но и сконструировано в стенах вуза, уже апробировано в зоне боевых действий.
Например, тут есть дистанционный беспилотный роботизированный комплекс для эвакуации раненых с поля боя. Небольшой агрегат с парой носилок, которым можно дистанционно управлять с помощью пульта. Во-первых, боевым товарищам уже не так сложно транспортировать раненого, да и тряска для получившего ранение значительно меньше. Предусмотрено крепление и для боевых модулей — автомата Калашникова, гранатомета РПГ.
Курсанты продемонстрировали лучшие образцы самодельных беспилотников — совсем крошечные, средние экземпляры и нечто похожее на мультикоптер «Баба-Яга». Это все не просто приближенные к реальности экспонаты, а самые настоящие боевые конструкции, которые прямо сейчас можно отправлять в зону боевых действий.
Придумывают ребята и свои ноу-хау. Например, чтобы закрепить гранату на коптере, кому-то пришла гениальная мысль использовать для этого кормушку для рыб, которая срабатывает по сигналу.
— Гранату помещаем в кормушку, закрываем, и все. Затем происходит сброс и взрыв. Стоимость — три копейки, а эффективность огромная, — рассказали изобретатели.
Батюшка-международник
Много внимания в этом военном вузе уделяют не только боевой подготовке, но и заботе о духовности будущих воинов. За духовное воспитание курсантов отвечает в том числе отец Сергий, — настоятель храма Святого благоверного князя Димитрия Донского и по совместительству помощник начальника института по работе с верующими военнослужащими. Местный батюшка — косая сажень в плечах, русский богатырь с огромным крестом на груди и добрыми глазами. Рад каждому — верующему и не только.
— Я всегда подчеркиваю курсантам, что работаю со всеми верующими. У нас и мусульман много, и буддистов, и атеистов. Атеизм — тоже вера. Общаемся с ребятами, работаем, заботимся о духовности. Кого-то крестили, кого-то венчали, причащали, исповедовали. Все необходимое выполняем, — кратко обозначил сферу деятельности священник.
Батюшка не понаслышке знает, что такое боевые действия — когда-то служил на Украине, которая еще была частью СССР, а после начала СВО неоднократно бывал в боевых командировках. Знает отец Сергий, каково родителям, которые ждут своих сыновей с фронта. Сын священника — выпускник бронетанкового института — сейчас отдает долг Родине.
— Слава Богу за все! — по-христиански подытоживает отец Сергий.
По словам священника, некоторые приходят в храм из любопытства — придут, да останутся с Богом в сердце. Другие участвовали в строительстве храма, а потом воцерковились и стали прихожанами. В воскресный день не только верующий военнослужащий может посетить богослужение, но и жители 14-го военного городка — как правило, это офицеры в отставке.
Кстати, у батюшки уникальный опыт работы с верующими из самых разных стран. В институте учатся курсанты из государств Южной Америки, Африки, Азии. И так же, как и остальные курсанты, многие приходят за духовным наставлением к «священнику-межународнику». И даже пишут записки, чтобы православный священник за них помолился.
— Один курсант написал на арабском и сделал приписку по-русски: «Люблю Иисуса. Люблю всех», — рассказал отец Сергий.